Информатизация общества и информационная культура
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Жуковская Л.Н.
Лекция № 1. Информатизация общества и
информационная культура
Беспрецедентный и ускоряющийся рост объѐмов информации в обществе, который стал всѐ
более заметным во второй половине XX в., часто называют «информационным взрывом».
Следствием информационного взрыва явился информационный кризис – противоречие
между быстро возрастающими объѐмами потоков информации и ограниченными
возможностями человека. В ежедневно появляющемся новом потоке информации
ориентироваться становится всѐ труднее. В некоторых случаях стало выгоднее создавать
новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести поиск аналога, созданного
ранее.
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей
выхода из создавшего положения. Традиционные технологии сбора, обработки, поиска,
хранения и передачи информации не способны обеспечить использование в полном объѐме
накопленного обществом огромного информационного потенциала. Кардинальное решение
проблемы информационного кризиса стало возможным лишь при создании принципиально
новой технической и технологической платформы, базирующейся на персональных
компьютерах и средствах телекоммуникации.
Развитие информационной техники и технологии составило основу развития глобального
процесса современности – информатизации общества.
Владение различного рода информацией является одним из факторов успеха, для чего
подавляющее большинство людей хотело бы достичь более высокого уровня
информированности.
В обществе, основанном на знаниях, большое значение имеют те специалисты, которые
владеют методами и средствами самостоятельного поиска, обработки и воспроизводства
необходимой информации. Высокий уровень овладения этими средствами стал возможным,
благодаря распространению информационных технологий в международном, национальном и
региональном масштабах.
В связи с высокой подвижностью рынка труда, обществу нужны люди, способные мобильно
менять профессию, самостоятельно принимать решения, изменять сложившиеся стереотипы,
быть готовыми к саморазвитию и самообразованию.
Инновационное образование ориентировано на овладение «базовыми компетенциями»,
позволяющими приобретать новые знания на базе развития современной науки. Такое
образование тесно связано с практикой, активно пополняется новыми знаниями и адекватно
меняется в зависимости от запросов общества и социально-экономических условий.
Формирование информационной компетентности представляет собой длительный процесс
постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений и
появлению новых, необходимых для результативного, творческого труда.
Информационная компетентность - системное образование знаний и умений в области
информационно-коммуникационных технологий, способность совершенствовать свои знания,
умения и принимать принципиально новые решения в меняющихся условиях или
непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.
Компетенция - это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования определяет
понятие компетенции так: «Компетенции - стремление и готовность применять знания, умения
и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Наиболее
значимым в организации учебного процесса на разных уровнях образования являются навыки
работы с разными источниками информации. Ориентация учебного процесса на
использование различных источников информации способствует формированию критического
отношения к информации, к работе с текстом. При помощи информационно-
коммуникационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее.
Возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной
техники и технологии - все эти глобальные факторы обусловили появление и развитие такого
многозначного понятия, как «информационная культура».
В последние годы ЮНЕСКО распространило целый ряд документов, которые ориентируют
страны мирового сообщества на информационную составляющую системы образования.
Образование XXI века должно дать человеку не только знания о возможностях современной
информационной инфраструктуры общества, но и умения эффективно пользоваться этими
возможностями в своей жизни и профессиональной деятельности.
Информационный потенциал общества определяется развитием информационной
техносферы, но многое зависит и от уровня развития его информационной культуры. Любые
технические новшества и идеи становятся эффективными в социальном плане в тех случаях,
когда они становятся неотъемлемой частью общей культуры.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но делает акцент на умении
приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания.
Понятие «компетентность» шире понятия «знания», или «умения», или «навыки», оно
включает их в себя, включает и результаты обучения (знания и умения), и систему
ценностных ориентации, и привычки.
Формирование компетентностей происходит в процессе обучения не только в
образовательном учреждении, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики,
религии, культуры.
Принцип унификации, рассмотренный как основной в Болонском процессе, проявляется в
выработке единого подхода в оценке сформированности компетенций, что определяет
создание единого образовательного пространства, требований в подготовке специалистов.
Компетенции должны даваться раздельно для бакалавра, специалиста и магистра и идти в
нарастающем порядке. Количество компетенций возрастает при увеличении уровня
образования.
Информационное общество и информационная культура. Термин «информация»
происходит от латинского слова «information», что означает сведения, разъяснения,
изложение.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято
производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее
формы – знаний.
Черты информационного общества
□ увеличение роли информации и знаний в жизни общества; информация становится
важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике,
образовании и культуре;
- большинство работающих в информационном обществе занято в информационной сфере,
т.е. сфере производства информации и информационных услуг;
□ создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное
информационное взаимодействие людей.
Социальные аспекты информатизации общества выявляют три основные проблемы. Одной
их них является проблема занятости все увеличивающегося населения планеты. Занятость
населения начинает перемещаться из сферы производства в сферу услуг, что создает
проблему номер два. Наконец, третья проблема - это определение путей преодоления
противоречий между национальными интересами и интересами глобального сетевого общества.
Развитие образования и использование достижений передовых отраслей науки,
совершенствование культурного потенциала общества, обеспечение доступа к получению
информации, ее использованию и обмену относят к гуманитарным аспектам информатизации
общества.
Вступление в эпоху информатизации и возросшее значение информации в жизни общества
обусловили более глубокую связь между информацией и культурой. Средством
распространения достижений культуры на основе технических завоеваний времени стали
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Таким образом, информатизация общества представляет собой организованный социальноэкономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов
государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных
объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Знание всегда словно оживляло материал и энергию и было важнейшим фактором
материального производства. Уже первобытный человек должен был знать, как пользоваться
рубилом для изготовления наконечников из бивня мамонта.
Актуальность знания значительно выросла в современных условиях. Работнику, имеющему
дело с вычислительной техникой, нужны более глубокие по характеру знания, чем
первобытному человеку. Знание воздействует на само знание, поэтому конец XX - начало XXI
столетия получило название информационной эпохи.
Между информацией и знанием существует принципиальное различие. В действительности
люди имеют дело и с информацией, и со знанием. Это значит, что знание есть упорядоченная
информация, это что-то новое, чего человек в данный момент еще не знает. Но как только это
новое становится ему известным, оно превращается в знание как результат его познавательной деятельности. Меняется парадигма образования: «образование через всю жизнь»
приходит на смену «образованию на всю жизнь».
В современном обществе непрерывно повышается роль образования и растет престиж
профессионального знания. Высшая школа предлагает знания двух типов: знание как науку и
знание как культуру.
Жизнь все настойчивее и жестче требует от университетов стать более динамичными,
гибкими и чувствительными к социальным, научно-техническим, технологическим и
экологическим потребностям, инновациям, международной конкуренции. Образовательные
системы развитых стран стремятся создать единое образовательное пространство и
согласованные стандарты для ведения образовательной деятельности. Ключевым фактором
этого процесса является Болонский процесс, в котором участвует и Россия.
Наша образовательная система нацелена на подготовку эрудированных специалистов, но не
на формирование у них универсальной способности развития ресурсов, востребованных на
рынке труда.
Россия входит в мировое информационное сообщество не бизнесом, а сферой образования,
в нашей стране появляются новые профессии и специальности: «менеджер по
информационным технологиям», «специалист по аудиту информационных систем»,
«информационный менеджер», поэтому необходимо развивать свои ресурсы, свой
человеческий капитал, следовательно, осваивать виды деятельности и технологии,
востребованные на рынке
труда.
Владение различного рода информацией является одним из факторов успеха, для чего
подавляющее большинство людей хотело бы достичь более высокого уровня
информированности.
В обществе, основанном на знаниях, большое значение имеют те специалисты, которые
владеют методами и средствами самостоятельного поиска, обработки и воспроизводства
необходимой информации. Высокий уровень овладения этими средствами стал возможным,
благодаря распространению информационных технологий в международном, национальном и
региональном масштабах.
В связи с высокой подвижностью рынка труда, обществу нужны люди, способные мобильно
менять профессию, самостоятельно принимать решения, изменять сложившиеся стереотипы,
быть готовыми к саморазвитию и самообразованию.
Инновационное образование ориентировано на овладение «базовыми компетенциями»,
позволяющими приобретать новые знания на базе развития современной науки. Такое
образование тесно связано с практикой, активно пополняется новыми знаниями и адекватно
меняется в зависимости от запросов общества и социально-экономических условий.
Формирование информационной компетентности представляет собой длительный процесс
постепенного перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений и
появлению новых, необходимых для результативного, творческого труда.
Терминология понятий «грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная
грамотность», «информационная культура» не сразу вошла в практическую деятельность.
Вплоть до начала 80-х годов XX в. словари русского языка и педагогические справочные
издания фиксировали лишь одно значение термина «грамотность» - определенная степень
знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.
Грамотность преимущественно понималась, как умение читать и писать.
Существует множество близких, но не тождественных по смыслу понятий: «библиотечнобиблиографическая культура», «культура чтения», «компьютерная грамотность»,
«информационная грамотность», «информационная культура».
Библиотечно-библиографическая культура - комплекс знаний, умений, навыков читателя,
обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и
фонда библиотеки. Она включает знания о структуре библиотечного фонда, составе
библиотечных каталогов, правилах пользования библиотеками; умения найти необходимые
источники информации.
Компьютерная грамотность - это знания, умения и навыки в области информатики,
необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности
компьютерных технологий.
В зоне пересечения двух сфер «информации» и «культуры» образуется пространство,
которое можно обозначить понятием «информационная культура».
Информационная культура - это новое направление, возникшее непосредственно под
влиянием прогресса и создания электронных информационных технологий.
Информационная культура, как и культура вообще, - дело мыслей и рук человеческих. Ни в
какой другой области деятельности так сильно не проявился творческий характер
человеческого разума, как в области культуры. Благодаря формированию культуры человек
создал мир символов, который отображает окружающую действительность. Мир символов
нашел выражение в чисто человеческой способности - речи, которая является «термином для
обозначения кодов, посредством которых осуществляется сообщение».
«Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека;
совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих
целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению
индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и
новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной
профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности
личности в информационном обществе», - Н. И. Гендина.
Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков,
направленных на удовлетворение информационных потребностей, возникающих в ходе
учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и
использовать для ее получения, обработки и передачи новые информационные технологии,
современные вычислительные средства и методы.
Показателем информационной культуры человека можно считать его умение правильно
формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск,
перерабатывать информацию и создавать качественно новую, иметь способность к
информационному общению.
Понятие «информационная грамотность» активно используется за рубежом, так же как у нас
«информационная культура. Быть информационно грамотным означает то, что человек
способен понять востребованность информации и может ее найти, оценить и эффективно
использовать. Информационно грамотные люди - это люди, научившиеся учиться. Они знают,
как надо учиться, потому что знают, как организованы знания, как найти информацию и как
использовать информацию таким образом, чтобы другие учились у них.
Культура - важнейшее средство развития человека, его социализации. Культура всегда была
нацелена на самосовершенствование человека, самовыражение и формирование личности.
В понятие информационной культуры личности входит совокупность информационного
мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную
самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных
информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых
информационных технологий.
В процессе образования происходит не только обучение, но и воспитание, т. е. привитие
определенных духовных ценностей, формирование человека как высоконравственной
личности.
Образование становится ведущим сектором производства, его «базисом» и движущей силой.
Образование начинается с детства и проходит через всю жизнь, непрерывно изменяя наши
знания и наш духовный мир. Составной частью этого образования является овладение
информационной культурой.
Для достижения высокого уровня информационной культуры необходимо овладеть
системным видением мира, практически освоить методологию системного подхода к анализу
явлений. От системного подхода следует перейти к систематическому упорядочению
информационных процессов. Иногда мы занимаемся каким-то процессом, не всегда понимая,
что в каждом деле есть своя методология. От общей методологии можно перейти к конкретным действиям в процессе информационного поиска. Доступ к информационным
ресурсам может обеспечить библиографическая культура. Знание видов библиографических
источников, умение работать с ними поможет правильно подобрать источники информации и
грамотно составить список литературы.
Информационная культура студента определяется рядом социальных институтов: семьей,
вузом, библиотекой, средствами массовых коммуникаций. Задача высшего
профессионального образования заключается в формировании потребности в
информационной культуре, осознании данной потребности и умении использовать
информацию на основе современных технологий. В современном обществе судьба каждого
конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта
зависимость будет возрастать.
Важным звеном, соединяющим все компоненты информационной культуры, является
информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение - система обобщенных
взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы,
информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место
человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также
обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Распространение новейших информационных технологий во всех сферах деятельности
общества, усложнение доступа к информационно-сетевым ресурсам выдвигают в качестве
одной из первоочередных задач целенаправленное формирование и развитие
информационной культуры пользователей. Информационная культура общества и личности
должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его
ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура
выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному
наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного
поведения. Во втором - информационная культура является средством защиты общества от
непродуманных действий человека, гарантом того, что принципиальные решения в любой
сфере (социальной, экономической, технологической) принимаются лишь после глубокого
анализа всей имеющейся информации.
Информационную культуру можно рассматривать как основу информационной готовности к
профессиональной деятельности, к профессиональной и личностной самореализации.
Формирование информационной культуры личности характеризуется следующими умениями
и навыками, которыми должен обладать человек:
1. Умение выражать свою информационную потребность, формулировать
информационные запросы.
2. Знание информационных ресурсов.
3. Знание возможностей библиотеки и умения их использовать
4. Умение вести информационный поиск
5. Знания и умения по обработке информации
6. Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать
информацию.
7. Умение пользоваться современными информационно-коммуникационными
технологиями.
Структура информационной культуры
Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из
них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению
целостности структуры информационной культуры .
- Культура чтения (книжная культура). Культура речи. Культура мышления.
- Коммуникативная культура личности.
- Интернет-культура (сетевая культура или Net-культура).
- Компьютерная грамотность. Информационная грамотность. Информационная культура.
Информационные ресурсы (ИР) - это важнейший вид ресурсов современного общества
(наряду с материальными и энергетическими), представляющий собой документы и массивы
документов в информационных системах, библиотеках, архивах, фондах, банках данных.
Состав ИР:
первичные документы на любых носителях полнотекстовые базы данных;
фактографические базы данных;
библиографические указатели различных типов и видов;
справочно-библиографический аппарат библиотек;
обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);
услуги, предлагаемые на информационном рынке;
компьютерные сети связи;
программные средства, обеспечивающие создание информационных систем.
учреждения (редакции, издательства, библиотеки, книготорговые учреждения,
информационные центры), обеспечивающие создание информационной продукции,
накопление и использование ИР.