Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности методологии бизнес-планирования

  • 👀 307 просмотров
  • 📌 240 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности методологии бизнес-планирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности методологии бизнес-планирования» pdf
ТЕМА 1: «Особенности методологии бизнес -планирования» По содержанию плановых решений различают следующие виды планов (табл. 1.1). Таблица 1.1 Классификационный признак Основные формы планирования и виды планов Виды планов Стратегическое планирование По содержанию плановых решений Комментарии ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Его основная цель создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения (стратегия фирмы - это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей). Тактическое процесс создания предпосылок для реализации планироновых воз-можностей предприятия. В его процессе вание составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу произ-водственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Оперативно- является завершающим этапом в планировании календарное хозяйственной деятельности фирмы. Его основная планирозадача состоит в конкретизации показателей вание тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. имеет целью оценку целесообразности внедрения Бизнестого или иного проекта, идеи, мероприятия. планироОсобенно это касается инноваций, которые вание требуют для своей реализации крупных инвестиций. Бизнес-планирование реализует элементы стратегического планирование (определение политики предприятия, формулирование целей и выбор стратегий) и оперативного планирование (определение конкретных действий по достижению поставленных целей). Общепризнанным документом процесса бизнес-планирования является бизнес-план (БП), который используется как средство управления. Процесс создания бизнес-плана можно представить в виде исполнения ряда последовательных, а местами и параллельных мероприятий. Эти мероприятия условно представить в виде этапов бизнес-планирования. Не существует чётких, нормативно утверждённых этапов создания бизнес-плана. Однако, этапы бизнес-планирования можно представить в следующем виде: 1этап. Связать себя обязательством относительно вхождения в дело. 2 этап. Проведение самоанализа.3 этап. Выбор направления бизнеса. 4 этап. Исследование рынка. 5 этап. Прогноз выручки от реализации своего бизнеса. 6 этап. Подбор места для расположения своего бизнеса. 7 этап. Составление производственного плана. 8 этап. Составление плана маркетинга. 9 этап. Разработка организационной структуры своего бизнеса. 10 этап. Выбор юридической формы для своего бизнеса. 11 этап. Составление плана страхования. 12 этап. Разработка плана компьютеризации. 13 этап. Составление финансового плана. 14 этап. Составление резюме. ТЕМА 2: «Основные понятия бизнес-планирования. Этапы проектного цикла» Предпринимательский проект (проект) - дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, направленных на достижение определенных целей (получение определенных результатов). Близкими по смыслу являются термины «хозяйственное мероприятие», «работа (комплекс работ)». Инвестиционный проект (ИП) - система документов и организационных мероприятий, необходимых для осуществления предпринимательского проекта. Бизнес-план - форма представления ИП в виде компактного документа, выполняемого, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и технико-экономического обоснования, описывающего предпосылки, условия, конкретную программу действий и определяющего финансово-экономические условия и возможные результаты реализации проекта. Разработка ИП - может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех основных фаз (таблица 2.1). Таблица 2.1 № п/п 1 2 Этапы проектного цикла Фаза Прединвестиционная Инвестиционная 3 Эксплуатационная Стадия Формирование инвестиционного замысла (идеи) Исследование инвестиционных возможностей Предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) Технико-экономическое обоснование (ТЭО) Оценочное исследование Подготовка контрактной документации и заключение контрактов Инженерно-техническое проектирование Строительно-монтажные работы Предпроизводственный маркетинг Обучение Эксплуатация объекта Мониторинг экономических показателей В зависимости от масштаба ИП и его направленности возможно объединение нескольких стадий или выполнение тех из них, которые имеют смысл для данного проекта и позволяют принимать решения в соответствии с приведенными в таблице 2.2. стадиями. Таблица 2.2. Решения, принимаемые на стадиях прединвестиционной фазы № п/п Стадия Цель решения Решение 1 Формирование инвестиционного замысла (идеи) Исследование инвестиционных возможностей Предварительное техникоэкономическое Определить критические области исследований Идентификация бизнес-идеи Выявить возможности Определить область ПТЭО или ТЭО Идентификация Проекта 2 3 Определить какой из возможных вариантов наиболее жизнеспособен Предварительный выбор и предварительный обоснование (ПТЭО) 4 Техникоэкономическое обоснование (ТЭО) 5 Оценочное исследование Идентифицировать выбор критериев проекта Предварительно определить жизнеспособность проекта Оценить следует ли проводить ТЭО Детально рассмотреть выбранные критерии, требующие глубоких исследований Сделать окончательный выбор параметров проекта Подтвердить осуществимость проекта и правильность выбранных критериев Принять окончательное решение об инвестировании анализ варианта проекта Окончательный анализ Оценка проекта Формирование инвестиционного замысла (идеи) предусматривает: выбор и предварительное обоснование замысла;  инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым ИП; • проверку необходимости выполнения сертификационных требований; • предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами; • предварительный отбор организационно-правовой формы предприятия для реализации ИП; • подготовку информационного меморандума реципиента. Предпроектное исследование инвестиционных возможностей включает: • предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта; • оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги); • подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации ИП и составу участников; • оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их