Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Введение. Предмет и задачи курса

  • 👀 450 просмотров
  • 📌 416 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Введение. Предмет и задачи курса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Введение. Предмет и задачи курса» pdf
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА Во-первых, социология дает прекрасный методологический фундамент для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуациях, а следовательно, сделает его деятельность более профессиональной. Во-вторых, знание этапов и процедур социологического исследования необходимо для аналитической, расследовательской деятельности. В-третьих, знание методов социологии сослужит хорошую службу при сборе информации, в процессе журналистской работы. В-четвертых, знание специфики социологического исследования пригодится для проведения небольших, локальных исследований при подготовке собственного журналистского материала, поможет организовать социологическую службу в редакции. В-пятых, журналисту желательно знать основные особенности проведения социологического исследования, быть знакомым со структурой программы его проведения, знать принципы составления репрезентативной (представительной) выборки, разбираться в методах построения анкет и других документов социсследования – для того, чтобы со знанием дела заказывать исследования социологическим центрам и уметь оценивать результаты такой работы. Это поможет предотвратить контакты с непрофессионалами и недобросовестными медиаметрическими фирмами. В-шестых, очень важно иметь сведения о составе, потребностях и интересах, мотивах информационного поведения аудитории, ее типичных группах и их специфических интересах. И, наконец, в-седьмых, для целей саморефлексии нужно быть знакомым с социологической информацией о работе редакций, функциональных, содержательных, связанных с жанрово-стилистической спецификой, особенностях разных средств и типов информации, а также с содержанием СМИ. Это поможет лучше осознать задачи и роли журналистики и журналиста в обществе, точнее определить свое назначение в нынешнем сложном мире, найти свое место в журналистском сообществе, заняться самомаркетингом, наметить направления своей карьеры и способы повышения профессиональной подготовки. Данный курс является продолжением общего курса социологии и предполагает изучение одной из ее отраслей – социологии журналистики, углубление знаний студентов в области теории и методов социологии применительно к деятельности журналиста и редакции. Лекции и практические занятия по курсу ставят задачу ознакомить студентов с историей, теорией, процедурами и методами социологических исследований в области журналистики, по возможности сформировав у будущих журналистов представление о социологическом подходе к изучению социальных явлений, познакомить студентов с результатами социологических исследований в области журналистики и помочь им в практическом освоении основных методов эмпирических исследований, полезных в профессиональной деятельности, научить их пользоваться данными социологических исследований. Практические занятия предполагают составление проекта программы, анкеты или кода для контент-анализа журналистских текстов, проведение локального учебного анкетирования или интервью (очного или телефонного), наблюдения и контент-анализа текстов с кратким отчетом по проведенному исследованию, возможно в форме журналистской публикации. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ Прежде чем поговорить о социологии журналистики, мы должны вспомнить, что такое социология. Вы знакомились с этим понятием в курсе общей социологии, но в применении к нашему курсу нужно его уточнить. Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский исследователь Огюст Конт (1798–1857) в своем главном труде «Курс положительной философии» призывает изучать общественные процессы не умозрительно, не абстрактно, а при помощи позитивного знания, то есть путем наблюдения, опыта. Почему Конт выдвинул идею позитивного знания? Он считал, что существуют три стадии развития мысли, идей, познания: - теологическое состояние, когда господствуют сверхчувственные представления, идеи, которые невозможно доказать, они недоступны исследованию. - метафизическое состояние, когда в знании преобладают отвлеченные, абстрактные, умозрительные идеи; - позитивное состояние, научное, объективное наблюдение, которое преобладает над воображением, и когда возможна точная оценка реальности. Особое значение при этом придается сравнительно-историческому научному методу. Ему же принадлежат и два термина для описания структуры и развития общества, которые используются до сих пор: социальная статика – анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии, консенсуса. Он рассматривал общество как живой организм и считал, что государство, семья, религия – элементы статики; социальная динамика – позитивная теория развития общества. Со времен Конта пытались вычленить предмет социологии и определить ее специфику, отличие от других наук, изучающих общество: политики, экономики, юриспруденции, этики и др. Один из первых российских социологов Н. И. Ка¬реев в книге «Введение в изучение социологии» (СПб., 1907), анализируя идеи Конта и период становления социологии как науки, писал, что предметом социологии является общество во всех сторонах его бытия, а не узко политическое, экономическое или юридическое направление: «Дело в том, что, кроме государства, права и народного хозяйства, в жизни общества мы наблюдаем еще явления, которые не могут быть подведены ни под одну из этих трех категорий. Это явления духовной культуры общества, язык, нравы и обычаи, религиозные верования общества, его миросозерцание, его литература и искусство». И потому ее предметом должны быть «не отдельные стороны общественной жизни, а самые, так сказать, ее общие основы, и «социология должна быть общей теорией общества, т. е. исследованием тех законов, коими управляются явления общественной жизни»*. Однако новую науку подстерегала другая опасность, о которой писал Н. И. Кареев: «Постепенное освобождение социологии от метафизики, однако, не может считаться равносильным отказу от всякого философствования при изучении общественных явлений. Среди социологов существует немало таких, которые относятся с величайшим недоверием ко всякому умозрению в этой области, полагая, что вся задача социологии в настоящее время заключается в обработке фактического материала разных категорий посредством сравнительно-исторической индукции. Некоторые из них даже утверждают, что лишь тогда можно будет создать социологические теории, когда весь мир общественных явлений будет описан указанным образом. Они забывают, что во всех областях знания рядом с исследованием фактов происходит построение теорий»**. Таким образом, с самого зарождения социологии велись споры о характере этой науки, о ее предмете и методе. Появились разные направления (парадигмы) в социологии с разными предметами исследования, разными определениями социологии. В Учебном социологическом словаре дается обобщенная характеристика этих разных подходов: «Так, в понимании Э. Дюркгейма социология – наука, исследующая социальные факты, оказывающие принудительное воздействие на человека. Для М. Вебера суть социологии в осмыслении субъективных значений поступков людей и классификации типов социального поведения. По П. Сорокину социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия – с другой. Феноменологи определяют социологию как науку, изучающую конструирование людьми социальных реальностей через процесс их коммуникации». Напомним основные социологические парадигмы, то есть концепции, и их предметную область (табл.1). Таблица 1 Основные социологические парадигмы Название парадигмы Предметная область Представители СТРУКТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ Исследование общества в целом и его структуры Функционализм Акцент на сотрудничество и стабильность в обществе Р. Мертон (1910–2003) – ам. Т. Парсонс (1902–1979) – ам. Конфликтные парадигмы: Марксизм Немарксистские конфликтные парадигмы дифференциацию Акцент на социальную Акцентирует экономические факторы в социальных конфликтах Изучают роль многообразных фак¬то¬ров в конфликтах (1818–1883) – нем. К. Маркс Ф. Энгельс (1820–1895) – нем. Г. Плеханов (1856–1918) – рос. В. Ленин (1870–1924) – рос. Л. Козер (1913) – ам. Р. Дорендорф (1929) – нем. ИНТЕРПРЕТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ Исследования действий отдельных людей и малых групп Парадигма социального действия Внимание к мотивам поведения М. Вебер (1864–1920) – нем. Символический интеракционизм Изучение взаимодействий людей с помощью интерпретации символов Дж. Г. Мид (863–1931) – ам. Феноменология Изучение способов, с помощью которых люди классифицируют яв¬ления и осмысливают окружающий мир А. Шюц (1899–1953) – авст. ЭтнометодологияИзучает, как люди придают смысл социальной жизни Г. Гарфинкель (1917) – ам. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА Исследует явления в зависимости от форм интеграции культуры 1968) – рос.-ам. Неофункционализм жизнедеятельности людей социокультурные П. Сорокин (1889– Акцент на коммуникативную рационализацию Ю. Хабермас (1929) – нем. Н. Луман (1927) – нем. Дж. Александер (1845) – ам., ввел термин На анализе предмета социологии российско-американского исследователя П. А. Сорокина (1889–1968) следует остановиться более подробно, потому что он наиболее полно и последовательно разработал структуру социологии как науки и интегрировал крайности подходов, объединив структурные и интерпретивные парадигмы и став основателем интегральной социологии. В 1919 г. – создал первый в России факультет социологии в Петроградском университете. В США преподавал в Гарвардском университета, где был создателем факультета социологии и 12 лет – его деканом. Учениками его были Т. Парсонс, Р. Мертон, а слушателем – Дж. Кеннеди. Социология, по Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция – реакция). Сорокин выделяет три основных раздела теоретической социологии: - социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); - социальная механика (изучение социальных процессов); - социальная генетика (теория эволюции общественной жизни). Позднее он несколько расширяет структуру социологии и выделяет следующие компоненты: Общее учение об обществе: - определение общества, - анализ процессов взаимодействия, - формулирование основных социальных законов, - история социологии и современных социологических учений. Социальная механика: - исследование закономерностей социальных явлений, - формулирование статистических законов общества. Социальная генетика: - учение о происхождении и развитии общества, его институтов: хозяйства, языка, семьи, религии, права, искусства. Социальная политика – практическая: - формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, то есть социальная медицина, или учение о счастье. Общая социология – теория о закономерностях социокультурных явлений. свойствах, отношениях и Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях. Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но по-прежнему определения этой науки у разных исследователей разнятся. Слово «социология» произошло от фр. sociologie, которое, в свою очередь, восходит к лат. societies, что означает «общество, общность, общее, общение, связь, союз, соучастие, сочетание, товарищество, объединение, компания». Приведем несколько современных определений этой науки. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связях с общественном целым (Философская энциклопедия). Социология – наука о закономерностях становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей (Социологический словарь). Социология (в значении, внедренном Контом) – научное и, более определенно, позитивное изучение общества. Более широкое современное определение – систематическое изучение функционирования, организации развития и типов человеческих обществ (Большой толковый социологический словарь Коллинза). Социология – наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения (Учебный социологический словарь). Социология – наука об общих и специфических социальных закономерностях, организации, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом (Социология / Под. ред. Э. В. Тадевосяна. – М., 1995). Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах (Фролов С. С. Социология. – М., 1996). Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. (Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001). Социология – это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука об осмысленных социальных действиях людей, их поведении в социальных процессах; это наука о взаимодействиях между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений (Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология. – Екатеринбург, 2002). Если попытаться вычленить нечто общее в этих определениях, то получится, что основные предметы исследования – это статика и динамика. Статика: Социальная структура общества (общество как целостная система, социальные институты, структуры, социальные общности и группы, их строение и морфология) Организация и самоорганизация Социальные действия, способы их реализации Взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения Общественное сознание, мотивы, мнения и оценки и т. п. Закономерности (общие и специфические) Социальные процессы и ситуации Культурный и социальный контекст, условия существования Динамика: Становление Функционирование Развитие, то есть изменение во времени Большое значение имеют методы исследования, особенно если говорить об эмпирической социологии. Речь идет о следующих особенностях социологических методов: - научный, объективный; - вероятностный подход, применение количественных, статических измерений; - изучение достаточно большого количества объектов на основе репрезен¬тативной выборки. Таким образом, мы можем говорить о предмете социологии и методе изучения предмета. И, думается, о наиболее отвечающем нашим задачам определении социологии, которое дано в учебном пособии для журналистов: наука о функционировании общества и социальных общностей, социальных процессах и отношениях, социальных ситуациях, которая изучает этот предмет, рассматривая человека как представителя социальных общностей, выявляя социально-типическое, делая выводы на основе вероятностных количественных статических методов, получая обобщенные социальные факты из множества единичных путем измерения, выявляя свойства объектов в их многомерности (Журналистика и социология: Учеб. пособие / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995). СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ Активизировав знания по общей социологии, мы теперь можем более точно определить специфику социологии журналистики, ее предмет. Начнем с того, что журналистика относится к отраслевой социологии. Социология делится по сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социология политики, социология экономики, социология труда, социология культуры, социология права, социология международных отношений, социология молодежи, социология свободного времени, социология коммуникации и т. п. Поскольку журналистика, безусловно, является коммуникативной системой, именно социология коммуникации оказывается наиболее близкой с социологией журналистики отраслью. Социология коммуникации, по определению В. П. Конецкой,– это специальная отрасль социологии, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Помимо взаимодействия социальных и коммуникативных «акторов» в межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникации, она изучает уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, а также социально значимые категории и частные функции социальной коммуникации. При этом различаются понятия социология коммуникации, где акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, исследование социологическими методами, и социокоммуникация (внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место)*. Латинское слово cоmmunicatio означает сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Сommunicator – принимающий участие, соучастник. Оба слова восходят к communico – «делать общим, принимать участие, делить, примиряться, сообщать, действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять, вносить, связывать, соединять, общаться, иметь связи». Социология коммуникации изучает социальную коммуникацию, как межличностную, так и массовую (включая средства связи, СМИ, рекламу, Интернет и т. п.). Но относительно нашего предмета логичнее говорить о социологии массовой коммуникации. Иногда употребляется также термин социология масс-медиа. Слово медиация имеет следующее семантическое гнездо слов в латинском языке: mediatio означает «посредничество», mediator – «посредник», mediale – «середина, сердцевина». Как видим, все значения, связанные с медиацией,– это серединные положения, то, что делает всеобщей связь между людьми. Слово «медиация» в коммуникативистике, по определению Л. М. Земляновой, употребляется в значении посреднической миссии медиа как действующих лиц в социальных драмах, а также для выражения преобразующей функции СМИ, которые в процессе сбора, обработки и передачи информации реципиентам способны видоизменять в различных имиджах реальность**. Социология массовой коммуникации наиболее близка к социологии журналистики, хотя не вполне совпадает с нею, потому что, с одной стороны, ее предмет более широк (включает любые виды массовой коммуникации, не только СМИ, но и рекламы, паблик рилейшнз – связи с общественностью – и др.), а с другой стороны, более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие (информирование, просвещение, развлечение и т. п.). Итак, социология журналистики – это отрасль социологии, изучающая закономерности и особенности функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издающими, руководящими, финансирующими структурами, их строение, деятельность и условия деятельности – на основе методов, принятых в социологии. Предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ как социальной актуальной оперативной массинформационной системы во взаимодействии с социальными институтами и аудиторией. Если трансформировать структуру предмета общей социологии и перенести ее на социологию журналистики, то можно схематически изобразить предмет ее изучения следующим образом (табл. 2): Таблица 2 Предмет социологии журналистики Структура и Издающие, деятельность субъектов функционирования руководящие, финансирующие СМИ структуры, социальные институты Органы массовой информации, редакции, журналисты Аудитория Субъект деятельности Структура, строение Характеристики Деятельность Потребности, интересы Функции, цели, задачи Направления, содержание деятельности Средства, методы, формы СМИ Результат, эффект Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса Условия деятельности Социально-политические Экономические Духовные Психологические Таким образом, социологическими методами изучаются следующие параметры журналистики (предмет социологии журналистики). Субъекты функционирования СМИ в обществе (система, структура, типология и морфология [социально-демографические характеристики, ориентации и т. п.]): - издающих органов, социальных институтов; - СМИ, журналистов; - аудитории. Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе: - потребности, интересы; - функции, цели, мотивы; - содержание и направления; - методы, способы; - результаты, эффекты. Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса: - властями; - другими социальными институтами, партиями и общественными движениями, структурами гражданского общества; - владельцами, учредителями, рекламодателями и спонсорами; издателями, распространителями, - аудиторией и общественным мнением; - журналистами. Условия функционирования социальных субъектов: - в широком понимании – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества, - в узком понимании – финансовое положение, материальнотехническая база, кадровое обеспечение и т. п. Основные функции социологии журналистики: - теоретико-познавательная, - описательная, - прогностическая, - практически-преобразовательная, - мировоззренческая, просветительская. Сейчас круг наук, которые изучают журналистику, весьма широк. Помимо социологии журналистики это история журналистики, психология журналистики, правовые основы журналистики, этика журналистики, экономика журналистики, основы творческой деятельности и др. Так сложилось, что пока журналистская наука не была расчленена на более дробные области исследования, на факультетах журналистики читался (и читается) общий теоретический курс, который назывался сначала «Введение в журналистику» или «Введение в теорию журналистики», затем «Основы журналистики». В этом курсе изучаются основные теоретические категории журналистики: функционирование в обществе, общественная природа журналистики как социального института, функции, закономерности, принципы, структура журналистики. Если спроецировать предмет общей социологии на социологию журналистики, все названные вопросы должны были изучаться этой наукой. Но так получилось, что курс, разработанный профессором Е. П. Прохоровым, автором базового учебника «Введение в теорию журналистики», по которому учатся студенты российских вузов, в значительной степени освещает теоретические проблемы социальной природы журналистики. Поэтому в курсах по социологии журналистики теоретическим подходам к журналистике как социальной системе внимания уделялось меньше, чем они этого заслуживали, ибо знания об этом студенты получали на первом курсе из «Введения в теорию журналистики». В результате традиционно так сложилось, что на факультетах журналистики больше внимания уделялось процедурной части социологии журналистики, программированию и методам социологических исследований в применении к изучению аудитории, редакции, журналистов, содержания СМИ, почты в редакцию и т. п., а также практике применения социологии и результатов исследований в работе редакции и журналиста. Поскольку данное учебное пособие предназначено для студентов факультета журналистики, оно учитывает учебный план и содержание курсов, читаемых наряду с социологией журналистики, и основное внимание здесь будет уделено прикладным аспектам социологии журналистики, хотя, конечно речь пойдет и о теоретических подходах и закономерностях функционирования СМИ в обществе. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СМИ В последние десятилетия активно постиндустриального общества, которые функционированием массовой информации. разрабатываются теории тесно связываются с У. Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, которые различны по уровню технологического развития: 1. Традиционное общество – аграрное с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, «доньютоновским» уровнем науки и техники. 2. Переходное общество – период создания предпосылок «сдвига» (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельскохозяйственного производства, появление новых типов предприимчивых людей, возникновение централизованного государства). 3. Стадия «сдвига» (take off) – период промышленной революции, ведущий к повышению доли накопления капитала, быстрому росту промышленности. 4. Стадия зрелости – индустриальное общество, характеризующееся бурным ростом промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20 % национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60–90 %, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости. 5. Эра «высокого массового потребления» – когда основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями – сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Все эти идеи легли в основу концепции постиндустриального общества, которая выделяет три этапа и три типа общества: доиндустриальное (главные сельскохозяйственная сфера, церковь и армия); институты общества: - индустриальное (во главе – промышленность с корпорацией и фирмой); - постиндустриальное, информационное (в центре – интеллектуальная собственность, теоретические знания с университетом как главным местом его производства и сосредоточения). Анализ идей названных выше авторов и других исследователей (И. Н. Курносова, А. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна, Д. С. Черкашина, Е. П. Про¬хо¬ро¬ва, В. Д. Аносова, В. Е. Лепского, А. А. Стрельцова, Е. П. Пронина, В. Н. Хур¬гина и др.) позволяет вычленить характеристики информационного общества по нескольким основаниям: условия становления, основные характеристики информационного общества, эффекты, позитивные и негативные стороны массового информационного влияния. К основным условиям становления информационного общества можно отнести: - степень развитости цивилизации, ее информационной зрелости; - увеличивающуюся центробежность и самостоятельность входящих в нее структур; - плюрализацию социума при понимании общности цивилизационных судеб и неизбежности интеграции в единое человечество с переходом в «единое вселенство». Эта цивилизационная потребность современного этапа развития дополняется: - условиями экономической и технологической развитости, созданием крупных информационных ресурсов, наличием информационной индустрии, компьютерной и телекоммуникационной промышленности; - появлением социальных, технических и правовых возможностей доступа к источникам информации разного типа и уровня, появлением глобальных информационных сетей. Основными характеристиками информационного общества можно считать: - формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов; - распространение глобальных информационных сетей, доступность информации; - возможность получать любую информацию для использования в разных сферах жизни; - использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления; - преобладание в числе продуктов социальной деятельности производства и распространения информации, создание и интенсивный рост информационного рынка, преобладание информационных видов труда; - преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей; - новые возможности для взаимодействия и выражения общественного мнения; - формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей; возрастание роли телекоммуникационной, организационной инфраструктуры; транспортной, - возможность практически полного удовлетворения информационных потребностей людей независимо от места их жительства, рода занятий и т. п. Теории информационного общества связываются сегодня прежде всего с технологическими прорывами и глобальными сетями, информационными супермагистралями. Однако информационное общество является пока перспективой не только потому, что еще недостижима технологически информационная связь для всех, но и потому что термин «информационное общество» намного более многозначен и глубок, чем просто понятие о планете, опутанной современными средствами коммуникации. Это тип общества, в котором информация снова становится суперзначимой, возвращается к своим исходным сущностным, ценностным смыслам, снова становится креативной, созидающей, а не разрушающей силой. Об этом очень точно и образно сказал М. Кастельс: «Обещанием информационной эпохи является освобождение беспрецедентной возможности силы разума. Я думаю – следовательно, я произвожу. Мечта Просвещения – что разум и наука решат проблемы человечества в пределах досягаемости. Однако существует экстраординарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной недоразвитостью (выделение мое – Л. С.). Наши экономика, общество и культура построены на интересах, ценностях, институтах и системах представлений, которые в общем ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации»*. В связи с проанализированными теориями информационного общества важно определить роль журналистики в эпоху глобальной информации. Она становится все более универсальной и всепроникающей, полифункциональной, супероперативной, интерактивной, саморегулируемой, синтезной и дуальной, совмещающей разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и демассовизацию, масс-бульваризацию и элитаризм и т. п.), ценностно разностильной – одним словом, синтезной. Особенно это относится к электронным средствам распространения информации, к глобальным сетям. Широко известная работа Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы» (1956) характеризует основные теории СМИ – авторитарную, либертарианскую, теорию социальной ответственности и советскую тоталитарную теорию, которые можно свести к двум – тоталитарной и демократической. Приведем с небольшими изменениями таблицу, в которой авторы дают описание названных теорий** (табл. 3). Таблица 3 Четыре теории прессы Основные характеристики Авторитарная теория Либертарианская теория Теория социаль¬ной ответственности Советская тоталитарная теория Место возникновения и развития Англия ХVI и ХVII вв.: была широко распространена; применяется до сих пор принята в Англии после 1688 г. и в США; влиятельна повсеместно США, ХХ в. Советский Союз (некоторые элементы практиковались нацистами и итальянцами во многих странах) Теоретические основы философия абсолютной власти монарха, его правительства или обоих работы Мильтона, Локка, Милля и общая теория рационализма и естественных прав работы Хокинга, комиссии по свободе прессы и