Понятие информационно-коммуникационных технологий
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Понятие информационно-коммуникационных технологий
Информатизация общества
• Информатизация общества рассматривается как глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, обработка, передача, использование, хранение, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
• Эти процессы влекут за собой необходимость в постоянном повышении профессионального уровня, как отдельного человека, так и групп специалистов или целых коллективов. Более того, они побуждают каждого индивида к определенной активизации его жизнедеятельности в области владения средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые выступают, прежде всего, в качестве поддержки интеллектуальной деятельности и, прежде всего, учебной деятельности.
Информатизация образования
• Информатизация образования рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок ориентированных на реализацию возможностей и средств ИКТ, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
• Становление и развитие процесса информатизации образования связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей.
• Информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения, и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические, научно-практические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой и образующие определенную целостность, обеспечивающую сферу образования методологией, теорией и практикой решения множества проблем и задач.
Средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
• Под средствами ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие: операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче, продуцированию информации; доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных сетей).
• К средствам ИКТ в технико-технологическом аспекте относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; локальные вычислительные сети, современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях; устройства ввода-вывода информации всех видов; средства и устройства манипулирования и транслирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией; средства архивного хранения информации; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; системы компьютерной графики; программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного программного обеспечения, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и пр.); системы искусственного интеллекта; инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа и др.
Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
Методика – это совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.*
Дидактика – это (греч – “поучающий”, “изучающий”) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые результаты).*
* Общая и профессиональная педагогика Текст. : учеб. пособие : в 2 кн. /
под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Брян. гос. ун-т, 2003. -Кн.1. - 174 с.
• Реализация ИКТ создает предпосылки интенсификации всего образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знаний, умений и навыков, на продуцирование учебной информации.
• Реализация и внедрение ИКТ позволяет осуществлять компьютерную визуализацию информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей).
• Реализация и внедрение ИКТ позволяет осуществлять компьютерное моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных" процессов.
• Стремительное развитие ИКТ, а также активное применение средств ИКТ в образовательном, управленческом и научном процессах в данный период времени приводит к определенному преобразованию образовательной среды. Прежде всего, обратим внимание на тесную связь терминов «информация» и «коммуникация» с технологиями. В данном термине (ИКТ) происходит объединение информационного содержания и коммуникативных возможностей технологий, что понимается как система методов и способов ввода, обработки, хранения, вывода, поиска и передачи информации в компьютерных сетях, а также, как комплекс, органически объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, и регулирующие их системы и средства, предназначенные для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.
• Л.Н. Горбунова, Т.А. Лавина, Д.Ш. Матрос, В.Р. Майер, Л.П. Мартиросян, П.И. Образцов, И.М. Осмоловская, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, А.М. Семибратов, В.И. Солдаткин, А.А. Темербекова, Е.К. Хеннер и др., определяют, что в системе образования создается новая уникальная среда, которая открывает более широкие возможности для всех участников образовательного процесса. Для себя такую среду определяем как ИКТ-насыщенную образовательную среду.
• Уточним определение ИКТ-насыщенной образовательной среды, к которой будем относить информационное содержание и коммуникационные возможности локальных и глобальных сетей, создаваемых и используемых для образовательных целей (преимущественно участниками образовательного пространства). Близким по смысловому содержанию является понятие «коммуникативное пространство», определяемое как система многообразных коммуникативных связей, в том числе возникающих между пользователями сетей.
• В данный период времени значительно возросла реализация потенциала сети Интернет. Это осуществлялось путем предоставления пользователю открытого доступа к информации образовательного назначения. Важным достижением данного периода является то обстоятельство, что была обозначена задача применения технологии телекоммуникации в образовании.Следствием этого явилось подключение образовательных учреждений России к сети Интернет. Результатом стало значительное возрастание роли коммуникации как на уровне ученик-учитель, так и между отдельными учениками, учителями, студентами и т.д.
• Одной из серьезных проблем в данный период времени становится отсутствие необходимой компетентности у работника образования для эффективного использования ИКТ в образовательном процессе, процессе повышения квалификации, самообразовании, управлении образовательной организацией.
• Данную компетентность определяем как ИКТ-компетентность работника образования (информационная коммуникационно-технологическая компетентность) и которая понимаетсякак совокупность определённых компонентов, формируемых и развиваемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а также как способность работника образования к выполнению педагогической, административной, научной и самообразовательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.