эффективности; подготовку исходно-разрешительной документации; подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО ИП, в частности, оценки эффективности проекта; • утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей; • подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы; • подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке ПТЭО или ТЭО проекта). Идея проекта должна быть детально проработана на стадии более подробного исследования. Однако составление ТЭО, позволяющее принять определенное решение по проекту, - дорогостоящий и длительный процесс. Поэтому, прежде чем вкладывать более крупные средства в такие исследования, следует дополнительно оценить идею ИП с помощью ПТЭО. Основные цели ПТЭО заключаются в выполнении положений:  все возможные альтернативы ИП рассмотрены; концепция ИП оправдывает проведение детального анализа с помощью ТЭО; • все аспекты ИП имеют важное значение с точки зрения его осуществимости и признания необходимости глубокого изучения путем функциональных исследований, таких, как анализ рынка, лабораторные или опытнопромышленные испытания; • идея ИП (на основе имеющейся информации) должна быть определена либо как нежизнеспособная, либо - достаточно привлекательная для отдельного инвестора или группы инвесторов; • экологическая ситуация на участке планируемого строительства и потенциальное воздействие на нее предполагаемого производственного процесса соответствует национальным стандартам. ПТЭО следует рассматривать как промежуточную стадию между исследованием инвестиционных возможностей и детальным ТЭО. Различие заключается в степени детализации получаемой информации и глубине рассмотрения вариантов проекта. Структура ПТЭО должна быть такой же, как и структура подробного ТЭО. На стадии ПТЭО должен иметь место детальный анализ возможных альтернатив, в частности, альтернатив, определяемых в следующих основных областях (компонентах) исследования: • стратегии проекта или корпоративные стратегии и рамки проекта;  рынок и концепция маркетинга;  сырье, основные и вспомогательные производственные материалы;  месторасположение, участок и окружающая среда;  проектирование и технология;  организация и накладные расходы;  трудовые ресурсы, в частности, управленческие кадры, затраты на оплату рабочей силы, а также потребности в профессиональном обучении и затраты на него; • график осуществления проекта и составление бюджета. Влияние вышеперечисленных факторов должно быть оценено с финансовой и экономической точек зрения. Иногда хорошо выполненные всесторонние исследования инвестиционных возможностей могут служить обоснованием и без ПТЭО. Такие сокращенные исследования должны предназначаться только для тех инвесторов, которые обладают полным знанием условий проекта. Однако, если экономическая сторона проекта вызывает сомнения, ПТЭО проводится в обязательном порядке. Сокращенные исследования могут использоваться для определения второстепенных, но не основных стадий инвестиционных и производственных издержек. Последние должны определяться только на основе надежных первоисточников. ТЭО проекта предусматривает: • проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, программа удержания продукции на рынке и т.п.); подготовку программы выпуска продукции;  подготовку пояснительной записки, включающей в себя данные предварительного обоснования инвестиционных возможностей; подготовку исходно-разрешительной документации;  разработку технических решений, в том числе: генерального плана; технологических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производства; используемые сырьевые и другие материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы); • градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения; инженерное обеспечение; мероприятия по охране окружающей природной среды и гражданской обороне; описание организации строительства; данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве; описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих; • сметно-финансовую документацию, в том числе: оценку издержек производства; расчет капитальных издержек; расчет годовых поступлений от деятельности предприятий; расчет потребности в оборотном капитале; проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет); предполагаемые потребности в иностранной валюте; условия инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; планирование сроков осуществления проекта; оценку коммерческой эффективности проекта; • анализ бюджетной и / или экономической эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций); • формулирование условий прекращения реализации проекта. Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз, после чего следует утверждение ТЭО и принятие инвестиционного решения (решения о вложении средств в ИП). Тема 3. Инвестиционные возможности страны, региона, отрасли, предприятия, проекта 3.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТРАНЫ, РЕГИОНА, ТЕРРИТОРИИ Инвестиционный климат определяется совокупностью политических, правовых, экономических и социальных условий, обеспечивающих инвестиционную деятельность инвесторов, к основным из которых относят:  политическая и правовая среда, т. е. политическая стабильность общества, наличие и стабильность нормативно-правовой базы предпринимательской и инвестиционной деятельности с учетом гарантий равных условий для всех форм собственности, гарантий сохранения инвестированного капитала в период трансформации экономики и т.д.;  экономическая среда, т. е. стабильность национальной валюты, темпы роста инфляции, налоговая нагрузка и таможенное регулирование, состояние национального фондового рынка и финансово-кредитной системы, емкость и платежеспособность внутреннего рынка и т.д.;  ресурсы и инфраструктура, факторы социально-культурной среды, экология. К наиболее известным западным системам оценки привлекательности страны и риска инвестиций относятся рейтинговые оценки Institutional Investor, Euromoney, Business Environment Risk Index (BERI). Международная практика выбора принимающей инвестиции страны, кроме оценки общего инвестиционного климата, учитывает также специфические особенности конкретного проекта и особенности развития государства. В феврале 2020г. Россия вернула инвестиционный рейтинг у всех агентств "большой тройки". Тогда Moody’s повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного "Baa3" со спекулятивного "Ba1", прогноз стабильный. Рейтинг от Fitch находится на уровне "BBB-" с позитивным прогнозом. Рейтинг от S&P "BBB-" в январе был подтвержден со стабильным прогнозом. Национальный рейтинг РФ составляет рейтинговое агентство «Эксперт РА». С рейтингом инвестиционной привлекательности региона в РФ в 2019 году можно ознакомиться по ссылке: https://raexa.ru/files/REG_2019_Analytica_Block_Web.pdf 3.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОТРАСЛИ Анализ отрасли и конкурентной среды проводится на основе анализа параметров: 1. Основные экономические характеристики отрасли размер и темпы роста рынка, масштабы конкуренции, количество компаний-участников и их относительные размеры, условия входа в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабе и за счет эффекта обучаемости, степень стандартизации или персонализации продукции компанийконкурентов, уровень прибыльности, количество и размеры компаний-покупателей и продавцов, темпы технологических изменений, инноваций, возможность экономии на масштабе и эффекте обучаемости, капиталоемкость, пр. 2 Анализ конкурентной среды Интенсивность конкуренции (слабая, умеренная, сильная; методы конкурентной борьбы) Вероятность вхождения на рынок новых компаний (высокая, средняя, низкая; оценка входных барьеров) Конкурентное давление со стороны производителей товаров-заменителей (сильное, умеренное, слабое; причины) Степень влияния поставщиков (высокая, средняя, незначительная; причины) Степень влияния компаний-покупателей (высокая, средняя, незначительная; причины) Необходимо выработать стратегию конкуренции, чтобы, во-первых, по мере возможности обезопасить компанию от воздействия пяти факторов конкуренции; во-вторых, использовать правила конкуренции в отрасли на благо компании; в-третьих, достичь конкурентного преимущества. 3 Движущие силы изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых товаров, выход на рынок или уход с него крупных компаний, глобализация, изменение структуры издержек и уровня производительности, рост (снижение) спроса на персонализированные либо стандартные товары, изменения в законодательстве и политике, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска. 4 Конкурентная позиция основных игроков, стратегических групп (сильные и слабые конкуренты): Занимающие благоприятную позицию; причины Занимающие неблагоприятную позицию; причины Соперники, принадлежащие к одной либо соседствующим стратегическим группам, активно конкурируют друг с другом, а компании, принадлежащие к удаленным стратегическим группам, как правило, не являются конкурентами вовсе. 5 Анализ конкурентов:  анализ стратегий конкурентов,  выявление сильных и слабых соперников,  оценку их конкурентных возможностей, прогноз их ближайших действий. Хорошо налаженный сбор информации о сопернике позволяет предугадать его действия, подготовить эффективные контрмеры и включить их в план действий компании. Менеджеры, не изучающие конкурентов, рискуют получить неприятный сюрприз в виде неожиданных действий соперников. Компания не может рассчитывать на победу, если не отслеживает и не прогнозирует деятельность конкурентов. 6 Ключевые факторы успеха (КФУ) Четкое представление о факторах, играющих решающую роль в достижении долгосрочного конкурентного преимущества, способствует разработке успешной стратегии. 7 Перспективы отрасли и ее общая привлекательность Факторы привлекательности Факторы непривлекательности Специфические проблемы отрасли Перспективы получения прибыли (благоприятные или неблагоприятные) Высокие относительные показатели конкурентной силы компании говорят о перспективах улучшения ее рыночной позиции в долгосрочной перспективе. 3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ Сравнение основных методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия, встречающихся в экономической литературе, представлено в таблице 3.3. Таблица 3.3 Автор Основные методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия Используемые показатели (коллектив авторов) Щиборщ К.В. Кожухар В.М. Возможность количественной оценки инвестиционной привлекательности инвестиционной привлекательности предприятия по рассчитанным показателям Кредитный период; рентабельность инвестиций (с учетом включения процента по их привлечению в расходы); разница между годовой прибыльностью совокупных активов и годовым процентом по кредиту Предприятие считается привлекательным для инвестора, если кредитный период не превышает 8 лет, рентабельность инвестиций не менее 20%, а разность между прибыльностью активов и процентом по кредиту положительна Рентабельность продукции; балансовая прибыль на рубль совокупных активов; балансовая прибыль к собственным средствам; балансовая прибыль к величине оборотных средств; доля собственных средств в Критерий инвестиционной привлекательности рассчитывается как средневзвешенная сумма перечисленных показателей, что позволяет построить рейтинг уже относительной привлекательности тех предприятий, которые удовлетворяют совокупных пассивах (источниках финансирования) условию своей абсолютной инвестиционной привлекательности Показатели, характеризующие Данные показатели сравниваются с Крылов Э.И. и др. Яшина Н.М. платежеспособность и ликвидность, коэффициенты финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности их нормативными значениями. Инвестиционная привлекательность предприятия считается тем выше, чем бoльшее число оцениваемых показателей удовлетворяют своим нормативам Показатели рыночной стоимости (ценности) корпорации: экономическая добавленная стоимость; рыночная добавленная стоимость Чем выше данные показатели стоимости бизнеса, тем выше инвестиционная привлекательность оцениваемой корпорации Из сравнения методик видно, что в качестве исходной информационной базы в основном используются разные показатели финансового состояния. 3.4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОНКРЕТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА Инвестиционная привлекательность конкретного инвестиционного проекта просчитывается в бизнес-плане, составленном по нему. ТЕМА 4: «Основные разделы бизнес-плана» Бнзнес-nлан начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана. Рекомендуется, в бизнес-плане предусмотреть следующие разделы: 4.1. МЕМОРАНДУМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. В данном разделе указываются также разработчики проекта и их квалификация. 4.2. РЕЗЮМЕ Резюме представляет собой краткое изложение сути ИП. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые позволят лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому ИП. С этой целью в резюме указываются следующие данные: • полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта; описание предприятия, его специфики; краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия; цель составления бизнес-плана; цели предприятия; краткая характеристика конъюнктуры рынка; суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели); результаты реализации проекта; факторы риска проекта; совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект; потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств. Резюме составляется в самом конце по результатам окончательной проработки бизнес-плана и проставляется в бизнес-план между меморандумом о конфиденциальности и описанием предприятия и отрасли. 4.3. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации ИП. Описание предприятия должно включать в себя следующие данные: • наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес; • краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время); • уставный капитал предприятия; • учредители и распределение капитала между ними; • организационная структура предприятия; • дочерние предприятия; • состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура; • структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов; • описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса; • специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта; • доля рынка продукции, представляемой предприятием; • потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления; • позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.); • при необходимости - согласие местных органов власти на реализацию проекта. Описание и анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнесплане решает две задачи: • изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта инвестирования; • получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции. Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать предприятия отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом. При описании отрасли необходимо отразить следующее: • перечень основной продукции и услуг отрасли; • региональная структура производства (распределение производственных мощностей по регионам); • сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе; • состояние основных фондов, материально-технической базы предприятий отрасли; • инвестиционный климат; • описание сегмента рынка, в котором будет работать предприятие; • общий объем продаж по отрасли и объем продаж предприятия; • перечень основных потребителей; Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям: • номенклатуре и объемам выпускаемой продукции; • конкурентоспособности продукции; • рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках; • состояние производственной базы конкурентов; • ценовая политика и политика в области сбыта; • сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.). 4.4. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг): • наименование изделия и его спецификация; • функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция); • основные технические, эстетические и другие характеристики продукции; • показатели технологичности и универсальности продукции; • соответствие стандартам и нормативам; • стоимостная характеристика; • стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство); • требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию); возможности дальнейшего развития продукции; концепция развития продукции следующих поколений; сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности. структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время; • перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства; условия поставки продукции; преимущества продукции перед аналогами; экспортные возможности продукции. 4.5. МАРКЕТИНГ-ПЛАН В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации ИП. Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах. Раздел состоит из нескольких частей. Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуру рынка, конкуренцию, других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей, эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д. Основными количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на продукцию предприятия. Определение спроса включает в себя оценку величины и структуры текущего спроса и перспективу его изменения. Текущий спрос определяется общим количеством продукции, проданной по определенной цене на конкретном рынке за какой-либо период времени (обычно 3-5 лет). Информация должна позволить оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям потребителей. При описании предполагаемого рынка сбыта продукции предприятия следует указать: основные предприятия, работающие на рынке; продукцию конкурентов; отличительные характеристики предполагаемых рынков и сегментов рынков (необходимая потребность в продукции и степень удовлетворения потребности с учетом демографических факторов, географического местоположения, сезонных тенденций); • размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей, годовой объем продаж продуктов и услуг, ожидаемый рост размеров рынка); • проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория, обоснование масштабов проникновения); • важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных предполагаемых рынках; второстепенные рынки и их основные характеристики; установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность приобретать продукцию при различном уровне цен, предоставление информации покупателям; • цикл покупок продукции потенциальными клиентами, процесс оценки решений, ответственность и право выбора окончательного решения - администраторы, торговые агенты, инженеры и т.д.; • время между моментом размещения заказа и моментом поставки продукции (первичные заказы, повторные заказы, покупки больших партий продукции). Желательно показать способы выявления партнеров (по справочникам, публикациям, правительственным документам и др.). Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке: • тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или ceгментy рынка); существующая конкуренция, доля рынка; потенциальная конкуренция (время существования «окна возможности» до возникновения новой конкуренции в результате появления нового конкурента); • конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия; • важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия; • препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки); • законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства; способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях; • факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение). В третьей части раздела необходимо привести результаты aнaлиза конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности продукции проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми в РФ методиками. Сопоставление продукции с имеющимися аналогами определяет ее место среди них. На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию (услуги). Данная часть раздела может быть приведена при описании продукции (раздел 4). В следующей части приводится описание ценовой стратегии предприятия. Определение исходной цены на продукцию базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и оценке издержек предприятия на производство и реализацию продукции. Ценовую стратегию и выбор методики ценообразования определяют, в основном, два фактора: • тип рынка (рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок, монополистический рынок); • характер целей предприятия, основными из которых являются: максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке, завоевание лидерства по качеству продукции. На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия. В данной части раздела описывается: стратегия проникновения на рынок; стратегия роста; стратегия приобретения (других предприятий); стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям и тд; каналы распределения продукции; условия оплаты продукции: процент продаж в кредит, с авансовым платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.; величина запаса готовой продукции на складе; время задержки платежей за реализованную продукцию; инфляционные характеристики и др.; сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке. 4.6. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН В данном разделе бизнес-плана должны быть отражены этапы работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг). Предпроизводственная (инвестиционная) стадия для каждого ИП будет своя, однако, существует общепринятая этапность подготовительных работ, которая включает: организационный этап, строительно-монтажные работы, приобретение (изготовление) и монтаж оборудования, проведение НИР и ОКР, разработка технической (проектной, конструкторской и технологической) документации на продукцию и оснастку, изготовление и испытание опытных образцов продукции, доработка технической документации, запуск серийного производства. Одновременно планируется выполнение работ по формированию рынка сбыта продукции, по подбору потенциальных подрядчиков, заключению договоров на покупку сырья, материалов и комплектующих изделий и по осуществлению их поставки. Для построения календарного плана работ по органuзацuи проuзводственного процесса u формированию активов предприятия (земельных участков, зданий u сооружений, оборудования, нематерuальных активов, u др.) необходима следующая информация: ●перечень этапов предпроизводственной стадии; ● описание технологического процесса;  степень освоения продукции; наличие документации по проекту; правовое обеспечение ИП (наличие нормативно-правовой ба:зы для организации производства, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности на выпуск продукции); • срок проведения работ по этапам (дата начала, длительность и окончание этапа); поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий; перечень необходимого оборудования с указанием стоимости и сроков поставки оборудования; • характеристика производственных площадей для нового производства и существующего оборудования; инфраструктура производства; план вывода предприятия на проектную мощность; программа по подготовке кадров; ннформация о состоянии работ по проекту (для реализуемого на момент расчета проекта); последовательность и параллельность проведения работ; прогноз затрат по этапам предпроизводственной стадии; потенциальные источники и условия привлечения капитала. 4.7. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН Данный раздел бизнес-плана наряду с маркетинг-планом является базовым для определения финансовых результатов ИП. Основная цель раздела - описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь. Для описания структуры проuзводственного процесса необходимы следующие данные: • структура производства, планируемого к использованию в рамках ИП; технологическая схема; схема распределения производственного процесса в пространстве и времени; инфляционные характеристики; трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных производственных рабочих; данные по квалификации персонала; структура персонала и виды затрат на персонал; • перечень исходных материалов и комплектующих изделий, их количество и стоимостные характеристики; • основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, объемы и условия поставок; • потребное количество энергии, газа, сжатого воздуха, пара и т.д. и стоимость единицы их потребления; • перечень услуг сторонних организаций, необходимых для осуществления процесса производства и реализации продукции; • объем внутренних и внешних перевозок по всем видам транспорта, тарифы по перевозкам; • затраты по перечисленным позициям. Предприятие несет, помимо прямых, также издержки обеспечения процесса производства и реализации продукции. Такого рода издержки учитываются по местам их возникновения (в цехе, общезаводские, издержки по реализации продукции) в определенный период времени. При построении бизнес-плана часто вызывает трудность составление сметы общих издержек. В данном случае рекомендуется определить фактические издержки, относящиеся к ИП. Общие издержки принято классифицировать как производственные, управленческие и маркетинговые. Исходная информация для формирования сметы общих издержек, как правило, та же, что и при определении прямых произвоизводственных затрат. 4.8. ОРГАНИЗАЦИОННЫИ ПЛАН В данной части бизнес-плана дается описание концепции и структуры управления ИП (или организационная схема по структуре предприятия), а также характеристика состава группы управления. Для описания организационной структуры предприятия необходимо иметь: Устав предприятия; Положение о Совете директоров (собственников); перечень основных подразделений предприятия, участвующих в реализации инвестиционного проекта, их функции; взаимодействие подразделений между собой; распределение обязанностей в группе управления; подробное описание членов группы управления - Ф.И.О., квалификация, вклад в достижения предприятия, опыт, принципы, лежащие в основе оплаты труда данного управляющего. В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы организуемой в рамках реализации ИП, структуры (предприятия) с четким обозначением прав собственности и распределения прибыли. При описании собственников необходимы данные: перечень юридических (или физических лиц, их Ф.И.О.), доля собственности, степень вовлеченности в деятельность предприятия, форма собственности (обыкновенные или привилегированные акции, действительный или ограниченный партнер), имеющиеся и сохраняющие силу эквиваленты акций (опционы, конвертируемый долг и т.д.), количество акций, разрешенных к выпуску и выпущенное число акций и т.д. 4.9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация ИП: • налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения); изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта; дифференцированная инфляционная характеристика среды; дата начала и время реализации проекта; горизонт расчета проекта. Финансовый план включает три документа: 1.Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах); 2. План-баланс и 3.0тчет о движении денежных средств. Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах) отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени. Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устойчивости финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду. На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования ИП. Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используемые в практике промышленных предприятий следующие: • получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (наиболее распространенная и предпочтительная форма финансирования в первоначальный период реализации крупных проектов). Акционерный капитал приобретается путем эмиссии обыкновенных и привилегированных акций; • долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств). При выборе варианта кредитования необходимо учитывать ситуацию на кредитном рынке, условия получения кредитов (кредитная ставка, сроки истечения долговых обязательств, условия по обслуживанию долга); • лизинговое финансирование (например, когда лизинговая компания приобретает у изготовителя основные средства, а затем сдает их пользователю во временное пользование). Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта. Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения. Система показателей эффективности ИП представляется двумя группами показателей: показатели финансового состояния предприятия и показатели эффективности инвестиции, рассчитанные по выбранной ставке дисконтирования. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности предприятия в ходе реализации ИП: прибыльность проекта, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности: ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Вторая группа показателей характеризует эффективность инвестиций в ИП: • чистый дисконтированный доход (абсолютная величина отражающая масштабы проекта и размер дохода от производства); индекс прибыльности или рентабельности (характеризует прибыльность проекта); внутренняя норма рентабельности (показатель характеризующий срок окупаемости (показывает время возврата вложенных средств и используется в качестве показателя характеризующего риск проекта). Формулы для расчета общепринятых динамических показателей при оценки ИП: 1. Чистый дисконтированнный доход (NPV) : NPV  [ Pt P1 P2   .....  ]  I0 2 (1  r ) (1  r ) (1  r ) t ( 1) NPV = [P1 /(1+r) + P2 /(1+r)2+……+ Pt /(1+r)t] - I0 где P1, P2,…,Pt - доход от ИП по 1, 2,…, t годам ИП; r - ставка дисконтирования, %; I0 - первоначальные затраты в ИП. ИП принимается, если NPV > 0. 2. Внутренняя норма доходности (IRR) : 1) IRR = r при NPV =0; 2) задаются два значения r1 и r2, отличные от цены капитала (например, значения ± 5% от r) и для них рассчитываются NPV, тогда : ( r2 - r 1 ) * NPV1 IRR = r1 + -----------------------; (2) NPV1 - NPV 2 3) графическое определение IRR : строится линия, соединяющая NPV1(r1) и NPV2(r2) до пересечения с r (искомое значение IRR). ИП принимается, если IRR  r. 3. Индекс рентабельности инвестиций (PI) : PI = (  Pt / (1+r)t ) / I0 (3) ИП принимается, если PI  1. 4. Дисконтированный период окупаемости (PBP) : это первый период превышения кумулятивного дисконтированного денежного потока по ИП над инвестиционными вложениями : (  Pt / (1+r)t )  I0 . (4) ИП принимается, если PBP  min При расчете данных показателей часто вызывает затруднения у разработчиков проекта выбор ставки дисконтирования. При назначении ставки дисконтирования обычно ориентируются на существующую в стране ставку рефинансирования ЦБ РФ или ожидаемую ставку по банковским кредитам (депозитам) или на субъективную оценку, основанную на опыте инвестора. 4.10. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРОЕКТА. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА Проблема риска и дохода в производственной и финансовой деятельности предприятия является одной из главных. Для предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности. Современная экономическая ситуация, в которой работают предприятия, неблагоприятна. Конъюнктура рынка изменяется, и поэтому предприятия постоянно сталкиваются с риском, т.к. происходят перемены в положении конкурентов, изменяются условия и формы финансирования, система налогообложения и т.д. Поэтому при разработке бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации. В настоящее время наиболее эффективным является комплексный подход к анализу рисков. С одной стороны, такой подход позволяет получать более полное представление о возможных результатах реализации ИП, т.