Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие корпоративных финансов. Современные концепции корпоративных финансов. Признаки корпораций

  • 👀 328 просмотров
  • 📌 301 загрузка
  • 🏢️ НИЯУ МИФИ
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие корпоративных финансов. Современные концепции корпоративных финансов. Признаки корпораций
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие корпоративных финансов. Современные концепции корпоративных финансов. Признаки корпораций» pdf
Лекция 1. Автор: Когденко Вера Геннадьевна Доктор экономических наук, Заведующая кафедрой финансового менеджмента НИЯУ МИФИ. СОДЕРЖАНИЕ • Понятие корпоративных финансов. Современные концепции корпоративных финансов • Признаки корпораций • Виды корпораций • Структура корпорации Корпоративные финансы Корпоративные финансы – базовая понятийная дисциплина в области анализа и управления финансовыми ресурсами. Корпоративные финансы – денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов (доходов, поступлений и источников финансирования корпорации). • Предмет – система формирования финансовых ресурсов и направления их распределения и использования. • Объект – корпорации. 3 Современные концепции корпоративных финансов Ценностно-ориентированный менеджмент – комплексный подход к управлению компанией, нацеленный на увеличение ценности для стейкхолдеров Сбалансированная система показателей - система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности. Интегрированная отчетность Ценностно-ориентированный менеджмент Сбалансированная система показателей 4 Современные концепции Интегрированная отчетность Цель Отражение процесса создания стоимости и его перспектив Ценностноориентированный менеджмент Максимизация фундаментальной стоимости и рыночной капитализации Содержание Представление финансовой и нефинансовой, текущей и прогнозной информации о создании стоимости компанией для стейкхолдеров Обоснование решений, направленных на создание фундаментальной стоимости в краткосрочном и долгосрочном периоде Система сбалансированных показателей Реализация стратегии компании посредством ее декомпозиции на уровень операционного управления и контроля на основе ключевых показателей эффективности Анализ ценности капитала компании; анализ факторов, влияющих на фундаментальную стоимость; расчет фундаментальной стоимости; анализ рыночной капитализации 5 Интегрированная отчетность Традиционная отчетность  Содержит информацию только о финансовом капитале  Информирует пользователей о финансовых результатах, достигнутых компанией  Периметр финансовой отчетности определяется стандартами отчетности, которые регламентируют понятия контроля или значительного влияния  Представляет разобщенную информацию, в части финансовой отчетности компании и комментария руководства  Ориентируется на прошлые показатели и финансовые риски; не позволяет прогнозировать развитие компании с достаточной степенью точности  Отражает краткосрочную перспективу  Характеризуется невысокой прозрачностью из-за раскрытия ограниченного числа обязательных показателей  Ограничена необходимостью соблюдений требований законодательства Интегрированная отчетность  Содержит информацию финансовом, промышленном, интеллектуальном, человеческом, социальном, природном капиталах  Информирует пользователей о финансовых результатах, капитале, экстерналиях бизнеса  Периметр интегрированной отчетности определяется рисками, возможностями и результатами, которые существенно влияют на способность организации создавать стоимость  Представляет взаимосвязанную информацию  Ориентируется на будущее с учетом стратегических целей и всех видов рисков; позволяет прогнозировать развитие компании  Отражает краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную перспективу  Характеризуется высокой прозрачностью вследствие раскрытия большого числа показателей, а также положительных и отрицательных аспектов деятельности компании  Ориентирована на раскрытие существенных аспектов, меняющихся в зависимости от обстоятельств Интегрированная отчетность является сообщением о том, как стратегия организации, управление, результаты и перспективы, в контексте внешней среды, приводят к созданию стоимости в краткосрочной, среднесрочной и в долгосрочной перспективе • Сводит воедино финансовую и нефинансовую информацию • Отражает способность организации создавать и поддерживать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периоде • Содержит информацию, используемую при принятии управленческих решений, в том числе стратегию и прогнозы • Делает бизнес более прозрачным и понятным инвесторам 7 Интегрированная отчетность КАПИТАЛ: Финансовый Производственный БИЗНЕС-МОДЕЛЬ: Ключевые ресурсы: сырье, материалы, квалифицированный персонал Интеллектуальный Бизнес-процессы: производство, логистика Человеческий Конкурентоспособная продукция Природный Социальный Формула прибыли: основные источники доходов и основные статьи расходов ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ первичные факторы: Рентабельность инвестированного капитала Средневзвешенная стоимость капитала Темп роста инвестированного капитала 8 Концепция ценностноориентированного менеджмента (VBA) ЦЕЛЬ БИЗНЕСА – максимизация рыночной и фундаментальной стоимости компании СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КОРПОРАТИВНЫМ ФИНАНСАМ – анализ и управление факторами стоимости Бизнес-модель: ресурсы, внутренние бизнес-процессы, продукция, формула прибыли • Макроэкономическа я среда: деловой цикл, инфляция, процентные ставки, валютный курс, налоговая система Фундаментальная стоимость бизнеса – сумма дисконтированных денежных потоков прогнозного и постпрогнозного периода Иерархия стратегий: корпоративная стратегия, бизнес-стратегии, функциональные стратегии Микроэкономическая среда: конкуренты, потребители, поставщики, маркетинговые посредники Роль VBM в создании фундаментальной стоимости Решения по операционной деятельности: •Управление оборотными активами и оборотным капиталом •Управление прибылью Рентабельность инвестированного капитала Внешняя экономиче ская среда Иерархия стратегий компании Решения по инвестиционной деятельности: •Управление долгосрочными реальными активами •Управление финансовыми активами Темп роста бизнеса Средневзвешенная стоимость капитала Решения по финансовой деятельности: •Управление капиталом •Дивидендная политика Стоимость бизнеса Дерево факторов стоимости Фундаментальная стоимость бизнеса Рентабельность инвестированного капитала Ценовая премия Средневзвешенная стоимость инвестированного капитала Темп роста инвестированного капитала Объем заимствований Чистая маржа Производительность ресурсов Рентабельность прочей деятельности Налоговая нагрузка Период оборота внеоборотных активов Период оборота оборотного капитала Дивидендная политика Мультипликатор собственного капитала Стоимость заемного капитала Требуемая стоимость собственного капитала ROIC > WACC Оборачиваемость активов Реинвестирование прибыли g Концепция сбалансированной системы показателей • • • • • • • Разработана в начале 90-х гг. 20 века Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном. До ее появления большинство компаний опирались на текущие финансовые цели, не связанные с долгосрочными стратегическими целями компании Представляет собой концепцию реализации стратегии компании посредством ее декомпозиции на уровень операционного управления и контроля на основе ключевых показателей эффективности Позволяет осуществлять детализированный мониторинг деятельности компании в стратегическом фокусе, увеличить оперативность и эффективность управленческих решений Представляет собой полнофункциональную систему управления компанией Баланс между показателями: финансовыми и нефинансовыми; оперативными и стратегическими; текущими и прогнозируемыми; опережающими и запаздывающими; внешними и внутренними, др. Количество показателей на корпоративном уровне не должно превышать 15-25 Включает четыре блока (проекции) деятельности компании: – Как оценивают компанию акционеры (финансы) – Как оценивают компанию клиенты (клиенты) – Какие процессы обеспечат компании конкурентные преимущества (бизнес-процессы) – Имеются ли программы инноваций, развития, мотивации и роста (перспектива обучения и развития) 12 Проекция Финансы Количество показателей: 20-25 ключевых показателей. По перспективам: • Финансы — 5 показателей (22%); • Клиенты — 5 показателей (22%); • Бизнес-процессы — от 8 до 10 показателей (34%); • Персонал: обучение и развитие — 5 показателей (22%). Проекция «Финансы» (показатели, характеризующие финансовый капитал) • Фундаментальная стоимость • Рентабельность инвестированного капитала • Средневзвешенная стоимость инвестированного капитала • Темп роста инвестированного капитала 13 Проекция Клиенты Проекция «Клиенты» (показатели, характеризующие социальнорепутационный капитал) • Стабильность клиентской базы; коэффициент «сохранности» покупателей; доля «потерянных» покупателей; доля новых покупателей • Рыночная доля компании; степень узнаваемости бренда; удовлетворенность покупателей • Стабильность ресурсной базы; доля постоянных поставщиков; доля новых поставщиков; надежность поставщиков; срочность и бесперебойность поставок • Индикаторы репутации компании (кредитный рейтинг); состав, структура и динамика социальных инвестиций • Темп роста выручки • Рентабельность продаж 14 Проекция Внутренние бизнеспроцессы Проекция Внутренние бизнес-процессы (показатели, характеризующие производственный, интеллектуальный, природный капитал) • Ресурсоемкость: энергоемкость, трудоемкость, капиталоемкость производства • Эффективность использования производственной мощности; состояние производственной мощности • Капитальные затраты на расширение мощностей; динамика и структура затрат на интеллектуальный капитал • Принадлежащие компании объекты интеллектуальной собственности • Обновляемость продукции. Удельный вес инновационной и новой продукции в выручке • Объем и стоимость источников капитала • Период оборота: внеоборотных активов; оборотного капитала • Ресурсоемкость: материалоемкость, зарплатоемкость, амортизациеемкость, прочая ресурсоемкость 15 Проекция Персонал (человеческий капитал) Проекция Персонал (показатели, характеризующие человеческий капитал) • Вовлеченность, удовлетворенность и лояльность персонала; текучесть кадров (движение персонала) • Уровень профессиональной подготовки • Инвестиции в человеческий капитал, в том числе затраты на переподготовку персонала • Динамика и структура численности персонала • Уровень оплаты труда • Производительность труда 16 Характерные признаки корпорации • Крупный бизнес по величине выручки, активов, среднесписочной численности работающих, количеству участников. • Холдинг со сложной финансовой и организационной структурой, объединяющий компании разной функциональной направленности. • Бизнес, имеющий единое (централизованное) управление, в котором обеспечена ограниченность ответственности участников и отделены функции управления и владения, что приводит к возникновению агентского конфликта. • Сообщество стейкхолдеров, созданное для генерации выгод в интересах разнообразных заинтересованных групп (стейкхолдеров). 17 Характерные признаки корпорации – – – – – – – – Кроме того, корпорации присущи следующие признаки: Коммерческая направленность деятельности – максимизация прибыли в краткосрочном периоде; максимизации стоимости в долгосрочном периоде. Возможность неограниченного роста, вследствие привлечения средств на финансовых рынках путем эмиссии акций и облигаций. Постоянное существование (бессрочность существования), независимость корпорации от состава участников корпорации. Свободное отчуждение акций участниками корпорации. Наличие существенных нематериальных активов в виде деловой репутации, товарных знаков, ноу-хау, др. Прозрачность деятельности. Составление консолидированной или комбинированной финансовой отчетности. Открытость консолидированной финансовой отчетности для внешних пользователей. 18 Профиль компании Профиль компании – это ее краткая характеристика, включает: • Название компании • Основные бренды, продукция, услуги • Местонахождение штаб-квартиры компании • Масштаб компании • Структура собственности и организационноправовая форма • Дочерние и зависимые общества 19 Пример профиля компании Название ГМК Норильский Никель Основные бренды «Норильский никель» 111.5 млрд. руб. (5 место в России) Местонахождение штабквартиры компании Москва Масштаб компании Выручка 11 869 млн. дол. Активы 13 149 млн. дол. Численность свыше 84 тыс. сотрудников Структура собственности и организационно-правовая форма ПАО 28% Интеррос 25% Российский алюминий 4% Металлоинвест Дочерние общества 31 дочернее общество 20 Бизнес-модель корпорации Единая бизнес-модель корпорации представляет собой комплекс четырех взаимосвязанных блоков, обеспечивающих ключевые факторы успеха, благодаря которым корпорация создает стоимость – Продукция (ценностное предложение), дифференциация которой отличает корпорацию от конкурентов и представляет ценность для конкретного сегмента потребителей. Корпоративная финансовая политика формируется с учетом номенклатуры продукции, которую будут выпускать компании холдинга; сегментов рынка, которые корпорация предполагает обслуживать; каналов сбыта, которые она намерена использовать; системы взаимоотношений с клиентами, которые предполагается выстраивать. – Ресурсы, а именно персонал; производственные мощности; сырье и материалы; интеллектуальные ресурсы, в том числе торговые марки, ноу-хау, др. Разрабатываемая финансовая политика определяет целевые параметры производительности задействованных ресурсов и затрат на их привлечение, поскольку эти факторы непосредственно влияют на достижение как стратегических, так и тактических целей. – Бизнес-процессы, в том числе производство; инновации; инвестиции; закупки; логистика; сбыт; финансовое обеспечение бизнеса, др. Корпоративная финансовая политика увязывает воедино все бизнес-процессы в финансовой модели. – Формула прибыли, которая раскрывает с одной стороны, источники доходов (выручка от основных видов деятельности и прочие доходы), а, с другой, структуру расходов в разрезе затрат на ключевые ресурсы. Корпоративная финансовая политика должна определять, каким образом компания может максимизировать прибыль и создаваемую стоимость. 21 Пример бизнес-модели компании Продукция •Никель •Палладий •Платина •Медь •Кобальт, родий, серебро, золото, иридий, рутений, селен, теллур и сера Ключевые бизнес-процессы •Геологоразведка •Добыча сырья •Обогащение •Плавка •Рафинирование •Дистрибуция Формула прибыли: выручка •Никель 31% •Медь 27% •Палладий 21% •Платина 10% •Золото 2% •Прочие 9% Потребители •Европа 55% •Азия 25% •Северная Америка 11% •Россия 9% Ключевые ресурсы •Свыше 84 тыс. сотрудников •Доказанные и вероятные запасы руды в месторождениях на Таймырском и Кольском полуостровах России Формула прибыли: затраты Затраты на персонал 30% Материалы и запасные части 26% Полуфабрикаты 18% Услуги сторонних организаций 17% Транспорт 3% Прочие 6% 22 Виды корпораций Признак классификации Принципы построения Уровень концентрации функций в корпоративном центре Организационная и управленческая структура Производственные взаимосвязи Виды корпораций Признак классификации Имущественный холдинг Договорной холдинг Смешанный холдинг Финансовый холдинг Стратегический архитектор Стратегический контролер Оператор Принципы построения Географическая модель Дивизиональная модель Гибридная модель Интегрированный холдинг (вертикальный, горизонтальный) Конгломератный холдинг (диверсифицированный) Организационная и управленческая структура Производственные взаимосвязи Уровень концентрации функций в корпоративном центре 23 Виды корпораций В зависимости от принципов построения корпорации (холдинги) могут быть трех видов • • • Имущественный холдинг, представляющий собой группу компаний, связанных между собой отношениями собственности с четкой иерархической структурой, где основное общество имеет в соответствии с законом об акционерных обществах основания для влияния на решения других обществ холдинга. В имущественном холдинге формируются центры прибыли, доходов, расходов, инвестиций, денежные потоки перераспределяются между компаниями холдинга. Финансовую информацию о деятельности холдинга содержит консолидированная отчетность. Корпоративная финансовая политика строится с учетом как стратегических, так и тактических целей. Договорной (контрактный) холдинг, который представляет собой группу компаний, объединенных не юридической структурой, а общим бизнесом, в котором предприятия связаны между собой различного рода договорами. В отличие от имущественного холдинга он строится на принципах добровольности, все компании являются центрами прибыли и инвестиций, денежные потоки не перераспределяются. Финансовую информацию о деятельности холдинга содержит комбинированная отчетность. Корпоративная финансовая политика затрагивает ключевые стратегические и тактические вопросы управления общим бизнесом. Смешанный вариант холдинга, который сочетает в себе черты как имущественного, так и договорного холдинга. Корпоративная финансовая политика ориентирована на достижение стратегических и тактических целей. Виды корпораций В зависимости от уровня концентрации функций в корпоративном центре различают следующие виды корпораций • «Финансовый холдинг». Максимальная степень автономии компаний холдинга, при которой взаимодействие происходит на уровне руководства компаний. Корпоративная финансовая политика затрагивает только стратегические вопросы инвестирования, распределения прибыли и определения целевых индикаторов создания стоимости. • «Стратегический архитектор». Высокая степень автономии компаний холдинга; корпоративный центр устанавливает стратегические цели, пути их достижения, распространяет лучшие практики. Корпоративная финансовая политика затрагивает в основном стратегические вопросы, в том числе вопросы инвестирования, распределения прибыли, планирования развития корпорации и определения целевых индикаторов бизнес-процессов, отражающих процесс реализации корпоративной стратегии и создания стоимости. Виды корпораций В зависимости от уровня концентрации функций в корпоративном центре различают следующие виды корпораций • • «Стратегический контролер». Степень автономии компаний холдинга не высока; корпоративный центр переходит от стратегического управления к операционному. Основные функции корпоративного центра: – определение стратегии компаний по бизнес-направлениям; – обеспечение функциональной координации компаний; – управление и контроль в части финансов, рисков, персонала, информационных технологий; – операционный контроль за реализацией крупных проектов в рамках компании. – Корпоративная финансовая политика включает как стратегические, так и наиболее важные тактические цели. «Оператор». Минимальная степень автономии компаний холдинга; корпоративный центр обеспечивает максимальную степень централизации и интеграции процессов управления компаниями. Практически все функции реализуются из корпоративного центра. Корпоративная финансовая политика включает как стратегические, так и тактические цели. Виды корпораций В зависимости от организационной и управленческой структуры различают следующие виды корпораций • «Географическая модель». Основную ответственность несут руководители региональных дочерних компаний, которые обладают высокой степенью автономии. Отдельные функции, в зависимости от уровня концентраций функций в корпоративном центре осуществляются из единого корпоративного центра. • «Дивизиональная модель». Основной объект управления – продукт или клиентский сегмент. Управление построено через продуктовые бизнес-линии, которые отвечают за прибыли и убытки, контролируют продукты, маркетинг и клиентов по всей территории присутствия. • «Гибридная модель». Баланс приоритетов клиентских продуктов и регионов. Руководитель клиентского направления дочерней компании одновременно подчиняется руководству дочерней компании и руководителю клиентского направления материнской компании. Виды корпораций В зависимости от производственных взаимосвязей различают следующие виды корпораций • Интегрированный (вертикальный и горизонтальный) холдинг, в котором предприятия холдинга связаны технологической цепочкой. Исследования показывают, что такой тип холдинга более эффективен в развитых странах, что выражается приращении его стоимости, в то время как диверсифицированный холдинг характеризуется более высокими издержками координации и контроля деятельности компаний, входящих в холдинг, ростом агентских издержек. • Конгломератный (диверсифицированный) холдинг, в котором объединены разнородные компании, не связанные технологической цепочкой. Диверсифицированные холдинги имеют более высокую эффективность в условиях неразвитой институциональной среды: неразвитости рынков капитала, сегментированности экономики Структура корпорации Конечные бенефициары Промежуточные инструменты контроля Зарубежные финансовые, проектные, управляющие и лицензионные компании Зарубежная холдинговая компания Зарубежные производственные, сбытовые и закупочные компании Российская холдинговая компания Управляющая компания Профильные субхолдинги Лицензионные компании Финансовые компании Сервисные компании Проектные компании Закупочные компании Сбытовые компании Производственные компании Хранители активов 29 Структура корпорации Четыре уровня в структуре корпорации: • Первый уровень – создание добавленной стоимости: производственные компании. • Второй уровень – обслуживание производственных компаний, консолидация прибыли: сервисные закупочные, сбытовые, лицензионные, финансовые, проектные. • Третий уровень – управление производственными и обслуживающими компаниями: субхолдинговые компании, холдинговая компания, управляющая компания. • Четвертый уровень – получение прибыли, осуществление стратегического контроля: конечные бенефициары. 30 Структура корпорации Структура корпорации существенно влияет на ее возможность создавать стоимость; имеют значение следующие характеристики • Юридическая чистота построения бизнеса: простая и понятная структура без номинальных директоров и акционеров, технических юридических лиц, созданных для оптимизации налогообложения и достижения иных целей; защищенный лицензиями юридический статус корпорации и защищенные права на активы (лицензии, регистрации, товарные знаки и т.д.). • Функциональная специализация и финансовая обособленность компаний холдинга, реализуемая через выделение в отдельные компании производственных, закупочных, сбытовых, сервисных, финансовых, лицензионных и других подразделений, выполняющих основные, вспомогательные и непрофильные функции, и наделение их полномочиями центров доходов, расходов, прибыли и инвестиций, держателей активов и владельцев основных бизнес-процессов. Такая структура способствует росту мотивации и эффективности деятельности компаний холдинга, специализированных на определенных функциях, и ответственных за успешность их реализации. Кроме того, холдинговая структура обеспечивает его устойчивость к негативным воздействиям внешней среды, в частности не позволяет рейдерским атакам или судебным искам в отношении одной из компаний нанести ущерб всей группе. • Прозрачность и транспарентность бизнеса, то есть публичность, легальность и информационная открытость корпорации для внешних пользователей с точки зрения бизнес-процессов, финансовых потоков, планирования, отчетности. Структура корпорации В процессе формирования и оптимизации структуры корпорации, обеспечения ее прозрачности и переориентации на создание стоимости, решаются следующие задачи • Разработка юридической структуры корпорации, формирование древовидной структуры владения, в которой все имущественные интересы владельцев холдинга сосредоточены на самом верхнем уровне. Создание единой системы управления и контроля над компаниями холдинга, разработка договоров. • Определение функциональной и финансовой структуры корпорации, распределение между компаниями функций и определение их статуса в финансовой структуре. • Выявление непрофильных активов, анализ их возможности приносить синергетический эффект и продажа тех, которые не способствуют созданию бизнесом стоимости. • Оценка эффективности выполнения основных и вспомогательных бизнес функций компаниями холдинга и выявление функций, которые должны быть переданы на аутсорсинг. • Определение способов перераспределения финансовых ресурсов внутри холдинга с целью снижения долговой и налоговой нагрузки. • Обеспечение защиты активов и снижение риска их утраты в результате банкротства, рейдерских атак, действий конкурентов, деструктивных действий миноритарных акционеров, налоговых исков, других недружественных действий. Холдинговая компания • • • • • • Основная функция – осуществление контроля над компаниями, входящими в группу, вследствие наличия имущественного права; Осуществляет стратегическое управление всеми компаниями в рамках общего собрания участников; Головная компания консолидирует активы холдинга; Концентрирует и перераспределяет финансовые ресурсы компаний; Привлекает кредитные и инвестиционные ресурсы; осуществляет инвестиции. В зависимости от наличия в составе группы самостоятельных управляющих и финансовых компаний функции головной холдинговой компании могут существенно варьироваться, то есть в их состав могут не включаться функции текущего управления и финансирования. В этом случае исключаются ситуации, когда холдинговая компания дает обязательные указания дочерним обществам, вследствие которых возникает солидарная ответственность. Именно поэтому в составе холдинга целесообразно создание управляющей компании, в функции которой входит управление текущей хозяйственной деятельностью и соответствующая ответственность. Холдинговая компания • • • • В финансовой структуре холдинговая компания выступает как центр инвестиций, поскольку консолидирует финансовые потоки холдинга и имеет полномочия по осуществлению инвестиций. Роль холдинговой компании в создании стоимости – оптимизация бизнес-модели и повышение эффективности бизнес процессов; удешевление финансовых ресурсов; обеспечение высокого устойчивого темпа роста за счет активной инвестиционной деятельности. Холдинговая компания оказывает влияние на все первичные факторы стоимости, и поэтому показателями для контроля ее деятельности могут быть: фундаментальная стоимость бизнеса, величина вновь созданной стоимости, а также рентабельность, средневзвешенная стоимость, темп роста инвестированного капитала. Для оценки деятельности холдинговой компании, как центра инвестиций, целесообразно контролировать показатели ценности реализуемых инвестиционных проектов. Холдинговая компания • • • • • Холдинговая компания может создаваться как в стране, так и за рубежом; создание иностранной холдинговой компании целесообразно, если холдинг имеет зарубежные активы, и поэтому существует необходимость концентрации прибыли от зарубежных компаний холдинга и взаимодействия с иностранными контрагентами, в том числе кредиторами, инвесторами, стратегическими партнерами. Цель зарубежной холдинговой компании – снижение налогового бремени, повышение эффективности управления корпорацией, трансформация ее структуры для привлечения новых инвесторов или продажи. Кроме того, причиной создания зарубежной холдинговой компании может быть консолидация и защита активов. При выборе зарубежной юрисдикции имеют значение три основных фактора – деловая репутация юрисдикции зарубежной холдинговой компании; наличие соглашения с Россией об избежании двойного налогообложения при перечислении дивидендов; величина затрат, связанных с функционированием холдинговой компании зарубежом. В числе наиболее привлекательных с точки зрения создания холдингов сегодня можно назвать такие государства, как Люксембург, Швейцария, Австрия, Нидерланды, Великобритания, Дания, Швеция, Кипр. Субхолдинговые компании • Создание субхолдинговых компаний целесообразно, если группа компаний представляет собой многопрофильный бизнес. • В этом случае субхолдинги контролируют производственные компании одного профиля, что обеспечивает: – более эффективный контроль и управление такими компаниями; – повышение скорости реагирования на изменение внешней бизнес-среды; – возможность привлечения в них инвестиций; – возможность продажи компаний одного профиля, представляющих собой самостоятельный бизнес. Субхолдинговые компании • В финансовой структуре субхолдинговые компании выступают как центры инвестиций, если наделяются соответствующими полномочиями. • Роль субхолдинговой компании в создании стоимости: – повышение эффективности деятельности компаний субхолдинга и рентабельности инвестированного в них капитала; – обеспечение профильных инвестиций и повышение устойчивого темпа роста профильного бизнеса. • В качестве оценочных показателей деятельности субхолдинга могут использоваться: – показатели ценности реализуемых субхолдинговой компанией инвестиционных проектов, – рентабельность и темп роста инвестированного капитала компаний субхолдинга, – величина вновь созданной ими стоимости Управляющие компании • Основная функция таких компаний в составе группы: – оказание компаниям холдинга управленческих услуг; – координация действий всех компаний, входящих в состав группы; – обеспечение принятия решений и оказание сопутствующих услуг, в частности, бухгалтерских, услуг по обеспечению внутреннего контроля и безопасности, других. • Управляющей компании передается контроль над операционной деятельностью компаний холдинга. • При этом управляющая компания, как правило, не является участником управляемых ею компаний, и оказывает компаниям холдинга управленческие услуги на основе договора на передачу функций исполнительного органа или договора на оказание управленческих (консультационных) услуг. Управляющие компании • Финансовая служба управляющей компании – это центр управления финансами холдинга, обеспечивающий контроль и оценку эффективности деятельности компаний холдинга и их вклада в создание стоимости. • Финансовая служба, которая формируется в составе управляющей компании, выполняет функции: – – – – – – бухгалтерского и управленческого учета; анализа; финансового прогнозирования; казначейства; консолидации и трансформации отчетности; налогового и экономического планирования и анализа исполнения бюджетов компаний холдинга. Управляющие компании • • • С целью обеспечения контроля на уровне собственника в составе управляющей компании может формироваться служба внутреннего контроля. Ее создание оправданно в ситуации, когда собственники не осуществляют функции оперативного управления. В таком случае служба: – обеспечивает собственников необходимой информацией о функционировании компаний холдинга; – осуществляет контроль над финансовыми и материальными потоками, а также над договорными процессами; – проводит аудит бухгалтерской отчетности; – контролирует сохранность активов. • Целью управляющей компании холдинга является централизация административно-управленческих функций в рамках холдинга, которая кроме снижения управленческих расходов позволяет проводить единую корпоративную политику и способствует реализации единой стратегии развития холдинга, направленной на создание стоимости. Управляющие компании • В финансовой структуре группы компаний управляющая компания выполняет функции центра затрат, однако, если вследствие перераспределения денежных потоков консолидирует финансовые ресурсы группы, то может выполнять функции центра инвестиций совместно с холдинговой и субхолдинговыми компаниями. • Роль управляющей компании в создании стоимости: – координация деятельности холдинга, – управление денежными потоками, – принятие решений в масштабах холдинга, направленных на увеличение стоимости. • В качестве оценочных показателей для управляющей компании могут использоваться показатели затрат на содержание компании к финансовым результатам группы, а также первичные факторы стоимости бизнеса и конечные показатели создания стоимости Производственные компании • Основная функция производственных компаний – выполнение ключевых бизнес-функций и создание добавленной стоимости группы. • В финансовой структуре производственные компании выступают как центры прибыли, поскольку генерируют как доходы, так и расходы. При этом часть прибыли производственных компаний может перемещаться в закупочные, сбытовые, сервисные, финансовые и другие компании холдинга посредством, применения трансфертных цен при закупке ресурсов и продаже продукции, приобретения услуг, привлечения кредитов и займов, а также использования коммерческих кредитов. • Роль производственных компаний в создании стоимости – ключевая, поскольку они продуцируют значительную часть добавленной стоимости и определяют важнейший первичный фактор стоимости – рентабельность инвестированного капитала. Поэтому в качестве оценочных показателей может использоваться величина добавленной стоимости, экономическая прибыль, рентабельность инвестированного капитала. Сбытовые компании • • • Сбытовые компании выполняют функцию реализации продукции, производимой компаниями холдинга, на максимально выгодных условиях, что достигается посредством формирования эффективных распределительных сетей, обеспечивающих максимальный охват рынка и оптимальную цену реализации продукции. Выделение сбытовых компаний положительно влияет на стоимость бизнеса, если обеспечивает более широкий охват рынка, более эффективную систему распределения продукции и стимулирования сбыта. Кроме того, сбытовые компании холдинга являются эффективным инструментом перераспределения денежных потоков от производственных компаний посредством применения трансфертных цен. Сбытовые компании могут быть как российскими, так и зарубежными. В финансовой структуре сбытовые компании выступают центрами доходов, поскольку специализируются на извлечении дохода от основной деятельности от внешних контрагентов. Роль в создании стоимости – обеспечение оптимального соотношения между объемом и рентабельностью продаж, а также повышение оборачиваемости оборотного капитала. В качестве показателей для контроля создаваемой стоимости могут использоваться такие показатели, как отношение затрат на функционирование сбытовых подразделений к объему продаж, оборачиваемость инвестированного капитала, рентабельность продаж, темп прироста объема продаж, рыночная доля, коэффициент коммерческих расходов, оборачиваемость запасов готовой продукции и дебиторской задолженности. Закупочные компании • Основная функция закупочных компаний – приобретение ресурсов у внешних поставщиков на максимально выгодных условиях, способствующих созданию стоимости за счет оптимизации затрат на ресурсы. • Закупочные компании могут быть как российскими, так и зарубежными. • Посредством закупочных компаний решаются задачи аккумуляции и перераспределения прибыли производственных компаний, а также налогового планирования. • Источники увеличения стоимости бизнеса связаны: – с возможностью оптимизировать закупки за счет эффекта масштаба, – более тщательного исследования рынка и выбора наиболее выгодных поставщиков. Закупочные компании • В финансовой структуре закупочные компании выступают как центры расходов. • Роль в создании стоимости: – обеспечение компании качественными ресурсами, – снижение затрат на закупаемые ресурсы с целью повышения рентабельности продаж, – оптимизация величины оборотного капитала за счет более эффективного управления запасами сырья и кредиторской задолженностью, что влияет на оборачиваемость инвестированного капитала. • Для оценки влияния закупочных компаний на величину создаваемой стоимости могут использоваться: – – – – – относительные показатели затрат на содержание закупочных компаний, материалоемкость продукции, оборачиваемость запасов сырья и кредиторской задолженности, качество закупленных ресурсов, своевременность поставок, уровень цен на ресурсы, надежность поставщиков. Сервисные компании • • • • • • Назначение сервисных компаний – оказание компаниям холдинга различных услуг, в частности, консалтинговых, юридических, маркетинговых, рекреационных, коммуникационных, транспортных, ремонтных, строительных, услуг по предоставлению персонала, услуг, связанных с информационными технологиями, др. В этих подразделениях концентрируются непрофильные активы холдинга, однако они могут владеть и профильными активами и передавать их по договору аренды производственным компаниям холдинга. Сервисные компании являются держателями активов холдинга и выполняют не только функцию предоставления арендных услуг, но и функцию защиты активов. Сервисные компании, также как сбытовые и закупочные, могут аккумулировать и перераспределять прибыль производственных компаний, а также участвовать в схемах налогового планирования. При недостаточной эффективности этих подразделений, оказываемые ими услуги должны передаваться на аутсорсинг. Сервисные компании могут оказывать услуги не только компаниям холдинга, но и независимым компаниям, в этом случае они становятся источниками прибыли для холдинга и центрами прибыли в его финансовой структуре. Сервисные компании • В финансовой структуре сервисные компании выступают как центры расходов. • Их роль в создании стоимости – оказание компаниям холдинга услуг высокого качества по приемлемым ценам с целью повышения эффективности группы в целом. • Для оценки влияния сервисных компаний на величину создаваемой стоимости могут использоваться относительные показатели затрат на их содержание, в частности целесообразно контролировать отношение затрат на оказываемые сервисными компаниями услуги к выручке подразделений – потребителей этих услуг. Хранители активов • Назначение этих компаний – обеспечение безопасности основных активов холдинга от недружественного поглощения, снижение риска отчуждения имущества, обеспечение налоговой экономии. • Такие компании владеют наиболее дорогостоящими активами холдинга и передают их по договору аренды другим компаниям холдинга. • Хранители активов могут применять льготные режимы налогообложения, в этом случае обеспечивается достижение налоговой экономии масштабах компании. Проектные компании • Основная функция проектных компаний – реализация крупных инвестиционных проектов холдинга, с этой целью могут создаваться специальные проектные компании, в том числе зарубежные, которые регистрируются в стране происхождения капитала, а также их дочерние компании – в стране реализации проекта. Проектные компании создаются с целью привлечения заемного капитала под проект, и обособления денежных потоков по проекту от денежных потоков других компаний группы, при этом обеспечением привлеченного заемного капитала являются денежные потоки, генерируемые проектом. • В финансовой структуре такие компании выступают как центры инвестиций, их роль в создании стоимости – обеспечение реализации инвестиционных проектов, развитие и ускорение темпа роста бизнеса. В качестве оценочных показателей деятельности проектных компаний могут использоваться показатели эффективности реализуемых ими инвестиционных проектов, в том числе чистая дисконтированная стоимость, которая отражает величину добавленной стоимости, полученной в результате осуществления инвестиций. Лицензионные компании • Лицензионные компании владеют интеллектуальной собственностью и предоставляют компаниям холдинга права на ее использование, в том числе права на использование торговых марок, патентов, авторских прав, др. Лицензионные компании зачастую регистрируются за рубежом в странах, с которыми Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения при перечислении роялти. • В финансовой структуре холдинга такие компании являются центрами затрат, их роль в создании стоимости – обеспечение инновационного развития бизнеса за счет эффективного использования интеллектуальной собственности. В качестве показателей деятельности лицензионных компаний могут использоваться относительные показатели затрат на их функционирование, а также показатели стоимости интеллектуальной стоимости, которая будет тем выше, чем эффективнее такую собственность используют компании холдинга. Финансовые компании • Финансовые компании консолидируют финансовые ресурсы и предоставляют их компаниям холдинга в виде займов, кредитов, портфельных инвестиций. Финансовая компания может регистрироваться за рубежом – в странах, с которыми Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения при перечислении процентов. • В финансовой структуре холдинга такие компании являются центрами затрат, однако они могут рассматриваться как центры инвестиций, в том случае, если аккумулируют прибыль производственных компаний холдинга и имеют полномочия на осуществление инвестиций. Роль финансовых компаний в создании стоимости бизнеса – оптимизация затрат на привлечение финансовых ресурсов и снижение средневзвешенной стоимости капитала, поэтому в качестве основного показателя их деятельности может использоваться средневзвешенная стоимость капитала. Общие центры обслуживания • • Современной тенденцией структурных изменений в корпорациях является создание ОЦО, куда выводятся сходные, повторяющиеся, вспомогательные процессы, в частности, бухгалтерский, налоговый учет и составление отчетности, управление денежными средствами, закупки, продажи, маркетинг, управление персоналом, информационные технологии, др. Создание ОЦО позволяет увеличить скорость бизнес-процессов, повысить их качество и производительность, снизить расходы за счет стандартизации процессов, исключения дублирующих функций, создания единого информационного пространства, более равномерного распределения нагрузки на персонал, сокращения персонала. В условиях функционирования ОЦО повышается контроль над составлением отчетности и, следовательно, ее качество. [84] Кроме того, создание ОЦО способствует росту управляемости группой компании, повышению эффективности и увеличению создаваемой стоимости. В финансовой структуре общие центы обслуживания выступают как центры расходов. Их роль в создании стоимости – оказание компаниям холдинга услуг высокого качества по приемлемым ценам с целью повышения эффективности группы в целом. Для оценки влияния сервисных компаний на величину создаваемой стоимости могут использоваться абсолютные и относительные показатели затрат на их содержание, например, отношение затрат на содержание ОЦО к выручке обслуживаемых компаний. Конечные бенефициары • Роль конечных бенефициаров холдинга заключается в том, что именно они контролируют деятельность всей группы компаний и принимают стратегические решения по ее функционированию и развитию. Конечные бенефициары – это самый верхний элемент холдинга, по сути уже не являющийся подразделением самого холдинга, а лишь опосредующим владение акциями его холдинговой компании через промежуточные инструменты владения. • Промежуточными инструментами владениями, задачей которых является обеспечение конфиденциальности владельцев и защита их собственности, могут быть разного рода оффшорные и не оффшорные компании, трасты, фонды и т.д., на которые оформляются акции холдинговой компании, в том случае, если они не регистрируются на собственное имя конечного бенефициара. Критерии выбора юрисдикции для компании конечного получателя дивидендов, которая будет перечислять средства на счета собственников всей группы – это возможность обеспечения конфиденциальности информации о получателях дивидендов. Иерархия стратегий корпорации Корпоративная стратегия Стратегия концентрированного роста Стратегия интегрированного роста Стратегия диверсифицированного роста Стратегия сокращения Деловые стратегии Стратегия интенсивного инвестирования Стратегия селективного инвестирования Стратегия изъятия капитала Функциональные стратегии Рыночная стратегия Операционная стратегия Финансовая стратегия Инновационная стратегия Стратегия лидерства в издержках Долгосрочная финансовая политика Стратегия дифференциации Краткосрочная финансовая политика Стратегия фокусирования Иерархия стратегий корпорации • В трехуровневой иерархии стратегий бизнеса верхний уровень занимает корпоративная стратегия, средний уровень – деловые стратегии (бизнес-стратегии) корпорации и, наконец, третий уровень – функциональные стратегии. Корпоративная стратегия, а именно стратегия концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста или стратегия сокращения, определяет деловые стратегии для каждой бизнес-единицы. – Стратегия концентрированного роста предполагает развитие бизнеса за счет производства определенных видов продукции, посредством совершенствования и развития как продукции и производственного процесса, так и маркетингового комплекса. – Стратегия интегрированного роста заключается в обеспечении развития бизнеса за счет вертикальной интеграции, то есть интеграции с поставщиками и дистрибьюторами, а также горизонтальной интеграции, то есть интеграции с конкурентами. – Стратегия диверсифицированного роста направлена на приобретение компаний, не связанных с осуществляемой деятельностью и на трансформацию бизнеса в холдинг, формирующийся как совокупность бизнесов, осуществляющих различные виды деятельности. Иерархия стратегий • Деловые стратегии, то есть стратегии второго уровня определяют, какой бизнес следует прекратить, какой следует продолжать и развивать, в какой бизнес следует перейти. Эти стратегии конкретизируются с помощью портфельной матрицы McKinsey-GE на основе оценки привлекательности сегмента рынка, на котором работает бизнес-единица корпорации, и ее конкурентных позиций на этом сегменте. • Бизнес-стратегия подразделения может быть направлена: – на его интенсивный рост при условии высокой привлекательности сегмента и устойчивости конкурентных позиций бизнес-единицы (стратегия интенсивного инвестирования); – на поддержание деятельности при средних характеристиках рыночного сегмента и бизнес-единицы (стратегия селективного инвестирования); – на сокращение деятельности и ликвидацию бизнес-единицы при низких оценках (стратегия изъятия капитала). Иерархия стратегий • Функциональные стратегии – стратегии третьего уровня в иерархии стратегий – обеспечивают ключевые функции бизнеса, в частности, маркетинг, производство, финансы, управление персоналом, исследования и разработки. Особое место в составе функциональных стратегий имеет рыночная и финансовая стратегия. • Рыночная стратегия, которая по М. Портеру может быть трех видов, а именно стратегией лидерства в снижении издержек, стратегией дифференциации и стратегией фокусирования, обеспечивает достижение и сохранение конкурентных преимуществ бизнеса и, следовательно, его долгосрочную конкурентоспособность и возможность создавать стоимость. Рыночные стратегии – Стратегия лидерства в снижении издержек, обеспечивая конкурентные преимущества бизнеса операционной эффективностью и низкими ценами, вместе с тем может привести к потере потребителей из-за неспособности своевременно уловить изменения предпочтений и изменить номенклатуру выпускаемой продукции. – Стратегия дифференциации, предполагающая в качестве конкурентного преимущества качественную, дифференцированную продукцию, приводит к риску, связанному с возможными высокими издержками на ее производство и невозможностью обеспечить конкурентный уровень цен. – Стратегия фокусирования, которая обеспечивает конкурентные преимущества бизнеса посредством удовлетворения потребностей стратегической целевой группы, может привести к потерям в случае существенного роста цен, связанного с реализацией этой стратегии, а также в случае сокращения различий в потребностях целевого сегмента и рынка в целом. Заключение • Рассмотрены основные понятия корпоративных финансов; дано определение корпорации; рассмотрены виды корпораций. • Представлены современные концепции корпоративных финансов • Представлены профиль и бизнес-модель корпорации. • Исследована структура корпорации, рассмотрены функции входящих в корпорацию компаний.
«Понятие корпоративных финансов. Современные концепции корпоративных финансов. Признаки корпораций» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot