Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
АНО ВПО
«Региональный финансово-экономический институт»
КОРПОРАТИВНЫЕ
ФИНАНСЫ
(Третья лекция)
_________________________
http://elearning.rfei.ru
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСОВОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
И
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИИ....................................... 3
Глава 1.1. Цель и задачи финансового планирования и
прогнозирования............................................................................. 3
Глава 1.2. Состав и структура финансового плана ..................... 6
Глава 1.3. Методы и модели финансового планирования........ 15
Глава 1.4. Бюджетирование
в
системе
финансового
планирования ................................................................................ 20
2
РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИИ
Глава 1.1. Цель и задачи финансового планирования и
прогнозирования
В условиях рыночной экономики повышается значимость и
актуальность финансового планирования и прогнозирования.
В развитых странах финансовое планирование выступает одним
из важнейших инструментов регулирования деятельности компании. Рынок еще более требователен к качеству финансового планирования, ибо при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности, в том числе и за просчеты в
финансовом планировании и прогнозировании, ответственность
несет непосредственно организация.
Эффективность функционирования предприятия, его финансовая устойчивость, жизнеспособность в условиях рыночной
экономики во многом зависят от того, насколько точно оно сможет предвидеть перспективы своего развития, то есть от уровня
обоснованности принятой к использованию системы прогнозирования и планирования. Поэтому функции финансового прогнозирования и планирования составляют основу механизма управления финансами предприятия.
Финансовое планирование и прогнозирование охватывает
важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.
В процессе финансового планирования и прогнозирования одновременно обосновываются рациональные отношения,
стоимостные пропорции, движение финансовых ресурсов и на
этой основе определяются финансовые показатели на плановый
период. Их особенностью является синтетический характер и
обязательно стоимостное выражение. Этими основополагающими факторами определяются роль финансового планирования и прогнозирования.
3
Цель финансового прогнозирования – оценка перспектив
воздействия внешней среды и внутренних условий на будущее
состояние финансовых ресурсов предприятия.
Задачами финансового прогнозирования являются:
• определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в
прогнозируемом периоде;
• поиск источников их формирования и направлений наиболее
эффективного использования на основе анализа складывающихся тенденций и с учетом воздействия на них различных
факторов;
• оценка финансового состояния предприятия в прогнозируемом периоде в зависимости от возможных вариантов его финансово-хозяйственной деятельности;
• формирование рекомендаций относительно выбора рациональной финансовой стратегии и тактики, обеспечивающих
достижение предприятием стабильного положения на рынке
и прочной финансовой устойчивости.
Необходимость финансового прогнозирования обусловлена
общими условиями хозяйствования. С помощью прогнозирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее
негативные последствия для предприятия, устраняют излишние
транзакционные издержки. Компания не в состоянии полностью
устранить предпринимательский и финансовый риски, но может
снизить их негативное влияние и последствия с помощью умелого прогнозирования показателей.
Цели финансового планирования на предприятии зависят
от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся:
• максимизация продаж;
• максимизация прибыли;
• максимизация собственности владельцев предприятия.
Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема
финансовых ресурсов для реализации данной стратегии. Финан4
совое планирование как функция управления охватывает весь
комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и претворению их в жизнь.
Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи:
• выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации;
• обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми
источниками финансирования;
• определяет пути наиболее эффективного использования
финансовых ресурсов;
• управляет денежными потоками;
• обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства;
• осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.
Финансовое планирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым защищая компанию от
применения к ней штрафных санкций.
Процесс составления финансовых планов включает в себя
следующие этапы:
1. Анализ инвестиционных возможностей и возможностей
финансирования, которыми располагает предприятие.
2. Прогнозирование последствий текущих решений с целью
избежать неожиданностей и понять связи между текущими и будущими решениями.
3. Обоснование выбранного варианта из всех возможных
решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана).
4. Оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.
Четырехэтапный процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, плани5
рование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.
Значение финансового планирования заключается в том,
что оно:
• позволяет сделать выбор наиболее эффективных путей развития из возможных альтернатив;
• дает возможность определить в перспективе экономическую
эффективность деятельности организации;
• способствует постановке конкретных целей, которые служат
способом мотивации работ менеджеров и позволяют установить критерий оценки их деятельности.
Наряду с осознанием необходимости широкого применения
современного финансового планирования в нынешних условиях
действуют факторы, ограничивающие его использование в организациях:
• высокая степень неопределенности на российском рынке,
связанная с продолжающимися глобальными изменениями во
всех сферах общественной жизни;
• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
• отсутствие эффективной нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.
Глава 1.2. Состав и структура финансового плана
Назначение и сущность финансового планирования на
уровне предприятия заключается в определении общих направлений финансовой деятельности, главных целей и основных способов их достижений.
Финансовое планирование представляет собой процесс
разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми
ресурсами и повышению эффективности его деятельности в
предстоящем периоде. Финансовый план формулирует финансовые цели и критерии оценки деятельности предприятия, дает
6
обоснование выбранной стратегии и показывает, как достичь
поставленных целей.
Финансовое планирование является процессом анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозированием их результатов и воздействия на экономическое окружение организации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе
окончательных вариантов финансовых планов. По масштабности
поставленной цели различается стратегическое, текущее и оперативное финансовое планирование.
Стратегическое финансовое планирование определяет
важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Стратегическое планирование в широком смысле
называют планированием роста, планированием развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений.
Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование представляет собой разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредоточенно на наиболее вероятных событиях и
результатах. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно на практике осуществить разработанные прогнозы. Как правило, прогноз охватывает период от
одного года до трех лет. Этот период носит условный характер,
так как зависит от экономической стабильности и возможности
прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений
их использования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.
Финансовые планы должны быть тесно связаны с бизнеспланами компании. Финансовые прогнозы только тогда приобретают практическую ценность, когда проработаны производственные и маркетинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза в жизнь. В мировой практике финансовый план является важнейшим элементом бизнес-планов.
Финансовая часть бизнес-плана разрабатывается в виде
прогнозных финансовых документов, которые призваны обоб7
щить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.
В этом разделе должны быть подготовлены следующие документы:
• прогноз финансовых результатов;
• прогноз движения денежных средств;
• прогноз баланса.
Основной целью построения этих документов является
оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Составление прогнозных финансовых документов обычно
начинают с составления прогноза финансовых результатов (прогнозного отчета о прибылях и убытках). Именно в этом документе отражается текущая деятельность предприятия.
Прогноз финансовых результатов отражает производственную деятельность предприятия. Поэтому его также называют прогнозом результатов производственной деятельности. Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью. Прогноз финансовых результатов только
тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана.
Составление прогноза финансовых результатов следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по
объему продаж можно получить из раздела бизнес-плана по планируемому объему продаж.
Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка,
которую предприятие собирается завоевать. Построение прогноза
объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:
• Каким был уровень сбыта за прошлый год?
• Каким образом сложатся отношения с покупателями продукции по ее оплате?
• Можно ли прогнозировать такой же уровень реализации продукции, как и в отчетном периоде?
8
При этом очень важно проанализировать именно базовый
период, так как именно он дает ответы на целый ряд вопросов
и позволяет спрогнозировать влияние отдельных факторов на
объем продаж в предстоящем периоде. Так, можно оценить,
каким образом на объемные показатели повлияют изменения
качества продукции, уровня цен, уровня спроса, а следовательно, более точно определить величину выручки от реализации
продукции исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен, а также спрогнозировать и
предполагаемые изменения в уровне затрат и будущую прибыль предприятия. Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции – один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий.
Прогноз финансовых результатов целесообразно разрабатывать в 3 вариантах:
• на основе данных финансового учета;
• на основе данных управленческого учета;
• на основе данных налогового учета.
При составлении прогноза финансовых результатов целесообразно классифицировать затраты не только по функциональному признаку, но и составить прогноз по маржинальной
прибыли. Подход, основанный на маржинальной прибыли, дает
полезную информацию для планирования и принятия решений.
В расчете прибылей и убытков не все элементы затрат
предприятия отражаются на порядке осуществления платежей.
Многие элементы затрат, показанные в прогнозе финансовых
результатов, никак не отражаются на осуществлении платежей
предприятия. Так, например, материалы, используемые в процессе производства, могли быть приобретены и оплачены за
много месяцев до того, как эти затраты отразятся в расчете прибыли и убытков. Вместе с тем, может быть и обратная ситуация,
когда материалы использованы в процессе производства, учтены
9
в прогнозе прибыли и убытков, но не оплачены. Такие элементы
затрат, как аренда, оплата коммунальных услуг, проценты за
кредит и т. п. происходят постепенно в течение года и поэтому
показаны в расчете прибылей и убытков как равные суммы.
В действительности такие платежи производятся поквартально,
в полугодовой период или ежегодно, и поэтому данные для тех
месяцев, в которые они действительно производятся, могут быть
значительно выше. По этим и другим причинам получение
предприятием прибыли не обязательно означает, что денежные
средства увеличились, а увеличение денежных средств не означает, что предприятие получает прибыль. Следовательно, необходимо планировать и контролировать оба параметра: планировать поступление денежных средств путем составления прогноза
движения денежных средств (плана денежных потоков).
При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учитывать все возможные источники поступления средств
и также направления оттока денежных средств. Прогноз разрабатывается в следующей последовательности:
• прогнозирование денежных поступлений по подпериодам;
• прогнозирование оттока денежных средств по подпериодам;
• расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток) по подпериодам;
• определение совокупной потребности в краткосрочном
финансировании в разрезе подпериодов.
Все поступления и платежи отображаются в плане денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим
датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки
оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции, а также условий формирования производственных запасов.
Прогнозирование денежных поступлений. Этот этап
предполагает расчет объема возможных денежных поступлений.
Основным источником поступления денежных средств является
реализация товаров. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который потребуется поку10
пателям для того, чтобы оплатить счета, то есть определяет
средний срок документооборота.
Прогнозирование оттока денежных средств. Основным элементом этого этапа является погашение кредиторской
задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои
счета вовремя. Если же кредиторская задолженность не погашается своевременно, то отсроченная кредиторская задолженность становится дополнительным источником краткосрочного
финансирования.
Расчет чистого денежного потока осуществляется путем
сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат.
Таким образом, прогноз движения денежных средств
(план денежных потоков) демонстрирует движение денежных
средств и отражает деятельность предприятия в динамике от
периода к периоду.
Данные об избытке или дефиците показывают, в каком месяце можно ожидать поступления денежных средств, а в каком –
нет. Поэтому эти два параметра исключительно важны. Иными
словами, они отражают, быстро или медленно бизнес приносит
денежные средства. Конечное сальдо банковского счета ежемесячно показывает состояние ликвидности. Отрицательная цифра
не только означает, что предприятию потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но и показывает необходимую для этого сумму, которая может быть получена путем использования
различных финансовых методов.
В отличие от «Прогноза прибылей и убытков», который отражает текущую деятельность предприятия, «Прогноз движения
денежных средств» содержит три основных раздела:
• движение денежных средств в результате текущей деятельности;
• движение денежных средств в результате инвестиционной
деятельности;
• движение денежных средств в результате финансовой деятельности.
Таким образом, прогноз движения денежных средств отличается от прогноза прибыли и показывает движение денежных
11
средств, а не заработанную прибыль. В прогнозе прибыли отражается операционная деятельность предприятия, определяется
эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации производственной продукции или
услуг. Существует несколько параметров, которые появляются в
прогнозе прибыли, и не появляются в прогнозе движения денежных средств, и наоборот. В прогнозе прибыли отсутствуют данные о капитальных платежах, о дотациях, о НДС, а в прогнозе
движения денежных средств нет сведений об амортизации.
Амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не выплачивается, а остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в
«Прогнозе движения денежных средств» отсутствует статья
«Амортизационные отчисления». Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе
учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования. Они являются фактором,
стимулирующим инвестиционную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и, соответственно,
больше чистый денежный поток от производственной деятельности предприятия.
Для проверки правильности составления прогноза прибыли
и движения денежных средств целесообразно разработать прогнозный баланс. Прогнозный баланс необходим:
• для проверки правильности принятых управленческих решений, связанных с организацией денежного оборота и выбором
источников финансирования;
• для определения потребности предприятия в дополнительном
внешнем финансировании;
• для определения оптимальной структуры капитала фирмы.
Задачей прогнозного баланса будет расчет структуры источников финансирования, так как возникшую разницу между
12
активом и пассивом прогнозного баланса необходимо будет перекрыть за счет дополнительных источников внешнего финансирования. Итак, отправной точкой финансового прогнозирования
является прогноз продаж и соответствующий ему объем расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей в дополнительном финансировании для осуществления финансовохозяйственной деятельности.
В экономической литературе выделяют 2 подхода к прогнозированию финансовых потребностей:
• упрощенный подход, который базируется на прогнозе баланса и отчета о прибылях и убытках и оценке на этой основе
дополнительных потребностей в финансировании;
• более детализированный подход, основанный на составлении частных бюджетов предприятия и его отдельных подразделений.
Текущее финансовое планирование рассматривается как
составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование решает вопросы распределения ресурсов организации для достижения
стратегических целей и обычно охватывает краткосрочный и
среднесрочный периоды. Текущее планирование финансовой
деятельности основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой
деятельности. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность организации определить на
предстоящий период все источники финансирования ее развития,
сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и
капитала фирмы на конец планируемого периода.
Текущее финансовое планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трех документов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств,
бюджетного баланса.
Текущий финансовый план составляется на период, равный
одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же
13
такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают
поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться, и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов.
Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки
времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков
денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.
Заключительным документом текущего финансового плана
является бюджетный баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате
запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и структуру капитала предприятия.
Оперативное финансовое планирование использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей. Оперативное планирование – процесс разработки финансовых планов, обеспечивающий наилучшее использование всех ресурсов предприятия (как
собственных, так и привлеченных). Оперативное планирование
помогает осуществлять текущее регулирование хода производства в целях равномерности и ритмичности работы, позволяет быстро и вовремя практически исправить положение, координировать отдельные действия различных подразделений, объединенных единой целью, – обеспечением финансовой стабильности
предприятия через реализацию финансовой стратегии.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и
расчет потребности в краткосрочном кредите. Разработка платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что
позволяет своевременно перечислить платежи в бюджеты и во
внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности коммерческой организации.
Платежный календарь составляется обычно на месяц (квартал) с
разработкой показателей по более мелким периодам (15 дней,
декаду, пятидневку). Правильно составленный платежный ка14
лендарь дает возможность выявить возможные ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и таким образом избежать финансовых затруднений.