е. обо всех позитивных и негативных неожиданностях, ожидающих ЛПР (инвестора), а с другой стороны, делает возможным широкое применение математических методов для анализа рисков. Методы анализа рисков подразделяются на качественные и количественные. Качественный подход позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных УР(ИП), также определяются и описываются причины и факторы, влияющий на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий. Этапами качественного анализа рисков являются: 1. идентификация (определение) возможных рисков; 2. описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка; 3. описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости; 4. исследования на качественном уровне возможности управления рисками ИП следующими методами: диссипации риска; уклонение от рисков; компенсация рисков; локализация рисков. В основе качественного анализа рисков лежат методы экспертных оценок, включающие комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. Эксперты, привлекаемые для анализа рисков, должны:  иметь доступ ко всей имеющейся в распоряжении разработчика информации об ИП;  обладать достаточным уровнем креативности мышления и необходимыми знаниями в соответствующей предметной области;  быть свободным от личных предпочтений в отношении ИП - не лоббировать его. Основными методами экспертных оценок, применяемыми для качественного анализа рисков, являются:      SWOT-анализ; Вопросники; Анализ риска стадии проекта; Роза и спираль рисков; Метод Дельфи. Количественный анализ рисков ИП предполагает численное определение величин отдельных рисков и риска ИП в целом. Количественный анализ базируется на теории вероятностей, математической статистике, теории исследований операций. Для осуществления количественного анализа необходимы два условия: наличие проведенного базисного расчета ИП и проведение полноценного качественного анализа. При качественном анализе выявляются и идентифицируются возможные виды рисков инвестиционного проекта, также определяются и описываются причины и факторы, влияющие на уровень каждого вида риска. Задача количественного состоит в численном измерении влияния изменений рискованных факторов проекта на поведение критериев эффективности проекта. Наиболее часто на практике применяются следующие методы количественного анализа рисков:  метод корректировки нормы дисконта;  деревья решений;  анализ чувствительности показателей эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекса рентабельности и др.)  имитационное моделирование (метод Монте-Карло);  метод сценариев. Перечисленные методы анализа рисков базируются на концепции временной стоимости денег и вероятностных подходах. Выбор конкретного метода анализа рисков зависит от информационной базы, требований к конечным результатам (показателям) и к уровню надежности планирования. Для небольших ИП можно ограничиться методами анализом чувствительности и корректировки нормы дисконта, для крупных ИП - провести имитационное моделирование и построить кривые распределения вероятностей, а в случае зависимости результатов ИП от наступления определенных событий или принятия определенных решений построить также дерево решений. Результаты применения различных методов к одному и тому же ИП дополняют друг друга. Метод анализа чувствительности часто используется экспертами, поскольку позволяет специалистам по проектному анализу учесть риск и неопределенность. Целью анализа чувствительности является определение степени влияния критических факторов на финансовые результаты ИП. В качестве ключевого показателя, относительно которого проводится оценка, выбирается один из интегральных показателей эффективности (срок окупаемости проекта, индекс прибыльности, чистый дисконтированный доход или внутренняя норма рентабельности). Как правило, критическими факторами являются: объем сбыта продукции предприятия; цена продукции; издержки производства; время задержки платежей за реализованную продукцию; условия формирования запасов (производственных запасов сырья, материалов и комплектующих изделий, а также запасов готовой продукции) - условия формирования капитала; • показатели инфляции и др. В результате определения чувствительности ИП к критическим факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска и устанавливается оптимальный вариант реализации ИП. 4.11. ВЫВОДЫ В разделе делается заключение о возможности реализации проекта. 4.12. ПРИЛОЖЕНИЯ В данном разделе бизнес-плана формируются данные, документы, графики, схемы, таблицы, которые необходимы для описания и подтверждения информации, содержащейся в бизнес-плане. ТЕМА 5: «Автоматизация процесса бизнес-планирования» В процессе бизнес-планирования (при подготовке бизнес-плана) может быть использовано как универсальное, специальное, так специализированное программное обеспечение (рис. 5.1). Рис. 5.1 Классификация программного обеспечения для бизнес-планирования К универсальному ПО относят текстовые редакторы и электронные таблицы как в рамках офисных пакетов, так и отдельных, самостоятельных программ. К первым относятся Microsoft Office 2000/XP/2003, а так же офисные пакеты от Sun Microsystems – Star Office, офисный пакет от канадской фирмы Corel Corp. - WordPerfect Office, пакет офисных программ (распространяется на бесплатной основе), созданный в рамках проекта Open Source Projects и другие. Ко второй группе универсального программного обеспечения относят независимые текстовые редакторы и электронные таблицы. Наиболее популярными программными продуктами среди текстовых редакторов являются PolyEdit, AbiWord, PatriotXP, CryptEdit. Для подготовки финансовой части бизнес-плана можно использовать – Formula One, Tabad, SuperCalc и др. Как показала практика, в большинстве случаев разработка бизнес-плана с использованием универсального программного обеспечения ведется в офисном пакете Microsoft Office. Этот обстоятельство говорит о том, что пользователи считают его наиболее удобным как для подготовки текстовой, так и расчетноаналитической составляющих бизнес-плана. В некоторых случаях в нем же разрабатываются и презентации (для привлечения и первичного ознакомления инвесторов и партнеров). Для подготовки расчетно-аналитической части бизнес-плана могут быть использованы и специальное программное обеспечение для статистических вычислений и анализа, такое как SPSS, StatSoft Statistica, Statit Professional и др. Статистические программы обладают мощным аппаратом статистических процедур, благодаря которому, можно быстро обработать исходные данные и получить информацию, необходимую при бизнес-планировании, принятии решений и подготовки финансовой части бизнес-плана. Кроме этого, могут использоваться ПО для проведения финансового и маркетингового анализа. Специализированное программное обеспечение позволяет детально описать бизнес-проект, и подготовить документацию в форме готового бизнесплана или его финансово-инвестиционной составляющей и технико– экономического обоснования (ТЭО). Работа со специализированными программными продуктами, как правило, осуществляется в четыре этапа. На первом этапе производится анализ условий разработки и осуществления проекта, формирование и ввод необходимых исходных данных для проведения расчетов, анализа и если позволяет программное обеспечение, то и текстовой составляющей бизнесплана. На втором этапе с помощью инструментария программного обеспечения осуществляется автоматический расчет финансово-экономических показателей, формируются инвестиционно-финансовая отчетность проекта. Затем проводится финансово-экономический анализ привлекательности инвестиционного проекта, анализ его чувствительности к колебаниям конъюнктуры рынка и изменениям макроэкономических условий деятельности. На заключительном этапе программное обеспечение позволяет автоматически подготовить или финансовую часть бизнес-плана, или ТЭО, или бизнес-план целиком в зависимости от возможностей программы. Используемые в программах методики анализа и общие подходы к расчетам примерно одинаковы и учитывают требования как российских, так и международных стандартов. На данный момент на российском рынке специализированного программного обеспечения для расчета и анализа финансово-инвестиционной части бизнес-плана и бизнес-плана целиком существует более десятка как отечественных, так и зарубежных программных продуктов. Среди отечественных можно выделить следующие: - Project Expert консалтинговой фирмы «Про-Инвест Консалтинг»; - Инэк-Аналитик консалтинговой фирмы «Инэк»; - ТЭО-Инвест Института проблем управления РАН; - Альт-Инвест исследовательско-консультационной фирмы «Альт»; - Business Plan PL консалтинговой фирмы ЗАО «Общество финансового и экономического развития предприятий РОФЭР»; - «Мастерская бизнес-планирования» фирмы ООО «Корпоративный Менеджмент»; - «Мастер проектов» консалтинговой фирмы «Консультационная группа «Воронов и Максимов»» и другие. Среди наиболее известных зарубежных программ можно выделить: - COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting), разработчиком которой является Комитет по промышленному развитию при ООН (UNIDO). Представленные программные продукты позволяют: - детально описать и провести финансово-экономический анализ проекта; - разрабатывать различные варианты, схемы финансирования и привлечения инвестиций и выбрать наиболее оптимальный вариант; - проводить анализ коммерческой эффективности инвестиционного проекта в целом; - смоделировать различные сценарии развития инвестиционного проекта, варьируя значения параметров, влияющих на его финансовые результаты; - сформировать бюджет инвестиционного проекта с учетом изменений внешний среды организации (инфляции, налогового окружения, ставки рефинансирования ЦБ РФ); - произвести анализ чувствительности к изменению различных исходных параметров на эффективность проекта; - в зависимости от возможности конкретной программы подготовить к печати документацию - инвестиционно-финансовую часть бизнес-плана, ТЭО или бизнес план целиком. Выбор между универсальным, специальным и специализированным программным обеспечения для бизнес-планирования может быть произведен исходя из вышеперечисленных характеристик. Приобретать дорогостоящее специальное программное обеспечения – статистические программные продукты только для разработки одного бизнеспланов или только для бизнес–планирования – нецелесообразно и затратно. Если данное программное обеспечение имеется у организации или оно будет востребовано после приобретения (не только для бизнес-планирования, но и для статистических расчетов, анализа, обработки результатов исследований), то оно может использовано для разработки расчетно-аналитической части бизнесплана. Выбор в пользу универсального программного обеспечения может быть сделан исходя из следующих факторов: - бизнес-планирование для организации – это или разовая акция; - инвестор требует разработать бизнес-план в соответствии со своей методикой; - нет возможности приобрести специализированное программное обеспечение, из–за недостаточности финансовых ресурсов; - бизнес-план рассчитан в первую очередь на внутреннее использование; - проект не соответствует стандартной схеме «покупка оборудования – производство» - в проекте присутствует четко выраженная специфика, которая не может быть учтена в специализированных программах для бизнес-планирования; - нет достаточного ресурса времени на обучение специализированной программой для бизнес-планирования; - разработчик бизнес-плана имеет достаточный успешный опыт самостоятельной разработки бизнес-плана без применения специализированного оборудования. Выбор в пользу специализированного программного обеспечения может быть сделан в случае если: - бизнес-план рассчитан на привлечение внешних инвестиций; - инвестор рекомендует специальное программное обеспечения для разработки бизнесплана; - бизнес-планирование производится периодически или постоянно т.е. стало частью управленческой культуры организации; - необходимо разработать бизнес-план в соответствии с международными стандартами и методиками; - есть достаточные финансовые и временные ресурсы для приобретения программного обеспечения и обучение персонала. Для обеспечения гибкости и надежности бизнес-планирования целесообразно применять в комплексе универсальное и специализированное программное обеспечение для бизнес-планирования, что обеспечить комплексность решения и улучшить качество итогового документа - бизнесплана.
«Особенности методологии бизнес-планирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot