Основные категории социологии труда
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
Тема: Основные категории социологии труда
1. Характеристика категории «трудовое поведение». Виды и факторы, влияющие на трудовое поведение
1. Характеристика категории «трудовое поведение». Виды и факторы, влияющие на трудовое поведение
К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение. Разновидностью социального поведения являются трудовая деятельность и трудовое поведение.
Трудовая деятельность — это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми в производственной организации. Здесь ставятся следующие цели:
• создание материальных благ, средств жизнеобеспечения;
• оказание услуг различного целевого назначения;
• разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;
• накопление, консервация, передача информации и ее носителей и т.д.
Трудовая деятельность характеризуется рядом общих свойств:
- функционально-технологическим набором трудовых операций, предписанной рабочим местом функциональной программой;
- набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;
- материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;
- определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их реализации;
- нормативно-алгоритмизированным способом организации, с помощью которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс.
Трудовое поведение — это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса.
Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:
• циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;
• маргинальные (от лат. maiynalis — находящийся на краю) действия;
• поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;
• действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;
• акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;
• спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;
• осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;
• действия и поступки в результате влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.
Факторы, влияющие на трудовое поведение:
1) социальные и профессиональные характеристики работников;
2) условия работы в широком смысле (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т д.);
3) потребности работников — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма;
4) интересы работников — реальные причины действий, формирующиеся у социальных групп, индивидов в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни;
5) мотивы — осознанное отношение (субъективное) к своим поступкам (внутреннее побуждение);
6) стимулы — внешние по отношению к человеку воздействия, которые должны побудить его к определенному трудовому поведению.
7) ценностные ориентации — разделяемые личностью социальные ценности, являющиеся целью жизни и основными средствами ее достижения и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов трудового поведения индивидов;
8) установка — общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.
Виды трудового поведения:
• Функциональное поведение - это конкретная форма реализации профессиональной деятельности, определяемая технологией рабочего места.
• Экономическое поведение – поведение, ориентируемое на результат, на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: “максимум дохода ценою максимума труда”, “гарантированный доход ценою минимума труда”, “минимум дохода при минимуме труда” и “максимум дохода при минимуме труда».
Экономическое поведение характеризуется понятием эффективность, то есть соотношением между затратами и результатом.
• Организационное и административное поведение – поведение, суть которого состоит в формировании позитивной мотивации членов трудовой организации. Для этих целей активно используют различного рода стимулы: моральные, материальные, социальные. Субъекты организационного поведения — отдельные работники, которые регулируют и соотносят процессы достижения своих специфических целей с целями и задачами организации.
• Стратификационное поведение - это поведение, связанное с профессиональной, трудовой карьерой, когда работник сознательно выбирает и реализует в относительно длительный промежуток времени путь своего профессионального или должностного продвижения.
• Адаптивно-приспособленческое поведение – поведение, проявляющееся в процессе приспособления работника к новым профессиональным статусам, ролям, требованиям технологической среды и тд. Такое поведение обнаруживает себя в фазе первичного вхождения работника в производственный процесс, коллектив, профессиональную среду. К нему относятся и такие виды поведения, как конформистское — приспособление к установкам других лиц, особенно вышестоящих в иерархической ступени управления, и конвенциональное — форма приспособления индивида, характеризующаяся постоянно возобновляющейся системой компромиссов.
• Церемониальные и субординационные формы поведения – это поведение, связанное с реализацией служебного, профессионального и должностного этикета. Оно проявляются на различных уровнях организационной иерархии, выполняя ряд функций. В частности, обеспечивают сохранность, воспроизводство и передачу значимых ценностей, профессиональных традиций, обычаев и образцов поведения, поддерживают устойчивость и интеграцию работников с организацией в целом.
• Характерологические формы поведения - это эмоции и настроения, которые реализуются в поведении. Несовместимость характерологических форм поведения у двух и более лиц является причиной конфликтов и конфликтных ситуаций в трудовой организации. Одна из разновидностей этой формы поведения — спонтанное, немотивированное поведение, возникающее под воздействием сильных эмоций в экстремальных, нестандартных ситуациях. Последствия спонтанного поведения отрицательно сказываются на трудовом процессе, усиливают негативную мотивацию работников, способствуют отказу (явному или скрытому) от выполнения заданий и распоряжений.
• Деструктивные формы поведения. Это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, норм и дисциплинарных рамок трудового процесса. Можно выделить следующие формы такого поведения: противоправное; административно-управленческое, связанное с превышением прав и полномочий, с прямым невыполнением обязанностей; дисфункциональное (профессиональная некомпетентность); индивидуально-целевое, носящее крайне эгоистический характер, направленное на реализацию сугубо личных интересов; групповой эгоизм; имитационное поведение, псевдоактивность; девиантное, связанное с реализацией ассоциативных привычек и склонностей.