Инвестиционная привлекательность региона
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инвестиционная привлекательность региона
Инвестиционный климат региона – интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более 5 лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения.
Инвестиционная привлекательность региона – это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором.
Инвестиционная привлекательность региона оценивается такими факторами, как:
• Уровень экономического развития региона
• Уровень развития инвестиционной инфраструктуры региона
• Демографическая характеристика
• Уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона
• Уровень криминогенных, экономических и других рисков
Уровень экономического развития региона характеризуется такими показателями, как:
• удельный вес региона в валовом внутреннем продукте и национальном доходе
• объем производства на душу населения
• Уровень самообеспечения региона основными продуктами питания
• Средний уровень заработной платы рабочих
• Объем и динамика капитальных вложений в регионе на душу населения
• Число предприятий, удельный вес убыточных предприятий.
Развитие инвестиционной инфраструктуры оценивается
• Числом подрядных строительных компаний
• Объемом местного производства основных строительных материалов
• Производством энергетических ресурсов на душу населения
• Плотностью железнодорожных путей
• Плотностью автомобильных путей.
Демографическую характеристику определяют
• Удельный вес населения региона в общей численности жителей страны
• Соотношение городского и сельского населения
• Удельный вес населения, занятого в общественном производстве
• Уровень квалификации рабочих
Развитие рыночных отношений характеризуется:
• Удельным весом приватизированных предприятий и предприятий с негосударственной формой собственности в общем их количестве
• Численностью предприятий с иностранными инвестициями
• Численностью банковских учреждений, страховых компаний, товарных бирж.
Факторы повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации
• Стабилизация макроэкономической ситуации.
• Объем внутреннего рынка (определяется такими показателями как количество населения (или потенциальных потребителей), конъюнктура спроса, величина спроса на аналоги проектируемого товара или же прогнозный спрос и другие)
• Совершенствование законодательства (изменение и улучшение нормативно-правовых документов, определяющие свободу для инвестиционной деятельности)
• Высокий уровень образования (подготовка кадров для реализации проектов).
• Наличие разнообразных природных ресурсов.
Факторы, препятствующие улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах
• Сохранение административных барьеров для инвесторов.
• Высокий уровень коррупции.
• Недостаточный уровень результативности мер по привлечению инвестиций и заинтересованности в них органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
• Проблемы финансирования инвестиционной деятельности.
• Качество и стоимость трудовых ресурсов.
• Недостаточный уровень развития инфраструктуры.
• Недостаточно благоприятный имидж инвесторов.
СТАНДАРТ
деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе
Агентство стратегических инициатив считает, что в целях создания минимальных условий по привлечению инвестиций в субъекте Российской Федерации должно быть
1. ЯСНАЯ СТРАТЕГИЯ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ ПРИОРИТЕТОВ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН
2. ЛИЧНЫЕ ГАРАНТИИ ИНВЕСТОРАМ ОТ ГЛАВЫ РЕГИОНА
3. НАГЛЯДНЫЙ ПЛАН, ДАЮЩИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ
4. ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ФОРМ ГОСПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ
5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СОЗДАНИЯ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ И ИЗБЫТОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
6. ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ С ГЛАВОЙ СУБЪЕКТА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ И РЕШЕНИЙ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНВЕСТОРОВ С ГОСУДАРСТВОМ В ЛИЦЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ
. ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ БИЗНЕСА В ОТСУТСТВИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ БАРЬЕРОВ
9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА НЕОБХОДИМЫМИ КАДРАМИ
10. ПОСТОЯННЫЙ РОСТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И МОТИВАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С ИНВЕСТОРАМИ 11. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН СО СТОРОНЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
12. КАНАЛ ПРЯМОЙ СВЯЗИ ИНВЕСТОРОВ С РУКОВОДСТВОМ СУБЪЕКТА
13. РАЗМЕЩЕНИЕ ВСЕЙ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРАМЦИИ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ НА ОДНОМ САЙТЕ
14. ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА О ДОСТИЖЕНИЯХ И ПЛАНАХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ
15. ЯСНАЯ ПРОЦЕДУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТОРОВ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, ПРОЗРАЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ОТБОРА ИНВЕСТПРОЕКТОВ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ГОСПОДДЕРЖКУ
Показатели и индикаторы, определяющие инвестиционную привлекательность региона
-Инвестиционный потенциал
◦ - Инвестиционный риск
◦ ( Рейтинговое Агентство Эксперт)
Инвестиционный потенциал включает:
◦ Трудовой
◦ Потребительский
◦ Финансовый
◦ Институциональный
◦ Инновационный
◦ Инфраструктурный
◦ Природно-ресурсный
◦ Туристический
Инвестиционный риск включает:
◦ Социальный
◦ Экономический
◦ Финансовый
◦ Криминальный
◦ Экологический
◦ Управленческий
Рейтинговая шкала «Эксперт РА», применяемая в оценке инвестиционной привлекательности регионов России
Характеристика рейтинговых категорий
1A
Высокий потенциал — минимальный риск
1B
Высокий потенциал — умеренный риск
1C
Высокий потенциал — высокий риск
2A
Средний потенциал — минимальный риск
2B
Средний потенциал — умеренный риск
2C
Средний потенциал — высокий риск
3A
Низкий потенциал-минимальный риск
3B1
Пониженный потенциал — умеренный риск
3C1
Пониженный потенциал — высокий риск
3B2
Незначительный потенциал — умеренный риск
3C2
Незначительный потенциал — высокий риск
3D
Низкий потенциал — экстремальный риск
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2015 году
Максимальный потенциал – минимальный риск (А1)
Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край
Средний потенциал – минимальный риск (2А)
Белгородская область, Республика Татарстан
Пониженный потенциал – минимальный риск (3А1)
Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область, Тульская область, Ленинградская область
В рейтинге 2015 года растут все виды инвестиционных рисков
Динамика индексов частных инвестиционных рисков в рейтинге 2015 года
С ноября 2014 года Агентство стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями осуществляет формирование полномасштабного развертывания Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на всей территории страны.
Цель рейтинга - оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата – эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона.
Задачи рейтинга :
• Оценить состояние инвестиционного климата, включая результаты внедрения основных инструментов государственной политики и работу региональных властей в области его улучшения. К данным инструментам относятся федеральные и региональные нормативно-правовые акты, дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы, Региональный инвестиционный стандарт, а также мероприятия, нацеленные на совершенствование инвестиционного климата.
• Выявить лучшие практики – действия региональных властей, которые позволяют добиться наилучших результатов по развитию инвестиционного климата.
• Мотивировать региональные власти на принятие действенных мер по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации с применением лучших практик.
Методология Рейтинга включает в себя 50 показателей по четырем направлениям:
А - Регуляторная среда
Б - Институты для бизнеса
В - Инфраструктура и ресурсы
Г - Поддержка малого предпринимательства
и после расчета все показатели сводятся в интегральный индекс, который является результирующей оценкой инвестиционной привлекательности региона.
Направление оценки -А
Регуляторная среда
А1 - эффективность процедур регистрации предприятий
А2 - эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство
А3 - эффективность процедур по регистрации прав собственности
А4 - эффективность процедур по выдаче лицензий
А5 - эффективность процедур по подключению электроэнергии
Направление оценки - Б
Институты для бизнеса
Б1 - эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса
Б2 – административное давление на бизнес
Б3 - эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса
Б4 – качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса
Направление оценки - В
Инфраструктура и ресурсы
В1 - качество и доступность инфраструктуры
В2 – эффективность процедур постановки на кадастровый учет и качество территориального планирования
В3 - качество и доступность финансовой поддержки
В4 – качество и доступность трудовых ресурсов
Направление оценки - Г
Поддержка малого предпринимательства
Г1 - уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ
Г2 – качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства
Г3 - эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства
Г4 – эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Основная цель институтов развития – преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.
С точки зрения региональной политики институты развития призваны выполнять выравнивающую и стимулирующую роль, позволяя отстающим территориям постепенно сокращать разрыв с территориями развитыми.
Финансовые институты развития
• Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
• Инвестиционный фонд РФ
• Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»
• ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»
• ОАО «Российская венчурная компания»
• ОАО «Росагролизинг»
• Научные фонды – Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследования, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный фонд
Нефинансовые институты развития
• Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»
• ОАО «Роснано»
• Государственная корпорация «Ростехнологии»
• Государственная корпорация «Росатом»
• ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»
• ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
• ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»
• Особые экономические зоны (ОЭЗ)
• Технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей (ФЗ РФ от 22 июля 2005 г. №116 – ФЗ)
Главная цель – решение стратегических (внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических) задач развития государства в целом или отдельной территории.
В России существуют особые экономические зоны четырех типов:
• Промышленно-производственные ОЭЗ
• Технико-внедренческие ОЭЗ
• Портовые ОЭЗ
• Туристско-рекреационные ОЭЗ
Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания – «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство (Министерство экономического развития).
Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на котором в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской или иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (ФЗ РФ от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ)
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
• Фонд развития Дальнего Востока (финансирование под 5% годовых до 7 лет)
• Агентство по привлечению человеческого капитала Дальнего Востока
• ОАО «Дальний Восток»
Проекты Фонда развития Дальнего Востока
Проекты на стадии реализации Общая стоимость проекта(млрд. рублей)
• 1. Строительство мостового перехода Нижнеленинское-Тунцзян 10,0
• 2. Создание транспортной инфраструктуры для развития
• золотодобычи на Камчатке 12,4
• 3. Создание дальневосточного оператора и современной инфраструктуры по
• обращению с коммунальными отходами 0,9
• 4. Создание транспортной инфраструктуры для увеличения мощности
• Солнцевского угольного разреза 45,1
• 5. Строительство транспортно-логистического комплекса (сухой порт) в Артеме …………………………………………………………………………………………………… 1,5
• 6. Строительство холодильно-складского комплекса для хранения и перевалки
• Рыбной продукции 3,6
• 7.Российско-китайский фонд агропромышленного развития (Агрофонд) 14,0
• Итого 87,5., в том числе 11,3млрд. –инвестиции фонда
Инвестиционная привлекательность региона
Инвестиционный климат региона – интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени (более 5 лет) и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения.
Инвестиционная привлекательность региона – это интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона, отражающая субъективное восприятие региона потенциальным инвестором.
Инвестиционная привлекательность региона оценивается такими факторами, как:
• Уровень экономического развития региона
• Уровень развития инвестиционной инфраструктуры региона
• Демографическая характеристика
• Уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона
• Уровень криминогенных, экономических и других рисков
Уровень экономического развития региона характеризуется такими показателями, как:
• удельный вес региона в валовом внутреннем продукте и национальном доходе
• объем производства на душу населения
• Уровень самообеспечения региона основными продуктами питания
• Средний уровень заработной платы рабочих
• Объем и динамика капитальных вложений в регионе на душу населения
• Число предприятий, удельный вес убыточных предприятий.
Развитие инвестиционной инфраструктуры оценивается
• Числом подрядных строительных компаний
• Объемом местного производства основных строительных материалов
• Производством энергетических ресурсов на душу населения
• Плотностью железнодорожных путей
• Плотностью автомобильных путей.
Демографическую характеристику определяют
• Удельный вес населения региона в общей численности жителей страны
• Соотношение городского и сельского населения
• Удельный вес населения, занятого в общественном производстве
• Уровень квалификации рабочих
Развитие рыночных отношений характеризуется:
• Удельным весом приватизированных предприятий и предприятий с негосударственной формой собственности в общем их количестве
• Численностью предприятий с иностранными инвестициями
• Численностью банковских учреждений, страховых компаний, товарных бирж.
Факторы повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации
• Стабилизация макроэкономической ситуации.
• Объем внутреннего рынка (определяется такими показателями как количество населения (или потенциальных потребителей), конъюнктура спроса, величина спроса на аналоги проектируемого товара или же прогнозный спрос и другие)
• Совершенствование законодательства (изменение и улучшение нормативно-правовых документов, определяющие свободу для инвестиционной деятельности)
• Высокий уровень образования (подготовка кадров для реализации проектов).
• Наличие разнообразных природных ресурсов.
Факторы, препятствующие улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах
• Сохранение административных барьеров для инвесторов.
• Высокий уровень коррупции.
• Недостаточный уровень результативности мер по привлечению инвестиций и заинтересованности в них органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
• Проблемы финансирования инвестиционной деятельности.
• Качество и стоимость трудовых ресурсов.
• Недостаточный уровень развития инфраструктуры.
• Недостаточно благоприятный имидж инвесторов.
СТАНДАРТ
деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе
Агентство стратегических инициатив считает, что в целях создания минимальных условий по привлечению инвестиций в субъекте Российской Федерации должно быть
1. ЯСНАЯ СТРАТЕГИЯ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ ПРИОРИТЕТОВ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН
2. ЛИЧНЫЕ ГАРАНТИИ ИНВЕСТОРАМ ОТ ГЛАВЫ РЕГИОНА
3. НАГЛЯДНЫЙ ПЛАН, ДАЮЩИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ
4. ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ФОРМ ГОСПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ
5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СОЗДАНИЯ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ И ИЗБЫТОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА
6. ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ С ГЛАВОЙ СУБЪЕКТА КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ И РЕШЕНИЙ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНВЕСТОРОВ С ГОСУДАРСТВОМ В ЛИЦЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ
. ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ БИЗНЕСА В ОТСУТСТВИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ БАРЬЕРОВ
9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА НЕОБХОДИМЫМИ КАДРАМИ
10. ПОСТОЯННЫЙ РОСТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И МОТИВАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С ИНВЕСТОРАМИ 11. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН СО СТОРОНЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
12. КАНАЛ ПРЯМОЙ СВЯЗИ ИНВЕСТОРОВ С РУКОВОДСТВОМ СУБЪЕКТА
13. РАЗМЕЩЕНИЕ ВСЕЙ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРАМЦИИ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ НА ОДНОМ САЙТЕ
14. ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА О ДОСТИЖЕНИЯХ И ПЛАНАХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ
15. ЯСНАЯ ПРОЦЕДУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТОРОВ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, ПРОЗРАЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ОТБОРА ИНВЕСТПРОЕКТОВ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ГОСПОДДЕРЖКУ
Показатели и индикаторы, определяющие инвестиционную привлекательность региона
-Инвестиционный потенциал
◦ - Инвестиционный риск
◦ ( Рейтинговое Агентство Эксперт)
Инвестиционный потенциал включает:
◦ Трудовой
◦ Потребительский
◦ Финансовый
◦ Институциональный
◦ Инновационный
◦ Инфраструктурный
◦ Природно-ресурсный
◦ Туристический
Инвестиционный риск включает:
◦ Социальный
◦ Экономический
◦ Финансовый
◦ Криминальный
◦ Экологический
◦ Управленческий
Рейтинговая шкала «Эксперт РА», применяемая в оценке инвестиционной привлекательности регионов России
Характеристика рейтинговых категорий
1A
Высокий потенциал — минимальный риск
1B
Высокий потенциал — умеренный риск
1C
Высокий потенциал — высокий риск
2A
Средний потенциал — минимальный риск
2B
Средний потенциал — умеренный риск
2C
Средний потенциал — высокий риск
3A
Низкий потенциал-минимальный риск
3B1
Пониженный потенциал — умеренный риск
3C1
Пониженный потенциал — высокий риск
3B2
Незначительный потенциал — умеренный риск
3C2
Незначительный потенциал — высокий риск
3D
Низкий потенциал — экстремальный риск
Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2015 году
Максимальный потенциал – минимальный риск (А1)
Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край
Средний потенциал – минимальный риск (2А)
Белгородская область, Республика Татарстан
Пониженный потенциал – минимальный риск (3А1)
Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область, Тульская область, Ленинградская область
В рейтинге 2015 года растут все виды инвестиционных рисков
Динамика индексов частных инвестиционных рисков в рейтинге 2015 года
С ноября 2014 года Агентство стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями осуществляет формирование полномасштабного развертывания Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на всей территории страны.
Цель рейтинга - оценить ключевые факторы создания благоприятного инвестиционного климата – эффективность усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона.
Задачи рейтинга :
• Оценить состояние инвестиционного климата, включая результаты внедрения основных инструментов государственной политики и работу региональных властей в области его улучшения. К данным инструментам относятся федеральные и региональные нормативно-правовые акты, дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы, Региональный инвестиционный стандарт, а также мероприятия, нацеленные на совершенствование инвестиционного климата.
• Выявить лучшие практики – действия региональных властей, которые позволяют добиться наилучших результатов по развитию инвестиционного климата.
• Мотивировать региональные власти на принятие действенных мер по улучшению инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации с применением лучших практик.
Методология Рейтинга включает в себя 50 показателей по четырем направлениям:
А - Регуляторная среда
Б - Институты для бизнеса
В - Инфраструктура и ресурсы
Г - Поддержка малого предпринимательства
и после расчета все показатели сводятся в интегральный индекс, который является результирующей оценкой инвестиционной привлекательности региона.
Направление оценки -А
Регуляторная среда
А1 - эффективность процедур регистрации предприятий
А2 - эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство
А3 - эффективность процедур по регистрации прав собственности
А4 - эффективность процедур по выдаче лицензий
А5 - эффективность процедур по подключению электроэнергии
Направление оценки - Б
Институты для бизнеса
Б1 - эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса
Б2 – административное давление на бизнес
Б3 - эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса
Б4 – качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса
Направление оценки - В
Инфраструктура и ресурсы
В1 - качество и доступность инфраструктуры
В2 – эффективность процедур постановки на кадастровый учет и качество территориального планирования
В3 - качество и доступность финансовой поддержки
В4 – качество и доступность трудовых ресурсов
Направление оценки - Г
Поддержка малого предпринимательства
Г1 - уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ
Г2 – качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства
Г3 - эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства
Г4 – эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Основная цель институтов развития – преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.
С точки зрения региональной политики институты развития призваны выполнять выравнивающую и стимулирующую роль, позволяя отстающим территориям постепенно сокращать разрыв с территориями развитыми.
Финансовые институты развития
• Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
• Инвестиционный фонд РФ
• Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»
• ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»
• ОАО «Российская венчурная компания»
• ОАО «Росагролизинг»
• Научные фонды – Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, Российский фонд фундаментальных исследования, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный фонд
Нефинансовые институты развития
• Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»
• ОАО «Роснано»
• Государственная корпорация «Ростехнологии»
• Государственная корпорация «Росатом»
• ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»
• ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
• ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»
• Особые экономические зоны (ОЭЗ)
• Технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей (ФЗ РФ от 22 июля 2005 г. №116 – ФЗ)
Главная цель – решение стратегических (внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических) задач развития государства в целом или отдельной территории.
В России существуют особые экономические зоны четырех типов:
• Промышленно-производственные ОЭЗ
• Технико-внедренческие ОЭЗ
• Портовые ОЭЗ
• Туристско-рекреационные ОЭЗ
Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания – «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство (Министерство экономического развития).
Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на котором в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской или иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (ФЗ РФ от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ)
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
• Фонд развития Дальнего Востока (финансирование под 5% годовых до 7 лет)
• Агентство по привлечению человеческого капитала Дальнего Востока
• ОАО «Дальний Восток»
Проекты Фонда развития Дальнего Востока
Проекты на стадии реализации Общая стоимость проекта(млрд. рублей)
• 1. Строительство мостового перехода Нижнеленинское-Тунцзян 10,0
• 2. Создание транспортной инфраструктуры для развития
• золотодобычи на Камчатке 12,4
• 3. Создание дальневосточного оператора и современной инфраструктуры по
• обращению с коммунальными отходами 0,9
• 4. Создание транспортной инфраструктуры для увеличения мощности
• Солнцевского угольного разреза 45,1
• 5. Строительство транспортно-логистического комплекса (сухой порт) в Артеме …………………………………………………………………………………………………… 1,5
• 6. Строительство холодильно-складского комплекса для хранения и перевалки
• Рыбной продукции 3,6
• 7.Российско-китайский фонд агропромышленного развития (Агрофонд) 14,0
• Итого 87,5., в том числе 11,3млрд. –инвестиции фонда