Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Медиа

  • 👀 2445 просмотров
  • 📌 2410 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Медиа» doc
Конспект лекций Введение Медиа» (от лат. «media» – средство) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д. Социально-экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств. Объективное возрастание роли медиа приходит в реальное противоречие с практикой их использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью образовательных учреждений. Образование как часть культуры, безусловно, во многом испытывает на себе глобальный процесс информатизации. В.П. Демкин отмечает, что с развитием информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В её основе лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и развитии личности через образование. В новой образовательной парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность, далекую от простой репродукции. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать для этого разнообразные источники, непрерывно развиваться. В.М. Лоскутникова отмечает, что кризис современной образовательной системы связан также с чрезвычайно узким пониманием информатизации образования. Часто она сводится к предмету информатики и способам его преподавания в российских образовательных учреждениях, причем изолированно от других дисциплин и курсов. Таким образом, актуальной является потребность в переосмыслении как методо-логических, так и мировоззренческих установок относительно информатизации образования. С одной стороны, выпускники учебных заведений должны иметь определенный запас знаний в области информатики, включая не только операциональную сферу (работу с компьютером, базами данных, операционными системами, Интернетом и т.д.), но и представления о характере социума, процессах информатизации в обществе, происходящих в связи с этим изменениях в языке, культуре. Прошедшие такую подготовку должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире, уметь обращаться с потоками информации и т.д.. С другой стороны, общество испытывает потребность в специалистах, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, способных к непрерывному образованию по роду своей деятельности, имеющих для этого достаточный уровень знаний в области информационных технологий, средств массовой коммуникации. Проблема информатизации должна рассматриваться всесторонне и комплексно, с позиций разных наук. Педагогический аспект затрагивает следующие вопросы: развитие непрерывного образования в условиях информационного общества; построение открытых педагогических систем; информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании; дистанционное обучение; психологические и педагогические проблемы образования в условиях информационного общества; использование мультимедиа-технологий в образовании; глобализация и интеграция образовательных услуг; содержание и функции образования в условиях информационного общества; дидактические возможности и воспитательное воздействие информационных технологий и др. Виды и функции современных медиа, сущностные характеристики электронных медиа. Дидактические и воспитательные возможности электронных медиа, медиапродукты и медиаресурсы образовательного характера. В медиаобразовании под термином «медиа» понимаются технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией. При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Существуют различные подходы к классификации медиа в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. Традиционно средства массовой информации и коммуникации делятся по способу передачи информации (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.) и по каналу восприятия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные). Эти классификации основаны прежде всего на различии используемых в медиа кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в печатной форме и иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способы расположения текста (верстка) и т.д. Применительно к радио следует говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидении, документальном кино) триада преобразуется в тетраду благодаря наличию такого важного способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Если рассмотреть современные медиа в рамках классификации по каналу восприятия, то под ними в узком смысле понимаются те цифровые / электронные медиа, которые делают возможным мультимедийность – интеграцию различных медиа в некоторое компьютерное представление – гипертекстовую структуру, нелинейный текст; интерактивность и моделирование. Сегодня к электронным медиа относятся радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети и игры. В социально-педагогическом плане медиа можно классифицировать по следующим критериям: месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.), содержанию информации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление), результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). С точки зрения возможностей использования в образовательном процессе электронные медиа группируются в рамках функционального подхода по следующим признакам: степень универсальности (количеству выполняемых функций); возможность подготовки или представления информации; возможность работы с аудио- или видеоматериалами; возможность работы со статическими или динамическими видеодокументами; возможность работы с макро- или микро-объектами. С точки зрения универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнить компьютер. Менее универсальными устройствами можно считать, например, мультимедийные проекторы, которые однако обеспечивают работу практически с любым источником видео- и аудио-информации. Классифицируя технические средства по признаку подготовки или демонстрации информации, выделяются три группы: Устройства для представления уже готовых данных (видеоплеер для CD или DVD дисков, слайд-проектор, проигрыватель CD и др.) Устройства для подготовки данных (фотоаппарат, цифровая фотокамера, аналоговая и цифровая видеокамера, звукозаписывающая аппаратура). Устройства, позволяющие подготовить и продемонстрировать имеющиеся материалы (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр). Одним из самых существенных признаков классификации технических средств в настоящее время выступает форма представления данных. По этому признаку выделяют два больших класса устройств: с аналоговой записью данных, с цифровой записью данных. Относительно социальных функций современных медиа существует множество мнений, которые постоянно меняются, потому что меняется сам предмет. В целом анализ классификаций Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, А. Саркисяна, А.В. Федорова, Л.Н. Федотовой, И.Д. Фомичевой, И. Хмары позволяет разделить функции медиа на следующие основные группы: 1. информационная: сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях; 2. аналитическая (оценочная, функция критики): часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой; 3. познавательно-просветительская (образовательная): передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, масс-медиа способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей; 4. нравственно-воспитательная: медиа отображают морально-эстетические приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о добре и зле; 5. функция воздействия (идеологическая, социально-управленческая, регулятивная): медиа влияют на взгляды и поведение людей, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций; 6. гедонистическая (рекреационная, эстетическая): направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил, удовлетворения эстетических потребностей аудитории. Наряду с перечисленными функциями ученые говорят о явно не выраженных, латентных функциях медиа, сущность которых заключается в скрытом воздействии на общественное сознание. Из представленных видов нагрузки каждое конкретное медиасредство выполняет, как правило, только одну или несколько функций, в процессе реализации которых возможно несколько результативных вариантов: функциональный, когда в той или иной мере осуществляется определяемая основной функцией задача; дисфункциональный, при котором достигается эффект, обратный предписанной функции; нефункциональный, связанный с побочными эффектами, не отвечающими основной задаче; афункциональное воздействие, или отсутствие каких-либо явных результатов. Часто медиа могут вызвать негативные социальные тенденции. В данном случае имеют место следующие девиации функций медиа: 1. обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности; 2. склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование; 3. патологическая зависимость от определенных жанров, демонстрируемых ме-диасредствами: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.; 4. представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов – всё это проникает в современное искусство, молодежную субкультуру и контркультуру; 5. массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев. Рассматривая электронные медиа с точки зрения реализации их образовательных функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их применения в учебно-воспитательном процессе. Если в зарубежной науке речь идет прежде всего об информационных технологиях обучения и соответствующем им программном обеспечении, то в отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям, как электронные издания и электронные ресурсы. Согласно ГОСТу, электронные издания различают: по наличию печатного эквивалента (электронный аналог, самостоятельное издание); по природе основной информации (текстовое, изобразительное, звуковое, мультимедийное издание, программный продукт); по целевому назначению (официальное, научное, научно-популярное, произ-водственно-практическое, нормативное, учебное, массово-политическое, справочное, досуговое, рекламное, художественное издание). Из перечисленных в стандартах к образовательным изданиям относятся: учебное электронное издание, научное электронное издание, научно-популярное электронное издание, справочное электронное издание, художественное электронное издание. Основные направления структуризации образовательных ЭИР: информационно-справочные, учебные и общекультурные. Новые медиа Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, во многом изменили характер коммуникации. Особая роль в этом процессе принадлежит «новым медиа», которые, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используются в качестве важного коммуникационного канала в обществе. На протяжении последних десятилетий проблематика «масс-медиа» является актуальной для теоретиков и практиков PR, журналистов, медийщиков и других специалистов по коммуникациям. В настоящее время в России идёт активный процесс формирования информационного общества, который характеризуется развитием информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданским обществом, бизнес сообществом, органами государственной власти, общественными организациями. Такой процесс способствует повышению качества жизни граждан, развитию экономической, социально-политической сферы жизни общества, совершенствованию системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Одним из главных направлений в становлении информационного общества выступает формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей население доступной и качественной информацией. Мир пережил несколько волн информационных революций. Первая была связана с возникновением письменности на заре древних цивилизаций, когда стало возможным сохранять необходимую информацию на материальном носителе (пергамент, бумага). Вторая явилась результатом изобретения печатного станка в средние века, что привело к уникальной возможности выпуска массового информационного продукта. Третья ознаменовала появление в мире человека таких феноменов, как радио и телевидение. В качестве четвертой волны информационной революции в мире сегодня многие называют приход в нашу жизнь глобальной сети Интернет. В результате стремительного развития информационных и коммуникационных технологий и особенно технологий, связанных с использованием глобальной сети Интернет, облик современного общества существенно изменился. Современные технологии в корне меняют наши представления о средствах информирования людей их информационную концепцию. Технология, целью которой вначале было увеличение объемов передаваемой информации, привела к появлению новых форм коммуникации и повлияла на характер отношений в обществе. Под воздействием интернет-технологий сегодня оказывается политика, экономика и культура. С точки зрения нового средства коммуникации Интернет представляет уникальный феномен. Особенно впечатляющим выглядит то влияние, которое сеть Интернет оказывает на медиарынок. Анализ изменений в области медиа позволяет говорить о том, что в результате мощного воздействия цифровых технологий, работы с информацией и распространения «глобальной паутины» старые медиа (газетные, теле- и радиовещательные) изменяют свою традиционную природу настолько, что на свет появляется совершенно новое явление – медиа, функционирующие в глобальной сети. Как теоретики, так и практики в области масс-медиа приходят к выводу о том, что Интернет сегодня следует рассматривать как будущее медиабизнеса, основу медиатехнологий XXI в. Возможности, которые глобальная паутина предоставляет медиарынку, уникальны. Если проследить динамику смены медиатехнологий как процесса, развернутого во времени, нетрудно заметить, что до 1980-х гг. развитие медиа представляло собой поступательный линейный процесс, растянутый на несколько столетий. Коммуникационный взрыв, который в свое время был вызван изобретением печатного станка, выпуском первой книги, потом – первой газеты (что уже подразумевало массовость информационного продукта), а затем и появлением главных игроков медиасферы XX в. – радио и телевидения, с точки зрения формата родившихся медиатехнологий за эти несколько столетий при всей масштабности процесса представлял развитие и сосуществование лишь двух форм медиа – печатной и аналоговой. После 1980-х гг. происходит коммерциализация выпуска компьютеров и превращения «компьютера» в «персональный компьютер», а также активное развитие сети Интернет, которая, преодолев рамки военной разработки 1960-х гг., смогла наметить путь к становлению себя как средства массовой коммуникации. Именно 1980-е гг. можно считать революционными в отношении динамики развития медиасферы. По сути, эта дата является своеобразным водоразделом, позволяющим разделить «старые» и «новые» медиа. Эти возможности, по сути, сводятся к тому, что принято называть «бинарная система представления информации». Возможность оцифровки («дигитализации») практически любого контента, которую получила массовая коммуникация в эру персональных компьютеров и цифровой техники, подкрепилась другой, совершенно закономерной в случае с масштабным развитием сети Интернет к концу XX в. возможностью – мгновенно передавать такой контент на любые, порой немыслимые географически, расстояния. Указанная возможность представляет собой принципиальный момент для определения термина «новые медиа». В рамках такого подхода новые медиа понимаются как все виды традиционных медиа, содержание которых преобразовано в цифровую форму и может быть потенциально представлено в сети Интернет. Именно поэтому на сегодняшний день другими распространенными синонимами к понятию «новые медиа» являются термины «онлайн-медиа» и «сетевые медиа», связанные с представлением медиапродукта в оцифрованном виде непосредственно («в прямом вещании») в сети Интернет. Исследователь новых средств коммуникации Пол Гиллин в своей работе «Новые агенты влияния» обозначает новые (социальные) медиа – как многозначный термин, который объединяет различные on-line технологии в интернете, которые позволяют пользователям общаться, взаимодействовать между собой. Характерная черта всех социальных медиа, по его мнению, заключается в том, что создателями контента являются сами пользователи. Российский исследователь традиционных и новых медиа Е. Вартанова утверждает, что в основе понятия «социальные (новые) медиа» – лежит принцип партиципарности, когда процесс коммуникации осуществляется при равноправном участии пользователей и института медиа. Ответственность за размещение информационного материала несет сам пользователь, а сервис выполняет номинальные функции: служит площадкой для он-лайн доступа к информации, и ограничивает запрещенные законодательством материалы. Американский журналист Керри Дойл представляет следующее определение: социальных (новые) медиа – это различные он-лайн технологии, позволяющие людям легко общаться при помощи Интернета, делиться информацией и ресурсами. Сэм Блэк характеризует новые медиа как совокупность он-лайн технологий и практик, позволяющих людям обмениваться своими мнениями, впечатлениями и перспективными взглядами. Он утверждает, что новые медиа обеспечивают коммуникацию заинтересованных лиц, что способствует укреплению взаимоотношений между всеми участниками процесса, в том числе между компанией и ее потребителями. Ещё одно определение социальных медиа дано А. Чумиковым – это любые интернет-проекты в формате web 2.0, содержание которых формируют сами пользователи в социальных сетях, блогах, подкастах, web-сайтах, на интернет-форумах, Wiki, видеохостингах, печатных, онлай- новых и мобильных продуктах. Таким образом, наиболее эффективным инструментом коммуникации является он-лайн ресурс, который позволяет не просто просматривать информацию об интересующем явлении, но участвовать в обсуждении общественно значимых проблем и создавать различные сообщества, а также самостоятельно добавлять какую-либо информацию о деятельности организации (аудио, видео, фото). В настоящее время таким ресурсом являются новые социальные медиа (сервисы Web 2.0). Новые социальные медиа – это интерактивные цифровые способы доставки информации, средство коммуникации, где главным коммуникативным источником является Интернет. Говоря о новейших медиа, возникших за последние 10 лет, нельзя не упомянуть тот факт, что в эпоху конвергенции технологий, соединения индустрии производства медиаплатформ и медиаконтента, развитие как самих технологий, так и форм представления медиапродукта происходит еще более высокими темпами, чем раньше. Электронные библиотеки, интернет-телевидение, онлайн-радио, электронная почта, социальные сети в Интернет, блоги, информационные порталы – все это уже не просто новинки мира технологии и коммуникации, а в значительной степени те индикаторы, по которым можно судить о смене образа жизни современного человека. Гипертекстовость и интерактивность онлайн-медиа создает совершенно иной формат потребления информационного контента медиа – это своеобразное «путешествие», где каждый обладает не только возможностью продолжать его до бесконечности, но и правом мгновенно создавать, изменять или публично обсуждать его. «Новые медиа» - современное явление, которому сейчас уделяется большое внимание, этим объясняется множество подходов к его определению, толкованию, пониманию. Уже существует и с каждым годом появляется множество медиаформатов, инструментов, технологий «новых медиа», их коммуникационное значение становится все больше. Типология «новых медиа» и их коммуникационное значение. Говоря о таком свойстве «новых социальных медиа» как «коммуникативность», следует иметь в виду, что его необходимо рассматривать как совокупность характеристик, позволяющих осуществлять процесс общения между людьми, сообществами и передачи информации посредством интерактивных форм. Многие учёные считают, что развитие техники приводит к перерождению человека, который становится придатком машины. Уже не человек, а техника определяет характер развития общества. Благодаря появлению телекоммуникационных сетей, была преодолена временная и пространственная изолированность отдельных народов и их культур. Постепенно усложняющаяся структура окружающего мира, ускоряющиеся в нём изменения, приводят ко всё большей зависимости человека от массовой коммуникации, которая создает с помощью специфических средств «виртуальную реальность». Английский историк, философ, общественный деятель Арнольд Тойнби полагал, что для воздействия средств коммуникации или технологии на общество важна именно реакция наших мнений, т. е. «точка зрения». Так, мы общаемся и взаимодействуем с другими людьми на сайтах, физически расположенных в самых разных уголках Земли. Виртуальные сообщества образуются в режиме он-лайн и действуют независимо от географических и социальных границ. Эти сообщества фактически являются саморегулирующимися сетями, которые действуют по тем же принципам, что и реальное общество. Люди в таких сообществах общаются, дискутируют, отдыхают, работают, зарабатывают, потребляют блага. Индустрия «новых социальных медиа» тесно соприкасается со многими сегментами рынка, такими как разработка компьютерных и видеоигр, телевидение, радио, реклама и маркетинг. Эти сегменты тесно связаны в интернете, с его помощью осуществляется и взаимодействие организаторов и потребителей информации. Таким образом, речь идет о самом широком перечне новых медиаформатов, которые могут включать в себя: • интернет-СМИ; • социальные сети (включая детские социальные сети); • подкастинг; • блогосфера; • мобильное ТВ; • кино, рассчитанное на интернет-аудиторию; • виртуальные сообщества; • виртуальные игры; • wikis • другие ресурсы Веб 2.0. 1. Интернет СМИ. Я.Н. Засурский предложил следующее определение: "Итак, будем считать сетевым изданием всякий сайт (или группу сайтов), предназначенный для решения задач, свойственных печатным и электронным несетевым средствам массовой информации". 2. оределение интернет СМИ из "Интернетско-русского разговорника", составленного компанией «Яндекс». "интернет можно рассматривать как медиасреду, аналогичную телевидению, радио и прессе. В интернете существуют свои средства массовой информации, общие и отраслевые. Некоторые из них зарегистрированы как обычные СМИ, но это пока скорее исключение, чем правило. Под интернет СМИ (e-media) понимается регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом (имеющий свою постоянную аудиторию). Большинство интернет СМИ обновляется ежедневно или даже непрерывно в течение дня. Благодаря этой оперативности интернет СМИ часто используются в качестве источников информации для обычных СМИ. Многие обычные ("офф-лайновые") газеты и журналы имеют свои представительства в интернете. Они часто выкладывают там материалы своих выпусков, а иногда даже делают самостоятельное интернет-издание". Определение сетевого СМИ, предложенное профессором М. Федотовым и его соавторами в последней редакции «Закона о СМИ»: «Сетевые средства массовой информации - зарегистрированные в соответствии с настоящим Федеральным законом средства массовой информации, продукция которых распространяется по сетям электросвязи (телекоммуникационным сетям) так, что пользователи сети могут иметь доступ к ней из любого места сети и в любое время по их собственному выбору». Интернет СМИ – это регулярно обновляющиеся и посещаемые относительно большой аудиторией сайты, созданные для того, чтобы предоставлять журналистскую продукцию, социально значимую информацию: новости, статьи и прочее. Именно такие сайты должны считаться СМИ в интернете. Иначе под определение СМИ попадает любая веб-страница. Основных признаки сетевых СМИ: адрес и название сайта, частота обновления информации, среднее количество посещений в сутки, его контент (здесь необходимо определить, является ли информация на сайте значимой, оригинальной, эксклюзивной, продуктом журналистского труда, а не работа программиста, написавшего систему сбора заголовков новостей). Все интернет СМИ можно разделить на две большие группы: собственно сетевые и он-лайн версии «традиционных» СМИ. Данная классификация является общей, что касается разделения интернет-изданий на группы по другим параметрам – то они условны и спорны. Свою типологию предлагает М. Лукина. Согласно этой типологии все средства массовой информации, выбравшие интернет как канал распространения своей продукции, можно разделить на три большие группы: • Эквивалентные копии традиционных СМИ, или их электронные версии. • Модифицированные он-лайн-версии традиционных СМИ, которые возникли на почве своих офф-лайн-прототипов, но не копируют их, а проводят собственную информационную политику, имеют собственную, отличную от "родителя" схему вещания, соответствующую выбранному каналу. • Медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие офф-лайновых прототипов. • Многие из них прямо заявляют о своих коммерческих целях. А. Носик предложил классификацию, при которой, эти же три группы можно назвать соответственно так: "клоны", "гибриды" и "оригинальные интернет СМИ". Позже этот же автор предложил делить сетевые проекты на СМИ общего профиля, включая в них сетевые СМИ (электронные газеты, инфорпорталы, электронные журналы, интерактивные СМИ) и электронные версии традиционных СМИ (газет, телеканалов, радио, информационных агентств), и специализированные СМИ (агентства экономической информации, тематические ресурсы (спорт, культура, интернет и пр.). Кашникова М. С. предлагает разделить медийные ресурсы на: • собственно сетевые (оригинальные) и версии традиционных СМИ; • новостные, комментарийные и смешанные; • монотемные и политематические; • по принадлежности – государственные, медийных групп, политических групп, бизнес-групп, независимые; • по ориентации на определенную аудиторию – общероссийские и региональные. Аналитик И. Давыдов в своей статье "Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации" предлагает развернутую типологию интернет СМИ по нескольким основаниям: • Способ выхода: собственно сетевые издания (то есть такие, которые выходят только в интернете); сетевые версии традиционных СМИ. • Тип контента: новостные, комментарийные, смешанные; • Тип статей: авторские, редакционные, смешанные. • По тематике: монотематические (внутри этой группы деление может стать почти бесконечным ввиду обилия вариантов представленных монотематических ресурсов); и политематические; • По принадлежности: принадлежащие государству, принадлежащие медийным группам, политическим группам, бизнес-группам, независимые. • По географической принадлежности: общероссийские ресурсы; региональные ресурсы (к данному типу могут быть отнесены также зарубежные русскоязычные ресурсы, ориентированные на относительно узкие диаспоры) [19]. 3. Подкастинг. Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — повсеместное вещание, широковещание) — способ публикации медиа-потоков (как правило — звуковых или видео- передач) во Всемирной сети (обычно, в формате MP3), при котором они анонсируются особым образом, позволяющим автоматизировать загрузку новых выпусков на устройство воспроизведения. Термин «подкастинг» изобрел ведущий радио Адам Кэрри. Он просто слил воедино два слова: broadcasting (вещание) и iPod (известный P3-плеер Apple). Название максимально точно отражает суть подкастинга. Это действительно вещание (подобное радио), которое можно слушать на MP3-плеере. Но не все согласны с подобной трактовкой. Редактор Linux Journal предложил собственную расшифровку — Personal Option Digital Casting. На Западе распространение подкастов происходит через популярные RSS-ленты, к которым можно подключиться с помощью программных клиентов. Целевая аудитория подкастинга — пользователи персональных компьютеров, вероятно при этом имеющие портативные проигрыватели. Для удобного воспроизведения подкастов создано программное обеспечение, регулярно запрашивающее веб-сайт на предмет появления новых записей, которые потом загружаются на компьютер пользователя, а затем— в портативный проигрыватель. Подкастинг — это выгодная альтернатива радиовещанию и телевидению, поскольку не требует лицензирования частоты и доступен в любое удобное для слушателя время. Коммуникационные характеристики и значение подкастинга определили в своей статье «Новые медиа» Стинс О. и Ван Фухт Д. Таблица 1. Коммуникационные характеристики и значение подкастинга Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение • Сильные и слабые стороны этого медиа проистекают из преимущественного использования звуковых форматов в ущерб письменным. • Улучшение подкастинга может включать создание альбома и распределение по разделам • Пользователи могут сами выбирать индивидуальные программы или прослушивание на условиях подписки. • Благодаря портативным МР3-плеерам стал популярным time-shifting («временное перемещение», когда файлы записываются на носитель временно, затем стираются, на их место помещаются другие и т. д.). • Подкастинг достаточно прост и недорог. • Это метод односторонней коммуникации. • При таком асинхронном методе коммуникации обратная связь (звуковая или письменная) возможна при последующих контактах пользователя с ресурсом • Несмотря на растущую популярность iPod, рядовые потребители имеют слабое представление о том, что такое подкастинг. • Дешевизна и легкость доступа к ресурсу дает возможность любому стать получателем эксклюзивной рассылки. • Мобильность, а именно возможность перемещения файлов на портативные носители, делает подкастинг удобным для пользователей. • Формат имеет хорошие возможности для использования в паблик рилейшнз, маркетинге, рекламе и коммерческих целях. • Аудио-форматы люди обычно используют иначе, чем другие электронные и компьютерные медиа. • Пользователь должен сначала найти интересующий его podcast-ресурс либо загрузить данные, либо подписаться на нужную рассылку; при этом для продвижения сообщения требуются другие медиа. 4. Социальные сети. Отталкиваясь от основных функций, структуры и параметров социальных сетей можно дать следующее определение: социальная сеть (в Интернете) – это автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах, в основе которого лежат система «друзей» и система «комьюнити»; контент сервиса загружается самими участниками сети. В современном коммуникационном ландшафте социальные сети заняли совершенно уникальное положение, с одной стороны, соответствуя большинству параметров средства массовой коммуникации, с другой, оставаясь эффективным средством для межличностной коммуникации. На практике социальные сети выполняют все функции, соответствующие средству массовой коммуникации – информативную, регулирующую и культурологическую. Информативность заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т. п. Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. На сегодняшний день социальные сети являются самым эффективным инструментом для поиска медиа-контента. Под виртуальными социальными сетями, видом новых медиа, обычно понимают интернет-платформы, сайты или сервисы, которые являются площадкой для социальных коммуникаций. Большинство исследователей относят к ним как непосредственно сети (Facebook, Linkedin и др), так и блогосферу (Д.М. Бойд и Н.Б. Эллисон, М.А. Рассел, Ч. Кудушин, Д. Керпен, Л. Сафко), хотя существует мнение, что блоги и микроблоги не являются социальными сетями. В России наиболее часто используемыми инструментами в социальных сетях являются: ◦ группы ВКонтакте, Facebook, Одноклассники; ◦ публичные страницы ВКонтакте, Facebook, Google+; ◦ мероприятия Facebook, ВКонтакте; ◦ «персонажи» (аккаунты) в социальных сетях; ◦ блоги и дневники на платформах Livejournal, Wordpress, LiveStreet; ◦ микроблоги, хэш-теги в Twitter; ◦ каналы YouTube; ◦ приложения социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники); ◦ таргетированные рекламные кампании в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Мой Мир). Отечественные сети ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир по своей популярности в России превосходят мировые сети Facebook, Linkedin, Twitter. Большинство исследователей в области интернет коммуникаций включают блогинг в понятие социальные сети. 5. Блоги Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны или доступны определённому множеству пользователей Сети. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Блоги трансформировались в отдельную сетевую субкультуру только в 1996 году. Однако интенсивные темпы увлечения блогами привели к тому, что к 2003 году интернет-дневники заняли особую нишу в жанре журналистики, литературы и масс-медиа. Оперативность публикации общественно важной информации — одно из ключевых преимуществ блогов перед «традиционными» СМИ. Блогеру достаточно опубликовать запись в своем журнале, как новость — если она действительно важная или интересная — моментально разнесется по «сарафанному радио». В отличие от газет и журналов, блоги пока относительно свободны от цензуры. Если блоггер становится свидетелем чрезвычайного происшествия, он тут же выкладывает информацию об этом событии в своем журнале. Узнав о фактах коррупции, нарушении прав человека, сокрытии информации официальными источниками, блоггер не только поделится этим открытием со своими читателями, но и постарается привлечь к ним общественность, опубликовав соответствующие записи в тематических сообществах — правозащитных, журналистских и других. Коммуникационные характеристики блога, как формы нового медиа, дают в своей работе «Новые медиа» Стинс О. и Ван Фухт Д. Коммуникационные характеристики и значение блогов Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение  Создать новый сайт очень просто, в том числе заложить большое количество любых опций.  Легко обновляется. С помощью RSS можно осуществлять автоматическую одностороннюю рассылку сообщений всем заинтересованным адресатам.  Изменение стандартных шаблонов часто требует от пользователя HTML-навыков.  Как правило, блог ретранслирует голос из толпы – это продукт, создаваемый «обычным» человеком.  Блог сфокусирован на новостях или новых темах, опыте или мнении.  Быстрое распространение информации через почтовые ссылки на другие блоги.  Доступ к большому количеству хороших поисковых инструментов.  В то время как содержание большинства блогов не отличается особой глубиной, многие демонстрируют глубину мнений.  Могут быть поражены спамблогами (spblogs), которые наносят серьезный ущерб репутации сайта, его рейтингу.  Может быть подвергнут комментарию.  Скрытность и анонимность сайтов осуждается блог-сообществом, поскольку сокрытие информации относительно источников субсидирования является неэтичным  Проблематично использовать организациям для установления внешних связей (некоторые примеры существуют, но они не- многочисленны).  Потенциально это лучше для налаживания внутренних коммуникационных связей (например, блоги руководителей компаний), но по-прежнему может нуждаться в работниках, непосредственно пишущих тексты, или вовлечении в коммуникацию.  Компании должны быть нацелены на то, чтобы дать направляющую информацию всем сотрудникам, посещающим блог.  Администрирование блога предполагает тщательный мониторинг имиджа компании, организацию работы с покупателями, а также кооперацию с департаментом общественных связей 6. Wikis Wikis – это сфокусированные на информации веб-сайты, которые используют специальное программное обеспечение для создания интерфейса и обновления содержания. Термин «wiki» пришел из гавайского языка, в котором это слово означает «быстрый», «скорый», хотя некоторые утверждают, что «wiki» может быть акронимом от «What I Know Is», тем самым термин описывает, как индивидуальный вклад пользователя позволяет развивать содержание. Самый наглядный пример – онлайновая энциклопедия Wikipedia.org. По мнению Стинс О. и Ван Фухт Д., «wiki», как форма «новых медиа», обладают огромным потенциалом, их коммуникационные характеристики и значения приведены в таблице . Таблица. Коммуникационные характеристики и значение Wikis. Коммуникационные характеристики Коммуникационное значение • Коллективное «строительство» содержания. • Динамичное и постоянное обновление. Макроконтекст выстраивается из разнообразных актуальных статей. • Большое количество гиперссылок, как внутренних, так и внешних. • Доступный открытый источник • Дружеские отношения wiki по-прежнему устанавливает только со своими пользователями. • Анонимные корреспонденты могут размещать ложную информацию. • Может нуждаться в контроле или наблюдении со стороны администратора. • Успех проекта в большей степени зависит от критической массы активных участников, чем от маркетинга. • Подвижность содержания ресурса обеспечивается большим количеством пользователей, размещающих свои материалы. • Эффективный инструмент для получения и обмена знаниями. • Обязанности по развитию ресурса распределены. • Хорошие возможности использования в качестве инструмента для выстраивания содержания локальных сетей 7. Мобильное ТВ Мобильное телевидение – это технология, обеспечивающая процесс трансляции телевизионного изображения на мобильный приемник пользователя по сотовым сетям связи или с помощью эфирной или спутниковой передачи. То есть мобильное ТВ может функционировать двумя способами. Первый – «двусторонняя» передача сигнала (от опера- тора к базовой станции и обратно) – неразрывно связан с развитием систем третьего поколения мобильной связи – 3G. Этот термин используется для описания мобильных сервисов, которые обеспечивают более высокое качество звука и картинки, широкополосную интернет-связь и мультимедийные сервисы. Второй – трансляция в определенном стандарте мобильного вещания. Главной проблемой мобильного телевидения, как для России, так и для Запада, является практически полное отсутствие оригинального «контента». Проблема имеет две составляющие: формальную и содержательную. Мобильное телевещание требует «контента», адаптированного для просмотра на небольших устройствах в течение непродолжительного времени. Оптимальный формат для мобильного ТВ – короткометражные клипы (фильмы, ролики, новости, музыка, спорт), снятые преимущественно крупным планом . Новые социальные медиа стали полноценным социальным институтом современного общества и их основными характеристиками являются доступные интерактивные коммуникации; непосредственное участие пользователей в генерации и ретрансляции медийного контента; высокая степень вовлечённости пользователей в процесс интерактивной коммуникации; максимальная скорость обратной связи между пользователями; персонализация пользователя. А в качестве характерных свойств новых социальных медиа выступают универсальность, интерактивность, доступность, мобильность, коммуникативность. Новые социальные медиа обладают и специфическими вполне универсальными возможностями – это возможность работы с аудио- или видеоматериалами, со статическими или динамическими видеодокументами; с макро- или микрообъектами, а также текстами. Их также можно использовать для продвижения проектов, мероприятий, что будет рассмотрено нами в следующей главе. Универсальность новых социальных медиа выражается также и в тематической разносторонности информации, её глобальности, всеохватности и многофункциональности, что само по себе является новым, более качественным уровнем развития средств массовой информации современного общества.
«Медиа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 93 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot