Понятие ≪человек≫ и его интерпретация
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
§ 1. Понятие ≪человек≫ и его интерпретация
Франкл, задавая себе вопрос: ≪Что же такое человек?≫, отвечал на него так: ≪Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах≫. Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции ≪человек≫. Человек — это индивид, представляющий собой не только личность, но и обладающий телесностью, анатомическим строением, физиологией, социальной ролью и статусом, выражающий и передающий культуру. По B.C. Соловьеву, человек — это уникальное, постоянно меняющееся сочетание биологического (физического) и психического, которое в своем высшем единстве образует сознание, способное мыслить себя, свои и (возможно) божественные деяния. Можно привести еще множество определений человека, но ни одно из них не даст всеобъемлющей сущностной характеристики феномена, называемого ≪человек≫. Человек в философской антропологии рассматривается как существо свободное — независимое и самостоятельное (способное к самоопределению, осуществлению индивидуального выбора и самореализации), творчески воздействующее на объективную реальность. Свобода — одна из сущностных характеристик человеческого бытия. В содержательном плане она включает в себя саморазвитие, самоопределение, самопознание, самоосуществление и другие ≪само≫, присущие только человеку, что актуально при разработке проблем его развития и образования. В современном общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только обострившиеся политические, экономические и социальные катаклизмы уходящего в историю XX в., но и глобальный кризис, выражающийся в надвигающейся экологической катастрофе, исчерпании природных ресурсов, ухудшении физического и психического здоровья людей (наркомания, алкоголизм, СПИДи т.д.). В этих условиях идет объективный процесс поиска нового типа отношений между людьми, нового общественного устройства, нового статуса человека в окружающем его мире. Требуют осмысления и анализа появившиеся в последние годы модели человека, попытки
сформулировать обобщенную парадигму человеческой экзистенции.
Накоплено много данных о психике человека в разных ее проявлениях. Особенно ценно, что внимание ученых акцентируется на изучении сопряжения психических и физиологических состояний. Окончательно оформленную человеческую психику характеризуют следующие признаки:
• общественно-историческая природа, выражающаяся в том, что качество сознания человек приобретает лишь в процессе социализации,
что законами мышления являются всеобщие законы функционирования и развития совокупного человеческого знания, что носителем этого знания является социум;
• целеполагание и предвидение, заключающиеся в предвосхищении
человеком результатов своей деятельности;
• абстрагирование, т.е. способность выделять главное, существенное, необходимое, общее, отвлекаясь от случайного, второстепенного;
• избирательность, выражающаяся в том, что человек реализует не только видовую программу, но и свою собственную, создавая модели желаемого будущего;
• активность, творческий характер — способность создавать материальные и идеальные конструкции, не имеющие аналогов в действительности;
• саморегулирование, контроль — возможность корректировать деятельность по отношению к ее конечному результату, удовлетворению человеческих потребностей;
'универсальность (Спиноза определял сознание как свободное, активное, универсальное движение по форме вещей и характеризовал та-
кое движение как способ существования мыслящего тела);
• языковая форма существования, представленности (известно, что
Гегель определял язык как наличное бытие сознания. Последнее условием своего функционирования имеет особую психическую структуру — вторую сигнальную систему);
•рефлексия, самосознание — способность выделить себя из среди себе подобных, составить собственный образ, дать самооценку, проанализировать собственное мышление, определить собственные возможности и перспективы, разработать теорию мышления о мышлении, не просто знать, а знать, что знаешь;
• идеальное как концентрированная, системная характеристика сознания, включающая все остальные его определения и придающая им новое качество.
Важнейшими условиями сохранения и развития как вида Homo sapiens, так и отдельного индивида было соблюдение нравственных табу и следование социокультурному опыту предшествующих поколений. Именно в обществе человек смог реализовать свои потенциальные возможности.
Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целеполаганию и планированию своей жизнедеятельности, т.е. самоосознание, рефлексия.
Специфической особенностью человека является его духовность. Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
Одной из основных характеристик человека является его целостность. Целостность человека раскрывается и через его противоречивость.
Целостность человека раскрывается и через его противоречивость. Н.А. Бердяев писал, что человек может познавать себя «сверху и снизу», из божественного и из демонического в себе начала. «И он может это делать потому, что он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму»
1 . Вслед за В.И. Максаковой рассмотрим основные противоречия человеческой природы. 1. Человек ориентирован на следование общественным стереотипам и установкам даже в полном одиночестве, но он всегда сохраняет свою автономность. Никогда ни один человек не поглощается обществом полностью.
2. Свобода — одна из высших ценностей человека. Внутренняя свобода человека проявляется в его воображении, творчестве, мечтах, что невозможно у него отнять. Достижение полной независимости от других людей, снятие с себя ответственности перед ними и за них, не делает человека счастливым.
3. Человек, оставаясь материальным существом, стремится к познанию и постижению высших ценностей, идеальных установок.
4. Законы, по которым живет человек, нередко приводят к столкновению рационального и эмоционального, целесообразности и гуманности.
5. Человек, являясь частицей мироздания, не превращается в своем осознании в «ничтожную тварь». Чувство собственного достоинства и потребность в уважении сохраняются в нем даже в самых уничтожающих и унижающих его личность ситуациях, а если не сохраняются, то личность разрушается.
6. Человек — существо социальное и не может жить вне общения с другими людьми, однако от постоянного общения он устает и стремится к уединению, одиночеству.
7. На развитие человека влияют как факторы, определяющие закономерные изменения в его становлении, так и случайные, которые могут на каком-то этапе оказаться решающими и определяющими непредсказуемость в результатах развития. 8. Человек консервативен и революционен, традиционен и креативен одновременно. Он стремится к стабильности и устойчивости, но тяготится однообразием и рутиной.
9. Человек может проявлять неадаптивную (надситуативную) активность, что выражается в его способности подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи.
В философии в процессе исторического осмысления природы и сущности человека сложилось несколько основных направлений.
1. Теоцентристское понимание человека, суть которого заключается
в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.
2. Человек — ≪фокус≫ социальной системы, ее отражение. При этом
подходе предметной реальностью является не отдельный человек, а
все человечество.
3. Человек рассматривается как биологически недостаточное суще-
ство. Его неприспособленность жить в окружающей среде вынудила
его создать искусственную среду обитания: человеческую культуру.
4. Иррационалистические взгляды субъективно-идеалистического толка. Иррационалисты в основу объяснения природы и сущности человека ставили его психику, эмоции, инстинкты, рефлексы и другие подсознательные факторы.
5. Культурно-антропологический подход. Главное, что отличает че-
ловека от животных, — способность творить, формировать культуру
и быть ее носителем. Так считает идеолог этого подхода Э. Ротхаккер. Культура — основной фактор выделения человека из животного
мира.
Названные подходы не исчерпывают все существующие философские трактовки понимания человека. Многообразие подходов лишь подтверждает факт многозначности, уникальности и таинственности человеческой сущности. Несмотря на множество характеристик человека, педагогический на его природу, считают многие исследователи, несколько иной.
Дополнительный материал
Античные философы о человеке
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI в.: перспективы антропологического подхода. М; Владимир, 1998.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности. М., 1999.
Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. М., 1927. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.
Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М., 2000.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
Чистяков В. В. Антрополого-методологические основы педагогики. Ярославль, 1999.