Во многих коммерческих организациях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором
указывается, когда и какие налоги следует уплатить. Это позволяет избежать просрочек и пени.
Кроме платежного календаря должен составляться также
кассовый план. Это план оборота наличных денежных средств
через кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.
Коммерческому банку, обслуживающему предприятие также необходим его кассовый план, для того чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Глава 1.3. Методы и модели
финансового планирования
В зависимости от стоящих перед корпорацией задач применяются различные методы финансового планирования. Методы
по своей сути являются способами/приемами, при помощи которых рассчитываются плановые значения различных финансовых
показателей либо составляются плановые документы. Причем
необходимо отметить, что методы финансового планирования
позволяют получить как одно плановое решение, в случае детерминированности изменений внутренней и внешней среды, так и
альтернативные решения в противном случае (здесь уместно
применять сценарный подход). В финансовом планировании наиболее известными являются следующие методы.
Расчетно-аналитический метод. Финансовые показатели
рассчитываются на основании анализа значений показателей в
базисном периоде, индексов развития, экспертных оценок развития показателей. Т. е. расчётно-аналитический метод опирается
на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную
15
оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового
показателя:
Фп.пл =Фп.отч *I,
где Фп.пл – планируемая величина финансового показателя;
Фп.отч – отчетное значение финансового показателя;
I – индекс изменения.
Такой метод применяется при расчете показателей выручки, дохода, прибыли и т. п.
Балансовый метод. Он является одним из самых распространенных методов планирования, так как он увязывает источники ресурсов с направлениями их использования, с его помощью выявляются отклонения в ведении хозяйственной деятельности, вскрываются резервы. Балансы имеют два раздела:
• источники ресурсов;
• потребности в ресурсах (распределение ресурсов).
Финансовые показатели рассчитываются на основании построения балансов наличия средств и потребности в их использовании, т. е. с применением формулы:
остаток на начало года + поступление в планируемом периоде =
расход в планируемом периоде + остаток на конец
планируемого периода
Нормативный метод. Вообще нормативный метод планирования запасов традиционно использовался в советском планировании, однако это совершенно не означает, что данный подход
неприменим в рыночных условиях хозяйствования. Организация
самостоятельно создает собственное нормативное хозяйство
(действующую систему норм и нормативов) и на его основании
определяет потребность в финансировании текущей хозяйственной деятельности.
Определение норм и нормативов производится хозяйствующим субъектом индивидуально (за исключением тех случаев,
когда такие нормативы устанавливаются нормативно-правовыми
актами, техническими регламентами либо иными документами и
обязательны к применению) и зависит от следующих факторов:
16
вид хозяйственной деятельности;
особенности заключенных договоров с контрагентами;
особенности ведения хозяйственной деятельности;
деловая репутация и др.
Плановые значения финансовых показателей рассчитываются
на основе существующего в корпорации нормативного хозяйства.
Метод оптимизации плановых решений. Заключается в разработке вариантов плановых решений и выборе оптимального
варианта (по определенному критерию, например: максимуму
прибыли, минимуму затрат и т. п.). Он применяется для нахождения наилучших результатов при заданных ограничениях.
Методы экономико-математического моделирования. Эти
методы позволяют найти взаимосвязи между планируемыми финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Экономико-математические модели представляют собой формализованное математическое описание экономических процессов, явлений, объектов, связей. При построении моделей используется
математический аппарат и, прежде всего, математические уравнения, неравенства, соотношения.
Возможность развития экономико-математических моделей
появилась вследствие возникновения в 30-х гг. XX века отдельной математической дисциплины – линейного программирования, целью которой является решение экстремальных задач с ограничениями. Одной из первых в СССР была создана модель оптимального планирования социалистической экономики в целом,
так и отдельных отраслей. Позднее было разработано множество
моделей оптимального планирования, которые учитывали различные аспекты реального процесса планирования.
Кроме оптимизационных, экономико-математические модели могут быть и неоптимизационными описательными (дескриптивными). Последние имеют целью объяснять существующие
экономические явления и процессы. К ним относятся, например,
модели экономического роста и модели конкурентного экономического равновесия.
Экономико-математическое моделирование экономических
явлений и процессов является важным инструментом финансово•
•
•
•
17
го планирования, дающим возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.
В применяемых экономико-математических моделях исследуемые факторы и результирующие показатели находятся во
взаимной связи, которая может носить либо детерминированный
характер, когда между фактором и результатом имеется функциональная зависимость, либо стохастический, когда зависимость носит случайный характер.
При детерминированном моделировании различают следующие виды зависимостей факторных систем с результативным
показателем.
Аддитивные модели, в которых связь между факторами и
результирующим показателем представляется в виде суммы:
n
y=
ΣХi = Х1+Х2+…+Хn,
i=1
где y – результирующий показатель;
xi – влияющие факторы.
Мультипликативные модели, в которых связь между факторами и результирующим показателем представлена в виде произведения:
n
y=
Пi = Х1*Х2*…*Хn.
i=1
Кратные модели, в которых факторные показатели входят в
модель в виде различного рода отношений, самое простое из которых имеет вид:
у=Х1/Х2.
Основные приемы моделирования, применяемые к классу
детерминированных факторных систем:
• метод удлинения факторной системы;
• метод сокращения факторной системы;
• метод расширения факторной системы.
18
Стохастическое моделирование применяется, если связь
между факторами и результирующим показателем носит стохастический (вероятностный) характер. В моделях этого класса каждому значению факторного показателя соответствует множество
значений результирующего показателя, определяющееся с применением методов теории вероятностей. В стохастическом моделировании применяются методы обработки динамических рядов,
методы математического моделирования.
В качестве примера экономико-математической модели,
применяемой в финансовом планировании, можно привести модель Дюпона (Du Pont).
Идея модели Дюпона заключается в том, что препятствием
для роста доходности может быть не только высокое значение
расходов, но и избыточность активов. Таким образом, при планировании показателей доходности в число рассматриваемых факторов модели необходимо вводить показатели, отражающие эффективность использования активов. Эта задача в модели Дюпона решается видоизменением стандартной формулы для расчета
показателя рентабельности активов ROA: путем факторного анализа в систему рассматриваемых факторов вводится показатель
оборачиваемости активов.
Трансформация формулы ROA выглядит следующим образом:
ROA = чистая прибыль / активы =
(чистая прибыль/ объем продаж) * (объем продаж / активы) =
рентабельность продаж * оборачиваемость активов
Дальнейшее усложнение модели Дюпона за счет введения
дополнительных значимых факторов наглядно показано на
рисунке.
ROA
Рентабельность продаж
* Оборачиваемость активов
чистая прибыль / объем продаж
объем продаж / активы
выручка – издержки
оборотные +
внеоборотные
сырье и материалы + зарплата и отчисления + амортизация +
коммерческие, управление и прочие
Рисунок 1. Формирование системы значимых факторов модели Дюпона
19
Таким образом, каждый фактор модели Дюпона определяет свой аспект принятия финансовых решений:
• рентабельность продаж позволяет оценивать эффективность решений, принимаемых в отношении доходов, издержек и объема продаж: уменьшение издержек или изменение их структуры, изменение цен на продукцию, увеличение объёма выпуска при сохранении цен и т. п.;
• коэффициент оборачиваемости отражает эффективность
использования ресурсов и позволяет оценить эффективность таких решений, как ликвидация устаревшего или избыточного оборудования и/или запасов, изменение структуры активов в сторону увеличения высокооборачиваемых
активов, сокращение дебиторской задолженности, сдача в
аренду неиспользуемых внеоборотных активов и др.
Достоинство модели Дюпона в том, что она показывает,
что ряд комбинаций рентабельности продаж и оборачиваемости
даёт в результате одну и ту же доходность на вложенные средства. Таким образом, низкая рентабельность (в силу, например,
специфики рынка) может быть компенсирована высокой оборачиваемостью активов или наоборот. У руководства корпорации
появляется большая степень свободы при планировании развития корпорации, что приводит к повышению эффективности
управления и, как следствие, к увеличению экономического потенциала корпорации.
Глава 1.4. Бюджетирование в системе
финансового планирования
Бюджетирование является неотъемлемой частью системы
планирования, а также используется при реализации механизмов контроллинга. Эффективное бюджетирование является результатом тщательной и детальной разработки и оценки всех
аспектов бюджетного процесса, означает ориентацию компании
на достижение конкретных поставленных целей, мотивацию
персонала, контроль над действиями менеджмента компании.
В разных источниках можно найти различные определения бюджетирования:
20
• Бюджетирование – процесс разработки и формирования
плановых бюджетов, объединяющих планы руководства
предприятий и, в первую очередь, производственные, маркетинговые и финансовые планы;
• Бюджетирование – целостная система планирования, учета
и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии;
• Бюджетирование – составная часть финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по
формированию и использованию финансовых ресурсов;
• Бюджетирование – форма планирования производства и
других видов бизнеса, отражающая, в том числе и денежно –
финансовые аспекты деятельности субъекта.
Обобщая вышеизложенное, можно определить бюджетирование как инструмент финансового планирования, в рамках которого на предприятии с определенной периодичностью составляется совокупность бюджетов, количественно отражающих хозяйственную деятельность предприятия, служащий для учета и контроля ресурсов и результатов деятельности организации по центрам ответственности и сегментам бизнеса, позволяющий анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.
При этом бюджет определяется как:
• инструмент финансового планирования и контроля за деятельностью компании и ее структурных подразделений;
• смета доходов и расходов фирмы;
• план, подробно раскрывающий приток и отток средств в
течение определенного планируемого периода времени;
• годовой план компании в отношении продаж, расходов, объемов и других финансовых действий на предстоящий период;
• количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени,
показывающий планируемую величину дохода, которая
должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть
понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
21
Обобщая вышеперечисленные мнения различных авторов,
в рамках данного курса определим бюджет как количественно
детализированный план деятельности организации в целом и
отдельных ее структурных подразделений, направленный на достижение целей организации, составляемый по статьям, характеризующим направления деятельности.
Бюджетирование представляет собой систему (рисунок 2),
включающую:
Система бюджетирования
Цели и
стратегия
Виды
бюджетов
По сферам
деятельности
По широте
номенклатуры
По видам
затрат
По методам разработки
По длительности планирования
По периоду представления
По непрерывности
планирования
По степени
содержания
По порядку
построения
По критерию ограниченности
Автоматизация
ОрганизаФункции
Регламент
ционная
Технология
система
Планирова- Определение Бюджетный Формы анание дости- целей
комитет
лиза и плажения целей
нирования
Координация Разработка
Центры
Субъекты
ответстдеятельности стратегии
венности
Управление Анализ
Функциона- Инструкции
стоимостью
льные группы
Оценка
и ПрогнозироДокументостимуливание
оборот
рование
Контроль за Разработка
денежными проекта
потоками
Синхрониза- Согласование
ция денеж- и координаных потоков ция
Утверждение
Контроль
корректировка
Оценка
и
Рисунок 2. Система бюджетирования на предприятии
22
Основная цель процесса бюджетирования – эффективная
организация процесса управления деятельностью предприятия и
его структурных подразделений посредством планирования,
контроля статей доходов и расходов и анализа финансовоэкономических показателей, разработка определенной финансовой структуры предприятия.
Наиболее значимые управленческие задачи, решаемые с
помощью бюджетирования:
• планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;
• координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений;
• оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и его структурных
подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих
мероприятий;
• эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
• оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителями;
• стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих подразделений;
• согласование интересов работников предприятия.
Объектами бюджетирования могут быть обособленные
виды деятельности предприятия или денежные потоки предприятия и его структурных подразделений, связанные с производством и реализацией определенных видов продукции (услуг).
Субъектами бюджетирования может являться бюджетный
комитет (комиссия), осуществляющий руководство процессом
бюджетирования, отделы, участвующие в подготовке бюджетов, функциональные службы и отделы, отвечающие за подготовку бюджетов предприятия в целом, элементы финансовой
структуры, формирующие бюджеты подразделений и отдельных видов бизнеса.
23
В основе построения системы бюджетирования заложены
определенные принципы.
Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения предприятием намеченных задач. Осуществляется это путем составления
бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более
реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение
запланированных показателей бюджета. При этом руководство
предприятия следит затем, чтобы интересы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с интересами
всего предприятия. Обеспечивается это путем согласования
бюджетных планов и их корректировки.
Принцип ответственности предусматривает передачу
ответственности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием. Передача ответственности непосредственно увязывается
со степенью влияния, которое конкретный руководитель может
оказывать на затраты, выручку или другие показатели.
Принцип гибкости предусматривает включение в систему
не только статичных, но и гибких бюджетов, которые помогают
выбрать оптимальный объем продаж.
К двум основным «идеологически» отличным методам
построения бюджетов следует отнести бюджеты, построенные
по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз».
Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию
бюджетной информации от исполнителей к руководителям
нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком
подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того,
довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета,
что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных.
В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовлен24
ных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Этот вид бюджетирования широко распространен в России
ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом,
так и нежелания руководства заниматься планированием: к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином.
Второй подход требует от руководства компании четкого
понимания основных особенностей организации и способности
сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование «сверху вниз» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т. п. для
оценки эффективности работы центров ответственности.
В целом бюджетирование «сверху вниз» является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты, содержащие в себе черты обоих вариантов.
Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.
Виды, структура и состав бюджетов
Внутрифирменное финансовое планирование предполагает
использование различных бюджетов. Разработка бюджетов является составной частью финансового менеджмента.
Бюджет предприятия (Главный бюджет, или, как его еще
называют, Мастер бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и в структурированной форме описывает
ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других
хозяйственных операций в планируемом периоде.
Он включает два основных блока: систему операционных
бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов.
Во всем мире финансовое управление в конечном счете описывается в формате трех основных отчетов, которые определяют
собой систему координат для оценки финансовых результатов деятельности предприятия. Для начала характеризуется текущее состояние предприятия, а затем целевое желаемое состояние в конце
25
планового периода. Бюджетирование, собственно, и представляет
собой метод проектирования будущих значений финансовых отчетов. Переход от первого ко второму означает изменения прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала предприятия (баланса). Поэтому предприятие должно четко позиционировать и «видеть себя» в этих финансовых координатах, планируя
свои перемещения в будущем и их последствия, находя приемлемые соотношения между тремя указанными ниже величинами.
Прежде всего, надо видеть различия в целях построения каждого из
бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для
различных видов бюджетов – типичная ошибка при построении
бюджетных систем.
Бюджет доходов и расходов (БДР) определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет
формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т. е. его прибыльность.
Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более
очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует
реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет «платежеспособность» предприятия
как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период.
Бюджет по балансовому листу (ББЛ) определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.
С точки зрения последовательности подготовки документов,
процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основных части, каждая из которых является законченным этапом планирования:
1. подготовка операционных бюджетов;
2. подготовка финансовых бюджетов.
Операционные бюджеты включают целую совокупность
бюджетов:
• Бюджет продаж является основополагающим при определении денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, мак26
•
•
•
•
симально учитывать рекомендации служб маркетинга. Этот
бюджет формируется на базе заключенных договоров, сделок, показателей бизнес-плана, анализа производственной
деятельности прошлых лет. Цель данного бюджета – рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка
сбыта, определяется количество потенциально реализуемой
продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных
видов продукции.
Бюджет запасов готовой продукции. Исходными данными
для расчета этого бюджета служат целевые остатки запасов
готовой продукции в натуральных единицах, данные о себестоимости готовой продукции.
Бюджет производства. В этом бюджете конкретизируется
бюджет продаж и для каждого периода планирования устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести. Цель данного бюджета – рассчитать
прогноз объема производства товарной продукции исходя
из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого
остатка произведенной, но нереализованной продукции
(запасов продукции).
Бюджет запасов сырья и материалов. Исходными данными
для расчета этого бюджета служат: целевые остатки сырья
и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья
и материалов.
Бюджет прямых материальных затрат. На основе данных
бюджета производства об объемах производства, а также
нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода
и ценах на сырье и материалы определяются потребности в
сырье и материалах, объемы закупок и общая величина
расходов на приобретение. Данные формируются как в на27
туральных единицах, так и в денежном выражении. Назначение этого бюджета в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, комплектующих для производства готовой продукции.
• Бюджет затрат на оплату труда. Цель данного бюджета –
рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов,
занятых
непосредственно
в
производстве
(в стоимостном выражении). Исходными данными блока
являются результаты расчета об объемах производства в
бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и
оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или
ее компонента, а также тарифная ставка за час работы,
можно рассчитать прямые затраты труда.
• Бюджет общепроизводственных расходов включает общие
расходы на организацию, обслуживание и управление производством (например, амортизация, текущий уход, ремонт,
энергетические затраты на содержание аппарата управления цеха, на обеспечение нормальных условий труда).
• Бюджет доходов и расходов по операционной деятельности. Составление данного бюджета является «выходной
формой» операционного бюджета. В этом бюджете рассчитываются такие показатели, как объем продаж от реализации, себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы, расходы финансового характера, налоги к уплате.
• Прочие (бюджет внепроизводственных расходов, бюджет
затрат на энергоресурсы, бюджет затрат по статьям калькуляции, бюджет затрат по видам затрат, бюджет налогов и
сборов, бюджет социальных расходов, бюджет закупок,
бюджет дебиторской задолженности, бюджет кредиторской
задолженности, бюджет затрат на оснастку, инструмент,
тару, бюджет незавершенного производства).
В составе финансовых бюджетов могут быть бюджеты:
финансовой деятельности, кредитов и займов, движения собст28
венного капитала, движения собственных акций, выданных займов, краткосрочных финансовых вложений.
Помимо разделения бюджетов по экономическому смыслу
(БДР, БДДС, ББЛ), можно рассмотреть иные способы классификации бюджетов:
Долгосрочные и краткосрочные бюджеты
(Short- & Long-term budgets)
В западной практике долгосрочным бюджетом считается
бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным –
на период не более 1 года.
Естественно, сейчас в России достоверность трех-, пяти- и,
уж тем более, десятилетних бюджетов будет, мягко говоря, невысокой.
По различным мнениям, «горизонт прогнозирования» на
данный момент в России составляет от полугода до полуторадвух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным
считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными – от полугода до года.
Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае
краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного
долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется
по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и
как бы «прокатывается» вперед еще на один период.
Причем, краткосрочный бюджет, как правило, несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.
Постатейные бюджеты
(line-item budgets)
Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Т. е. если у вас запланировано потратить не более $ 5,000 на рекламу, то больше вам и
не дадут, даже если вы умудрились сэкономить на командировках $ 15,000.
29
В западной практике такой подход широко используется в
правительственных учреждениях, однако нередко применяется и
в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого
контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и
среднего звена.
В России сама концепция постатейных бюджетов широко
распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.
Бюджеты с временным периодом
(Lapsing Budgets)
Этот термин означает систему бюджетирования, в которой
не израсходованный на конец периода остаток средств НЕ переносится на следующий период.
Эта разновидность бюджета используется в большинстве
организаций, т. к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая
«накопительские» тенденции.
К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода
менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств
на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае «недорасхода» бюджет на следующий
период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в
конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и
отчетность.
Гибкие и статичные бюджеты
В наиболее часто используемом в России статичном типе
бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т. п., в то время как при составлении гибкого бюджета
расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.
Хорошим примером гибкого бюджета может послужить
бюджет какого-либо концерта, когда все статьи бюджета, включая количество охраны/милиции и гонорары артистов, поставлены в зависимость от количества проданных билетов.
30
Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно
оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.
Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем
(Incremental & Zero-Base budgets)
Бюджет с нулевым уровнем – это бюджет, который каждый
раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему, у
преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который
при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.
Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и
времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основным из которых является опасность образования «застойных участков», тянущихся из
прошлого без изменений, которые при составлении бюджета
«с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.
Процесс составления бюджета называется бюджетным
циклом и включает следующие этапы:
• планирование деятельности организации в целом и ее структурных подразделений с помощью сформированной системы
оценочных показателей;
• обсуждение возможных вариантов планов, связанных с изменением производственной и рыночной ситуации;
• корректировка планов с учетом предложенных поправок.
Необходимым этапом процесса бюджетирования является разработка положения о бюджетировании, которое содержит следующие основные разделы:
1. Общие положения. В это разделе дается формулировка
основных показателей и определений, используемых при составлении бюджета. К таким определениям относятся центры затрат,
центры ответственности, центры доходов, венчурные центры.
Следует отметить, что такие понятия и определения должны быть
увязаны с организационной структурой управления фирмой,
31
иметь конкретные обозначения, обязательно быть доведенными
до персонала, участвующего в разработке бюджета.
2. Оценка целей системы финансового планирования. Она
состоит в общем случае в укреплении финансовой устойчивости
организации, увеличении эффективности использования имеющихся ресурсов, определении наиболее выигрышных видов и
направлений деятельности. Однако в зависимости от приоритетов, сформулированных руководством организации, при разработке бюджетов могут рассматриваться в качестве целей бюджетирования усиление стимулирования руководителей и работников структурных подразделений к повышению рентабельности выпускаемых этими подразделениями видов продукции и
услуг, повышение ответственности персонала за расходы, конечные финансовые результаты работы, а также повышение
обоснованности выделения финансовых ресурсов на осуществление мероприятий по развитию и совершенствованию производственной деятельности.
3. Структура бюджетов предполагает выделение различных уровней в составе бюджета:
• уровень 1 – сводные бюджеты в составе основных бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств и
вспомогательных (бюджета капитальных затрат и кредитного плана);
• уровень 2 – бюджеты центров финансовой ответственности в составе основных бюджетов доходов и расходов,
движения денежных средств.
Для предприятия в целом разрабатываются сводные бюджеты доходов и расходов, бюджет денежных средств, для центров ответственности разрабатываются операционные бюджеты.
4. Бюджетный регламент, предусматривающий конкретные сроки корректировки намеченных в отдельных бюджетах
показателей.
5. Организация финансового планирования и бюджетного
контроля, устанавливающая схему разработки бюджетов, ответственных за этот участок должностных лиц, а также порядок
проведения контроля за исполнением бюджетов.
32
Типовыми стадиями процесса внедрения бюджетирования
являются:
1. Информационная структуризация. На этой стадии осуществляется структуризация статей бюджета и схем их консолидации. При правильном понимании финансово-экономической модели деятельности эта задача по силам любому профессиональному финансовому менеджеру. После ее решения у него появляется возможность планирования финансов в разрезе бюджетных
статей, а также анализа того, какие отклонения не позволили
предприятию достичь запланированного финансового результата.
Но это только первый шаг в построении бюджетной системы, хотя часть компаний на нем ее и заканчивает.
2. Распределение функций бюджетного планирования. На
следующем этапе необходимо распределить планирование значений бюджетных статей по так называемым «центрам финансового учета» (ЦФУ). Так проявляется еще одна базовая идея «бюджетирования» как метода краткосрочного финансового управления – компетентность в определении реальных значений бюджетных статей (как в части выручки, так и затрат) выше в месте
их формирования, т. е. в подразделениях, ответственных за сбыт,
производство и обеспечение деятельности, а не в финансовых и
планово-экономических отделах. В организационном плане здесь
должна быть решена задача построения регламентов оперативного сбора и консолидации плановых и фактических показателей.
Эту стадию уже могут реализовать немногие: мешает отсутствие
на предприятии четких организационных регламентов. Добавление новых функций финансового планирования затруднено, когда неточно определены другие функции, выполняемые подразделением.
3. Стимулирование выполнения бюджетов. И, наконец,
подлинная система бюджетного управления немыслима без создания модели финансовой ответственности – построение финансовой структуры с выделением центров финансовой ответственности (ЦФО). Только данная модель, предусматривающая ответственность и стимулирование менеджеров в зависимости от выполнения декларированных ими бюджетных показателей, делает
33
систему бюджетирования работающей. То есть в систему бюджетного управления вводится механизм, целью которого является
обеспечение максимальной сходимости плановых и фактических
данных. Теперь бюджет – это не только консолидированный прогноз, составленный компетентными менеджерами, но и реальный
финансовый план, который имеет конкретных исполнителей,
лично заинтересованных в его выполнении.
Конец третьей лекции
Все замечания и предложения отсылайте по адресу: feedback@rfei.ru
34