Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Используя лекционный материал, подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Каковы функции и задачи некоммерческого сектора в современном обществе?
Некоммерческий сектор, призванный решать социальные, культурные, благотворительные задачи, играет крайне важную роль в рыночной экономике. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческого сектора приобретают все большее теоретическое и практическое значение.
Необходимо отметить, что функции некоммерческого сектора России сформировались в ходе многовековой эволюции национальной экономики. Различные социально-политические катаклизмы и торгово-экономические особенности развития российского государства привели к формированию специфичного некоммерческого сектора, заметно отличающегося от некоммерческого сектора США, Японии и государств Западной Европы. Формирование и эволюция некоммерческого сектора в России проходили на протяжении всего пути развития российской государственности и соответствующей структуры национальных экономических отношений.
Некоммерческий сектор выполняет свое предназначение в рыночной экономике посредством реализации своих функций .
Экономическая функция некоммерческого сектора. Она чрезвычайно сложна по содержанию ,включает разнообразные подфункции: производственную, мобилизационную, финансовую, инвестиционную, посредническую, перераспределительную, стабилизационную. Главное предназначение некоммерческого сектора - удовлетворение потребностей населения в социально значимых услугах и общественных благах. В этой связи первостепенное значение играет производственная функция. В современных условиях производство и реализация благ и услуг коллективного пользования обеспечиваются государственным, рыночным и некоммерческим секторами экономики, где каждый сектор занимает собственную нишу. Реальный спрос на общественные блага сильно дифференцирован по вертикали. Государственный сектор - производство общественных благ для обеспечения гарантии потребления на минимальном уровне: рыночный сектор - на максимальном уровне платежеспособного спроса; некоммерческий сектор - производство благ и услуг сверх минимальных государственных гарантий.
Некоммерческие организации (НКО) покупают и производят товары и услуги, необходимые для их деятельности, стимулируя тем самым совокупный спрос и увеличивая совокупное предложение. При этом НКО работают в нишах, которые при естественном положении дел на свободном и конкурентном рынке не заинтересовали бы коммерческий сектор, поскольку дают слишком низкие нормы прибыли. Тем не мене это способствует развитию конкурентных отношений в национальной экономике.
Через НКО осуществляется разнообразная деятельность по производству и распределению общественных благ в области социальной поддержки населения.
Важнейшая задача НКО - обеспечивать эффективное и гибкое предоставление общественно значимых услуг. НКО насыщают рынок и создают инфраструктуру для малообеспеченных граждан. В результате снижается уровень бедности и увеличивается количество потенциальных покупателей для бизнеса и число налогоплательщиков для государства.
Некоммерческие организации эффективно оказывают услуги населению, они отличаются не только способностью оперативно реагировать на нужды различных социально-демографических групп, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, способностью привлекать добровольцев. Деятельность НКО помогает улучшить показатели уровня образования и здравоохранения нации, что обеспечивает воспроизводство человеческого капитала и, согласно современным исследованиям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста.
Мобилизационная функция заключается в способности концентрировать материальные и трудовые ресурсы, недоступные ни государственному, ни коммерческому сектору для решения социальных задач. С этих позиций важную роль некоммерческий сектор может играть в обеспечении занятости населения, наибольшая активность достигается при вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т.д.). С точки зрения занятости по своим функциям некоммерческий сектор схож с малым бизнесом, однако он дополнительно обеспечивает социально-психологическую поддержку сотрудников и добровольцев, более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения.
НКО участвуют в перераспределительных процессах. В случае благотворительности физического или юридического лица перераспределение осуществляется между спонсором и получателем благотворительной помощи в денежной или натуральной форме. Через привлечение добровольных пожертвований перераспределяются ресурсы от наиболее состоятельных граждан к наименее защищенным слоям населения. Если НКО выполняют государственный или муниципальный заказ, перераспределяются средства налогоплательщиков.
Некоммерческие организации создаются преимущественно для достижения широкого спектра целей в сфере удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, т.е. деятельность некоммерческих организаций направлена на достижения социально значимых целей, удовлетворение витальных социальных потребностей, недостаточное внимание к которым может привести к социальному кризису В случае если некоммерческий сектор не в состоянии самостоятельно удовлетворить общественные потребности, он играет посредническую роль между государством и обществом, сигнализируя об опасной ситуации.
Некоммерческие организации, главным образом благотворительные фонды, аккумулируют значительные финансовые средства, на основании которых некоммерческий сектор получает возможность реализовывать остальные важные функции. Тесно связана с предыдущей инвестиционная функция. Доля инвестиций НКО в основной капитал по негосударственным некоммерческим организациям в целом незначительна, за последнее десятилетие она составила ежегодно 0,2%, в том числе 0,1% - по общественным и религиозным организациям и 0,1% - по потребительским кооперативам.
Социальная функция некоммерческого сектора. В процессе эволюции рыночной системы усиливается роль некоммерческого сектора как фактора социализации экономических отношений. Это обусловлено изменениями в потребностях, в возрастании роли таких мотивов деятельности людей, как комфортность среды обитания и возможность формировать ее по своему усмотрению, духовные и нравственные ценности. Некоммерческий сектор посредством социальной функции способствует поддержанию принципа социальной справедливости в удовлетворении потребностей населения в социальных услугах, смягчает социальное неравенство.
Некоммерческие организации вносят в социальную сферу элементы конкуренции. Создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, НКО увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом. Улучшение эффективности означает, что для выполнения того же объема социальных функций из экономики будет изъято меньшее количество ресурсов (т.е. появится возможность снижения налоговой нагрузки), а значит, большее количество ресурсов можно будет инвестировать в обеспечение роста благосостояния в будущем.
Деятельность НКО помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что, согласно современным исследованиям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает высокие темпы экономического роста. Улучшая социальный климат, НКО вносят вклад в обеспечение социальной и политической стабильности, которые являются необходимыми условиями экономического развития. Кроме того, некоммерческий сектор производит специфический продукт - социальные инновации, которые после апробирования в негосударственных социальных организациях становятся частью государственной политики. Примером могут послужить реабилитационные программы для детей-инвалидов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т.д.
Институциональная функция некоммерческого сектора. НКО, представленные политическими партиями, общественными движениями, активно участвуют в процессе управления обществом, становления и развития демократии, формирования организационных основ гражданского общества. Общественное управление опирается на законы и старается не противоречить им, но общественные структуры не принуждают выполнять их. Общественное управление основывается на общественном мнении, которое формируется путем распространения информации. В гражданском обществе НКО становятся необходимы государству. Структуры НКО позволяют финансировать избирательную кампанию, поддерживают демократический имидж государства. Посредством общественного выбора обеспечивается защита законных интересов граждан и конституционных свобод. НКО участвуют в образовании и функционировании важнейшего системообразующего института - политической системы (партий).
Некоммерческие организации вносят вклад в повышение качества принимаемых решений в области государственного и муниципального управления, а также в укрепление контроля за их реализацией. Эта деятельность осуществляется посредством проведения различных независимых экспертиз, государственно-общественных консультаций, мониторинга результативности государственных социальных программ, общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов и т.д. Важное значение имеет также контроль со стороны общественности, в первую очередь ассоциаций потребителей и экологических организаций, за функционированием бизнеса, деятельность по защите прав потребителей, экологической безопасности и др.
Институциональная функция проявляется в формировании новых разнородных феноменов некоммерческого сектора, таких как институты рекрутинга потенциальных участников добровольного взаимодействия на основе значимых для них стимулов, институты легализации (частным случаем выступает регистрация НКО), институты власти и подчинения внутри организаций, институты привлечения и распределения ресурсов, институты моральной поддержки или давления со стороны общества и государства и др.
Таким образом, однозначно определить роль и функции некоммерческого сектора в российской экономике, как и других странах, весьма сложно в силу огромного разнообразия типов НКО, форм и задач, которые они выполняют. В связи с этим в работе выделены основные, наиболее существенные функции НКС: экономическая, социальная и институциональная. В целом широкий спектр функций некоммерческих организаций позволяет с синергетическим эффектом обеспечить повышение общественного благосостояния страны.
2. Что обосновывает необходимость взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями в решении социальных проблем?
Взаимодействие НКО с государственными органами прослеживается на этапе регистрации данных юридических лиц, которую осуществляет Министерство юстиции – федеральный орган исполнительный власти, совместно с налоговым органом, который в течение 5 рабочих дней после получения необходимых документов от Министерства юстиции, вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. Министерство юстиции в течение месяца (данный срок может варьироваться в зависимости от регистрируемой организационно-правовой формы НКО) проверяет полученные документы на соответствие действующему законодательству. Особое внимание на данном этапе, министерство уделяет аспекту, связанному с тем, чтобы цели НКО не были связаны с осуществлением экстремисткой деятельности, которая может нанести большой урон национальной безопасности. Возникает вопрос, какова судьба тех НКО, деятельность которых после государственной регистрации связана с экстремизмом? В данном случае суд принимает решение о ликвидации таких НКО по основаниями, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». На данном этапе можно проследить осуществление контроля органом власти – Министерством юстиции за деятельностью НКО. Такой вид взаимоотношений между указанными субъектами будет подробнее раскрыт далее.
Однако согласно закону «Об общественных организациях» как органы власти не могут вмешиваться в деятельность общественных организаций, так и наоборот. Возникает вопрос, как могут взаимодействовать данные субъекты, если у каждого из них есть своя сфера работы, которые разграничены? Законодатель установил некоторые исключения. Так, органы государственной власти могут помогать общественным организациям в развитии их деятельности, предоставлять различные льготы и субсидии, а также охранять законные права и интересы. В данном случае отграничение деятельности вышеперечисленных субъектов связано с тем, что никто из них не может навязать свои собственные идеи, изменять порядок осуществляемо ими деятельности, а также ухудшать положение и репутацию друг друга в обществе. В этом случае подчеркивается самостоятельность, как органов власти, так и общественных организаций. Однако закон позволяет первым из перечисленных субъектов оказывать поддержку вторым только на «внешнем уровне», не вмешиваясь при этом в их деятельность. Данный пример показывает, что у каждой НКО есть свои особенности, касающиеся не только внутренней организации юридического лица, но и взаимодействия с органами власти.
Однако, рассмотрим общие правила взаимодействия органов государственной власти с НКО.
Для начала, необходимо указать, что взаимодействие НКО с органами власти осуществляется на следующих уровнях:
• федеральном;
• региональном;
• муниципальном.
На федеральном уровне нет специального законодательства, регламентирующего взаимодействие органов государственной власти с НКО. Однако, на региональном уровне такие законы существуют. В пример можно привести Закон Архангельской области «О взаимодействии органов власти Архангельской области и некоммерческих организаций». Помимо форм взаимодействия в данном документе закреплены его цели и принципы.
Можно перечислить следующие цели:
• создание общественного наблюдения за деятельностью органов власти;
• обеспечение НКО условиями для совершенствования и развитии их деятельности;
• развитие гражданского общества;
• создание нормативно-правовой базы для мотивирования граждан создавать НКО.
Взаимодействие органов государственной власти должно осуществляться на закрепленных законом принципах. В рамках данного правового акта необходимо выделить следующие принципы:
• партнерского взаимодействия;
• гласности;
• ответственности субъектов, за осуществляемую ими деятельность;
• целевого выделения денежных средств органами власти для НКО;
• самостоятельности субъектов в осуществляемой ими деятельности, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством.
В главe IV ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ закреплены нормы, посвященные поддержке НКО и контролю за их деятельностью. Из чего, следует, что основные виды взаимодействия НКО с органами власти, необходимо разделить на две группы.
3. Каковы особенности позиции менеджера в некоммерческой организации и факторы, их обуславливающие?
В настоящее время для некоммерческих организаций характерна тенденция искать не столько менеджеров, сколько лидеров. Менеджеры делают дело так, как нужно; лидеры — то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры побуждают их к этому. Внутренняя работа в НКО связана с развитием ответственности и формированием новой трудовой этики. Признаками ее служат инициативность, выполнение обязательств, честность.
Конфликты в НКО связаны с переходом на новую стадию развития организации. В основном это стадии организационных изменений, включая реорганизацию рабочих мест: упразднение или создание новых, перепрофилирование деятельности. Изменения в деятельности связаны с факторами внешней и/или внутренней политики организации. Чаще всего изменения связаны с доступностью финансовых и других ресурсов: исчезновением или появлением пространства для целевой деятельности организации; сокращением или расширением группы клиентов организации (проекта), изменением типов клиентов. Планируемые изменения в деятельности являются основанием для изменений в работе с сотрудниками. При переходе от планируемых действий к управленческим или кооперативным руководитель (менеджер) взаимодействует в двух областях:
♦ организационно-управленческой, где решения рационально обоснованы (например, они прямые: прием и увольнение, компенсаторные: помощь в трудоустройстве при увольнении);
♦ неформальной, где рационализация отношений часто невозможна (изменения обусловливаются психологическими аспектами, культурой отношений; они задают ограничения на изменения и могут даже противодействовать им). При таких обстоятельствах для формирования новых отношений используют
особую мотивацию; переводят ситуацию в осознаваемую рациональную форму; прекращают отношения в группе. Руководитель (менеджер) может действовать самостоятельно, использовать опыт других организаций в подобных обстоятельствах. Среди рекомендаций при сокращении деятельности организации выделяются следующие:
1 Щербина В. Направления, формы, логика работы с человеческим ресурсом в организации // Материалы конференции «Развитие человеческих ресурсов». Ярославль, 1995.
♦ разработка собственных программ переподготовки сотрудников;
♦ проведение специальной политики поощрения сотрудников, повышающих свою квалификацию и участвующих в других программах переподготовки;
♦ профилактика и преодоление стрессовых ситуаций, возникающих при увольнении или резком изменении направления деятельности и проекта.
При расширении деятельности проводятся мероприятия по привлечению специалистов, сотрудников НКО или обучения специалистов из других секторов, учащихся, волонтеров, работающих на добровольных началах или отрабатывающих определенный период времени за обучение в НКО. Сегодня потребность в профессионалах, сочетающих приверженность ценностям и целям некоммерческого сектора и умение профессионально работать, стала уже насущной.
Среди причин распада НКО отмечаются не столько ошибки в управлении, сколько игнорирование особенностей управления человеческими ресурсами как таковыми. Например, отсутствие программ по повышению квалификации сотрудников, которое в перспективе обеспечивает взаимозаменяемость и реализацию одного из самых сильных мотивов работы в НКО — возможность самораскрытия и личностного роста, внедрения собственных программ и проектов. Непростая деятельность в НКО требует сложных решений в сфере управления, касающихся подготовки сотрудников к изменениям в деятельности организации, повышения квалификации в различных смежных сферах, повышения адаптивности и стрессоустойчивости, обучения навыкам дискуссии. Для понимания процессов, влияющих на развитие НКО, рассмотрим индивидуальную и коллективную мотивацию.
Управление мотивацией в НКО.Роль лидера и коллектива НКО состоит в поддержании баланса между целями группы и целевыми установками отдельных ее членов. Среди источников внутренней мотивации можно выделить:
1) интересы, стремления и потребности членов НКО;
2) социальные факторы, воздействующие на человека и определяющие его выбор;
3) соответствие предметного содержания участка работы потенциалу и интересам человека.
Внешняя мотивация — это то, что ориентирует человека на достижение лучших результатов и справедливую оценку таких результатов (моральное поощрение, материальное вознаграждение, гонорары и премии). С точки зрения развития человеческих ресурсов оценка результатов разработанного группой проекта организации должна включать определение эффективности работы группы, установление вклада каждого участника, выявление слабых и сильных сторон работы, ориентиры для развития проекта в будущем.
Процесс оценки результатов должен быть понятным для исполнителей работы, критерии оценивания должны быть четкими. Организационно механизм оценивания отличается для различных НКО и может проходить две стадии:
♦ оценка вклада каждого члена группы в результат и деятельность всей организации с учетом развивающего и продолжительного влияния;
♦ вознаграждение, призванное стимулировать членов НКО и укреплять их интерес к сотрудничеству.
Чувство удовлетворения сотрудник может испытывать и тогда, когда его роль отмечена, а оценка вклада адекватна ожиданиям. Индивидуальный подход необходимо применять в зависимости от компетентности и самоорганизованности сотрудника. Это может быть выделение самостоятельного участка работы, материальное поощрение, предоставление возможности повысить квалификацию и т. д.
Обратная связь практически всегда присутствует при стратегическом планировании или постановке тактических задач в НКО. Из реализованного проекта, оценки результатов вырастает новая идея и смыслообразующая мотивация отдельных членов НКО {позитивная обратная связь). Механизмы реализации обратной связи могут быть разнообразны, но ее роль как инновационного процесса несомненна, если с ее помощью происходит развитие и позитивное изменение в человеческих ресурсах НКО.
4. Каковы черты характера, навыки, знания руководителя, способствующие умелому управлению некоммерческой организацией?
Руководитель НКО должен обладать особым набором качеством, отличающимся от привычного набора, характерного для предпринимателя или менеджера.
Первоочередным качеством является приверженность целям и устоям организации.
Поскольку некоммерческие организации не заинтересованы активным участием в финансовых отношениях, зачастую они не могут предложить столь большую оплату труда, как коммерческие организации. Более того, многие организации функционируют с привлечением персонала на добровольной основе. Это одно из преимуществ организаций третьего сектора, объясняющееся желанием людей участвовать в жизни общества, работать на благо нуждающихся слоёв общества либо социума в целом. В таком случае, единственной компенсацией за труд управляющего будет моральное удовлетворение от выполненных целей. Следовательно, чем больше морального удовлетворения от преследования целей своей организации будет получать управляющий/ая, тем сильнее будет его/её мотивация работать успешнее.
Участие волонтёров в работе организации также влечёт за собой ещё одно важное качество лидера - умение воодушевить команду, донести объединяющую идею и сплотить людей вокруг неё. От мотивации персонала зависит количество работников, желающих работать на организацию и степень их активности и вовлечённости. Лидеру
НКО следует развивать терпение и толерантность, так как, вызвав негативное отношение подчинённых, он рискует не только снизить эффективность, но и потерять рабочую силу. Следует выслушать мнение любого работника, чтобы повышать лояльность к организации, поддерживать желание вносить идеи и предложения, желание модернизировать и оптимизировать систему.