практикующие журналисты, этические кодексы средств массовой информации Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии ХIХ в. Главная цель поддерживать и проводить политику действующего правительства и обслуживать государство информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликты на уровень обсуждения способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии Кто имеет право использовать средства массовой информации? всякий, кто получает королевский патент или подобное разрешение всякий, у кого есть средства на это всякий, кому есть что сказать подданные и проверенные члены партии Кого контролируют средства массовой ин-формации? правительственные патенты, гильдии, лицензирование, иногда цензура посредством «процесса возвращения к истине» на «сводном рынке идей» и в судах общественное мнение, действия потребителей, профессиональ¬ная этика надзор и экономические или политические действия правительства Что запрещено? критика политической машины и чиновников клевета, непристойность, неприличное поведение, антиправительственная пропаганда в военное время серьезное вмешательство в сфе¬ру прав личности и жизненно важных общественных интересов критика задач партии, что не распространяется на практику партии Вид собственности частная или общественная в основном частная частная, если только правительство не вынуждено взять в свои руки, чтобы обеспечить общественные интересы общественная Существенные отличия от других теорий инструмент проведения политики правительства, хотя и не обязательно в собственности последнего инструмент контроля за правительством и удовлетворение других нужд общества средства информации должны стать социально ответ-ственными, в противном слу-чае кто-то дол-жен заставить их быть таковыми средства информации принадлежат государству, жестко им контролиру¬ются и являются его орудием Следовало бы заметить, что в оценке четвертой теории явно присутствует чрезмерная идеологическая составляющая. Сейчас весьма популярна теория социальной ответственности (Social responsibility theory) в связи с тем, что стала осознаваться все более значительная роль СМИ на общество, хотя существуют наряду с этим и теории минимального влияния на общество – позитивистский взгляд на взаимоотношения СМИ и аудитории. Схема, приведенная выше, создана полвека назад, и хотя она сохраняет до сих пор свое значение, логично назвать более современные теории. Приведем сводку этих теорий (табл. 4), тесно связанных с сегодняшним этапом развития информационного общества*. Таблица 4 Теории массовой коммуникации Название теории Основные идеи Теория «третьей волны» «Third Wave» theory Три волны цивилизации: аграрная (до ХVШ в.), индустриальная (до 1955 г.), постиндустриальная, когда ведущую роль играют средства коммуникационно-компьютерного воздействия на общество (Тоффлер О. Третья волна, 1980). Теория открытости и закрытости Theory of opening and closing Существуют закрытые и открытые замкнутые этнические или религиозные комьюнити (взаимодействующие общности). Закрытые настороженно относятся к новой информации и коммуникациям. Открытые легко воспринимают новую информацию, чреваты информационными перегрузками Идеал – сбалансированность этих процессов (Klapp M. Opening and Closing. Strategies of Information Adaptation in Society, 1978). Теория социальных ожиданий Theory of social expectations Главное внимание – воспитательным функциям СМИ, процессу формирования массовой аудитории. Теория самовоспроизводства Theory autopoiesis Общество – самоорганизующаяся система, подсистемы которой имеют собственные информационные связи с окружающей средой. Теория свободной печати Free press theory Берет под защиту права граждан на свободу слова, гарантом которой является частная собственность на средства информации. Свое выражение получила в Первой поправке к Конституции США. Теория «стереотипных капсул» Conventional capsules Масс-медиа могут распространять стандартизированные мнимые представления о жизни и культуре, формируя из них модели поведения, ценностей, социальных возможностей. Ананбергская школа при Пенсильванском университете, созданная в 1959 г. Теория свертывания материалов печати, теория повестки дня Agenda-setting theory of the press Большая часть новостей в американской печати носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку повестка дня, то есть темы и проблемы, предлагаемые читателю, подвергаются тщательному фильтру и распределяются в соответствии со степенью значимости в СМИ. Теория статус-кво Status quo theory Примат конформистской функции СМИ, которые прививают аудитории инертное отношение к существующим в обществе порядкам. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон (Массовая коммуникация, 1966) считали, что СМИ в США выступают в роли «социального наркотика», который способствует снижению эстетических вкусов и укреплению статуса-кво. Теория селективной экспозиции Selective exposure Важен учет социально-демографических, культурных и психологических факторов влияния СМИ на аудиторию, исследование форм и результатов влияния СМИ на различные группы аудитории. (Теория сформировалась в США в 40-х гг. прошлого века). Противоположна теории «магической пули».) Теория обретения пользы и удовольствия Uses and gratification theory Аудиторию не следует представлять как послушную массу безвольных потребителей любой информации, поскольку она состоит из множества индивидуумов, которые имеют свои интересы, вкусы и потому потребляет информацию в соответствии с ними. (Близка теории селективных влияний.) Теория магической пули Magic bullet theory Кинематограф, СМИ имеют магическое воздействие на аудиторию. (Соотносима с теорией инъекции. США, начало ХХ в.) Теория инъекции Hypodermic needle theory Утверждает прямое воздействие СМИ на аудиторию, игнорируя ее возрастные, культурные, географические и другие особенности (Опровергается современными исследователями.) Теория «плавильного котла» («плавильного тигля») Melting pot theory Американская нация сформировалась путем переплавки в единое целое национально-культурных традиций иммигрантов, хотя в последнее время появилась теория «салатного» плюрализма этнических культур (salat bowl theory), но теория «переплавки» реализуется в моделях массовой культуры. Теория наименьшей неприемлемости программ Least objectionalble program theory Стабильность количества зрителей зависит не столько от качества телевизионных программ, сколько от инерции тяжелых зрителей, которые сидят у экранов по нескольку часов, смотрят все подряд и оказываются под влиянием основного потока «мейстриминга», их действия объясняются не интересом к содержанию передач, а инерцией настройки. Теория парадокса Paradox: globalization creates localization Глобализация порождает локализацию. (Теория помогает выявить причины углубления противоречий между тенденциями к транснационализму в развитии новейших информационных технологий и стремлением подчинить масс-медиа интересам местных общин и субкультур; исследования показывают, что чрезмерная глобализация мешает получать интересующие аудиторию сведения о своем локале). Теория двухступенчатости информационного потока Two step flow of communication theory На первой ступени информация из СМИ фиксируется во мнениях компетентных уважаемых в обществе лидеров мнений, а затем на второй ступени переходит от них к другим потребителям. Авторами теории являются П. Лазарсфельд и Б. Берельсон (1940). В новейших исследованиях это получило название теории диффузии. Теория диффузии Theory of diffusion Призывает к тщательному изучению путей и форм влияния СМИ на массовую аудиторию с учетом двухступенчатости информационного потока, роли лидеров мнений и других факторов, которые могут определить специфику процессов распространения и усвоения информации в обществе. Теории медиаэффектов Theories of media effects Воздействие СМИ на все сферы личной и общественной жизни современного человечества многомерно. В дотелевизионный период и в 1930–1940 гг. основное внимание уделялось пропагандистским эффектам, позднее активизировались бихевиористские наблюдения при анализе внимания масс-медиа на индивидуальное и коллективное сознание. Признание получили принципы Ананбергской школы при Пенсильванском университете, которые были направлены против коммерциализации СМИ и против попыток придать их деятельности стихийный характер. В последнее время распространены теории коммуникации как культурной экологии. Теория развития, или теория для медиа-развивающихся стран Development media theory Необходимо обеспечить сохранение национальных культурных традиций и полную свободу выбора в сфере коммуникаций без ущемления ее в слаборазвитых странах. (Сформулирована под влиянием борьбы за Новый информационный порядок в материалах комиссии Макбрайда, отражавших специфику сложных условий для развития средств связи в странах «третьего мира», где слабо развита промышленная база, идет острая борьба между тенденциями к глобализации коммуникационных систем и задачами сохранения национальных, культурных традиций и ценностей. Эти противоречия выливаются в оппозиционное отношение к информационному империализму и допускают государственный идеологической контроль в интересах национальной суверенности культур и, соответственно, СМИ.) Теория коммуникаций в ХХI веке Communication Theory in the 21 Сentury Многопрофильные исследования возможностей и последствий влияния новых коммуникационных журналистики. технологий на общество, культуру и судьбы Назовем родоначальников исследования массовой информации, массовой коммуникации (МК), не анализируя подробно их идеи, потому что в основном это предмет социологии массовой коммуникации. Однако здесь хотя бы бегло нужно познакомиться с этими известными социологами и их работами, которые связаны с МК*. Харольд Амамс Иннис (1894–1952), канадский ученый, основатель Торонтской школы коммуникативных исследований. Основная работа – «Империя и коммуникация» (1959). Исследовал мировые империи и формы коммуникаций, которые в них господствовали. Сторонник технологического детерминизма,– то есть считал, что появление единого информационного пространства связано с изобретением бумаги, печати и электронных средств. Единое информационное пространство объединяется общезначимой информацией, как правило, новостями. Чарльз Кули (1864–1929), американский социолог, социопсихолог. Один из основоположников теории малых групп в социологии. Основные труды: «Человеческая порода и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный прогресс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Рассматривал общество группы и индивида как единый живой организм, связанный с большим «Я» – социальным сознанием (социальный органицизм). В этом единстве социальное есть коммулятивный аспект целостности, индивидуальное – ее дискретный аспект. Приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию» есть социальный процесс, социализация индивидуального сознания. Это происходит лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Выявил следующие особенности СМИ: - выразительность (способность охватить максимально широкий круг людей и переживаний); - устойчивость записи (победа над временем); - скорость (победа над пространством); - диффузность процесса, который охватывает все слои, расширяя и оживляя социальное взаимодействие; - СМИ все больше проникают к «дальним» как к ближним, распространяя принципы добра и справедливости. Гарольд Лассуэлл (1902–1978), американский политолог и социолог (Чикагская школа). Основные работы: «Техника пропаганды в мировой войне» (1927), «Пропаганда, коммуникация и публика» (1946), «Анализ политического поведения» (1947). Автор формулы коммуникации: «Кто передает информацию – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом». Применял функциональный подход к политике, использовал психологию в анализе политики и пропаганды, выявлял роль массовой коммуникации в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти, исследовал проблему контент-анализа массовой коммуникации. Понимал общение людей как открытый форум для взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни. Пол Лазарсфельд (1901–1976), американский социолог-позитивист. Основные работы: «Этапы социальной психологии в мировой войне» (1950), «Народный выбор» совместно с Берельсоном и Годе (1944). Выдвинул гипотезу установления повести дня, разработанную М. де Флером, М. Макомбсом и Д. Шоу как переопределение проблем в СМИ. Герберт Маршалл Маклуэн (1911–1980), канадский социолог и культуролог, публицист. Работа The Medium is the Massage: an Inventory of Effect (1968). Культура (по Маклуэну) есть совокупность средств общения, формирующих сознание людей, и потому смена исторических эпох связана со сменой форм общения: эпоха племенного человека – устная речь, слуховое и тактильное восприятие; типографское и индустриальное общество – общество визуального восприятия – линейная перспектива, развитие производства, рационализма, индивидуализма. Современная эпоха нового племенного человека – изменения в пользу слуха и тактильности. Электричество продолжает нервную систему, образование «глобального объятия», упраздняющего пространство и время на планете; формируется глобальная деревня. В мире разномасштабной и разноплановой электронной информации человек мыслит не линейно-последовательно, а мозаично, через интервалы, посредством резонанса – через непосредственное вовлечение в действие и шарообразность картины мира, слитность человека и общества, мифологическую цельность мышления. Снова принципом сознания становится миф как способ удержания цельности восприятия. Формируется экологическое сознание. Из современных зарубежных исследователей в первую очередь следует упомянуть немецкого социального философа Юргена Хабермаса, представителя Франкфуртской школы критической теории, написавшего несколько работ по коммуникации: «Знание о человеческих интересах» (1968), «Коммуникация и эволюция общества» (1974), «Теория коммуникации», в 2 томах (1981), «Теория коммуникативной компетентности», в 2 томах (1984 и 1988), «Структурное преобразование публичной сферы» (1989), «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1990), «Фактичность и значимость» (1992). Ученый изучает коммуникативные процессы в обществе, их эффекты. Широко известна работа Дениса Мак Куэйла «Введение в теорию коммуникации» (1994), где рассматриваются операционные и нормативные теории коммуникации. Научным бестселлером стали книги Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: Экономика, общество и культура» (1996, издание на русском языке в 2000), «Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе» (2003, издание на русском языке в 2004), где он исследует основные особенности и закономерности информационной эпохи, эпохи Интернета. Следует назвать российских авторов, которые занимаются исследованием массовой коммуникации в ее связи с социологией, и назвать их книги: Конецкая В. П. «Социология коммуникавистики» (1997), Федотова Л. Н. «Социология массовой коммуникации» (2003), Шарков Ф. И., Родионов А. А. «Социология массовой коммуникации» (2003). Имена отечественных исследователей социологии журналистики вам хорошо известны из курсов, которые вы уже прослушали, в особенности – «Введения в теорию журналистики», и трудов Е. П. Прохорова. Но, говоря о социологических подходах к изучению функционирования массовой информации и о специфике массового сознания, следует прежде всего назвать Б. А. Грушина. Он руководил организованным им Институтом изучения общественного мнения «Комсомольской правды» (1960–1967), возглавлял Центр изучения общественного мнения Института конкретных социологических исследований Академии наук СССР (1969–1972), был одним из руководителей Всесоюзного центра изучения общественного мнения при ВЦСПС и Гоструде СССР (1988–1990), а в 1989 г. основал собственную независимую Службу изучения общественного мнения Vox Populi («Глас народа»). Его труды – настольные книги социологов и исследователей в области журналистики: «Мнение о мире и мир мнений» (1967), «Массовое сознание» (1987), вышедшая под его редакцией книга о знаменитом Таганрогском проекте «Массовая информация в советском промышленном городе» (1980). Сейчас Б. А. Грушин работает над четырехтомником («четырехкнижием», как он сам называет этот фундаментальный труд) «Четыре жизни России». Здесь на основе более чем 250 эмпирических исследований, проведенных за последние 40 лет, предпринимается не имеющая аналогов попытка реконструировать в динамике некоторые значимые свойства менталитета российского народа. Книги посвящены эпохам Хрущева, Брежнева (в 2 томах), Горбачева и Ельцина. Очень глубокую интерпретацию социологической информации о динамике и особенностях общественного мнения в постперестроечной России можно найти в книге другого патриарха отечественной социологии – Ю. А. Левады, долгое время бывшего директором ВЦИОМа (Всесоюзного, потом Всероссийского центра изучения общественного мнения), а теперь возглавившего выделившуюся из ВЦИОМа исследовательскую структуру «Левада-центр». Эта книга называется «От мнения к пониманию» (2000). Социолого-теоретические проблемы журналистики разрабатывают также А. Н. Алексеев, А. И. Верховская, И. М. Дзялошинский, С. Г. Корконосенко, В. С. Коробейников, Л. Г. Свитич, Л. Н. Федотова, Б. М. Фирсов, И. Д. Фомичева, А. А. Ширяева, Т. В. Шумилина и др. Их работы вы найдете в списке библиографии. Кроме того, мы еще не раз встретимся с этими именами в книге.
«Введение. Предмет и задачи курса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot