Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основные категории социологии труда

  • 👀 240 просмотров
  • 📌 221 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Основные категории социологии труда
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основные категории социологии труда» docx
Лекция Тема: Основные категории социологии труда 1. Характеристика категории «трудовое поведение». Виды и факторы, влияющие на трудовое поведение 1. Характеристика категории «трудовое поведение». Виды и факторы, влияющие на трудовое поведение К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение. Разновидностью социального поведения являются трудовая деятельность и трудовое поведение. Трудовая деятельность — это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми в производственной организации. Здесь ставятся следующие цели: • создание материальных благ, средств жизнеобеспечения; • оказание услуг различного целевого назначения; • разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов; • накопление, консервация, передача информации и ее носителей и т.д. Трудовая деятельность характеризуется рядом общих свойств: - функционально-технологическим набором трудовых операций, предписанной рабочим местом функциональной программой; - набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках; - материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации; - определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их реализации; - нормативно-алгоритмизированным способом организации, с помощью которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс. Трудовое поведение — это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса. Структуру трудового поведения можно представить следующим образом: • циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния; • маргинальные (от лат. maiynalis — находящийся на краю) действия; • поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения; • действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений; • акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств; • спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием; • осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения; • действия и поступки в результате влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения. Факторы, влияющие на трудовое поведение: 1) социальные и профессиональные характеристики работников; 2) условия работы в широком смысле (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т д.); 3) потребности работников — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма; 4) интересы работников — реальные причины действий, формирующиеся у социальных групп, индивидов в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни; 5) мотивы — осознанное отношение (субъективное) к своим поступкам (внутреннее побуждение); 6) стимулы — внешние по отношению к человеку воздействия, которые должны побудить его к определенному трудовому поведению. 7) ценностные ориентации — разделяемые личностью социальные ценности, являющиеся целью жизни и основными средствами ее достижения и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов трудового поведения индивидов; 8) установка — общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Виды трудового поведения: • Функциональное поведение - это конкретная форма реализации профессиональной деятельности, определяемая технологией рабочего места. • Экономическое поведение – поведение, ориентируемое на результат, на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: “максимум дохода ценою максимума труда”, “гарантированный доход ценою минимума труда”, “минимум дохода при минимуме труда” и “максимум дохода при минимуме труда». Экономическое поведение характеризуется понятием эффективность, то есть соотношением между затратами и результатом. • Организационное и административное поведение – поведение, суть которого состоит в формировании позитивной мотивации членов трудовой организации. Для этих целей активно используют различного рода стимулы: моральные, материальные, социальные. Субъекты организационного поведения — отдельные работники, которые регулируют и соотносят процессы достижения своих специфических целей с целями и задачами организации. • Стратификационное поведение - это поведение, связанное с профессиональной, трудовой карьерой, когда работник сознательно выбирает и реализует в относительно длительный промежуток времени путь своего профессионального или должностного продвижения. • Адаптивно-приспособленческое поведение – поведение, проявляющееся в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, ролям, требованиям технологической среды и тд. Такое поведение обнаруживает себя в фазе первичного вхождения работника в производственный процесс, коллектив, профессиональную среду. К нему относятся и такие виды поведения, как конформистское — приспособление к установкам других лиц, особенно вышестоящих в иерархической ступени управления, и конвенциональное — форма приспособления индивида, характеризующаяся постоянно возобновляющейся системой компромиссов. • Церемониальные и субординационные формы поведения – это поведение, связанное с реализацией служебного, профессионального и должностного этикета. Оно проявляются на различных уровнях организационной иерархии, выполняя ряд функций. В частности, обеспечивают сохранность, воспроизводство и передачу значимых ценностей, профессиональных традиций, обычаев и образцов поведения, поддерживают устойчивость и интеграцию работников с организацией в целом. • Характерологические формы поведения - это эмоции и настроения, которые реализуются в поведении. Несовместимость характерологических форм поведения у двух и более лиц является причиной конфликтов и конфликтных ситуаций в трудовой организации. Одна из разновидностей этой формы поведения — спонтанное, немотивированное поведение, возникающее под воздействием сильных эмоций в экстремальных, нестандартных ситуациях. Последствия спонтанного поведения отрицательно сказываются на трудовом процессе, усиливают негативную мотивацию работников, способствуют отказу (явному или скрытому) от выполнения заданий и распоряжений. • Деструктивные формы поведения. Это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, норм и дисциплинарных рамок трудового процесса. Можно выделить следующие формы такого поведения: противоправное; административно-управленческое, связанное с превышением прав и полномочий, с прямым невыполнением обязанностей; дисфункциональное (профессиональная некомпетентность); индивидуально-целевое, носящее крайне эгоистический характер, направленное на реализацию сугубо личных интересов; групповой эгоизм; имитационное поведение, псевдоактивность; девиантное, связанное с реализацией ассоциативных привычек и склонностей.
«Основные категории социологии труда» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot