Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Федеральные органы государственного управления
1. Структура федеральных органов государственной власти
2. Основные направления деятельности Президента РФ и их анализ
3. Формирование и функции Совета безопасности
4. Характеристика Аппарата Президента: его состав и функции
5. Характеристика федеральных органов государственной власти
5.1 Особенности
функционирования
федеральных
органов
законодательной (представительной) государственной власти
5.2 Особенности
функционирования
федеральных
органов
исполнительной государственной власти
5.3 Особенности
функционирования
федеральных
органов
судебной власти
5.4 Особенности функционирования федеральных органов власти
субъектов федерации
1.Структура федеральных органов государственной власти
Государственное устройство России имеет три уровня публичной
(народной)
власти:
федеральный
центр,
субъекты
РФ,
местное
самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной
компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе.
Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны.
Основоположники теории разделения властей Дж. Локк (Англия) и Ш.
Монтескье (Франция) исходят из того, что абсолютная власть портит
человека и необходимо ограничение любой власти. Законодательная власть
должна принадлежать народу и аккумулировать его волю, а исполнительная
— монарху.
Принцип разделения властей широко распространен в мире, хотя и
проявляется в каждом случае специфически.
Так, в Англии с 30-х годов XIX в. парламент (палата общин) и
исполнительная
власть
функционируют
в
единстве:
парламентское
большинство формирует правительство, министры назначаются из числа
депутатов и остаются ими в министерской должности.
В
СССР
существовали
все
ветви
власти
(законодательная,
исполнительная, судебная), действовавшие под руководством КПСС. Но
советская власть была единой: исполнительная власть формировалась
представительной властью, т.е. эти ветви власти не были самостоятельными.
Государственную власть в Российской Федерации
осуществляют
Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти
субъектов РФ (рис.1-3).
Государственное устройство Российской Федерации
имеет три
условия публичной (народной) власти и три вида государственной власти,
которые отражены на ниже приведенных схемах и рисунках:
Государственное устройство России
Рисунок 1 – Видеоряд размещения органов государственной власти РФ
Рисунок 2 – Государственное устройство Российской Федерации
Конституционный
суд РФ
Верховный суд
РФ
Высший
арбитражный
суд РФ
Прокуратура РФ
Рисунок 3 - Органы судебной власти
Совет Федерации и Государственная Дума формируют комитеты и
комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
2.Основные направления деятельности Президента РФ и их анализ
Как уже было сказано
в теме 2, институт президента как форма
государственной власти функционирует длительный исторический период
— более 200 лет.
Президент — глава государства, должностное лицо (в отличие от
монарха), избираемое гражданами либо парламентом (или избирательной
коллегией с участием парламента) на установленный в конституции срок (в
разных странах обычно от 4 до 7 лет).
Глава
государства избирается
гражданами путем прямых
или
косвенных выборов в президентских и смешанных формах правления.
Прямые выборы президента во Франции, Российской Федерации и
других государствах — членах СНГ, в Болгарии, Польше, большинстве стран
Латинской Америки проводятся по мажоритарной избирательной системе
абсолютного большинства.
Реже президенты избираются путем косвенных выборов, например, в
США и Аргентине. Сначала голосуют избиратели за выборщиков от
определенной партии; выборщики же, связанные партийной дисциплиной,
подают свой голос за определенного кандидата в президенты.
Президенты
избираются
парламентами
или
специальными
избирательными коллегиями в парламентских республиках.
В России с институт президента функционирует учрежден в по
результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17
марта 1991 г. Регулируется главой 4 (ст. 80—93) Конституции РФ 1993 г.
Правовой статус Президента РФ — глава государства.
Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти.
Его общественно необходимая роль как главы государства определяется ст.
80:
1. Гарант Конституции Российской Федерации.
2. Гарант прав и свобод человека и гражданина.
3. Гарант государственной целостности, независимости и суверенитета
России.
4. Координатор деятельности властных структур государства.
5. Представитель
Российской
международных отношениях.
Федерации
внутри
страны
и
в
Компетенция Президента РФ реализуется в рамках предметов
исключительно федерального ведения (ст. 71), а также в переделах вопросов,
отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).
Важнейшие
функции
и
права
Президента
РФ
закреплены
Конституцией РФ. Президент Российской Федерации:
назначает
с
согласия
Государственной
Думы
Председателя
Правительства РФ
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на
должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит
перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка Российской Федерации;
по предложению Председателя Правительства РФ назначает на
должность и освобождает от должности заместителей Председателя
Правительства РФ, федеральных министров;
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на
должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
назначает судей других федеральных судов;
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на
должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей
Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации
предложения об освобождении от должности Генерального прокурора
Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской
Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров
субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов
и приравненных к ним прокуроров;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого
определяется федеральным законом;
утверждает военную доктрину Российской Федерации;
формирует Администрацию Президента РФ
назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими
комитетами
или
комиссиями
дипломатических представителей
палат
Федерального
Собрания
РФ в иностранных государствах и
международных организациях.
Согласно статья 84 Президент РФ:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с
Конституцией РФ и федеральным законом;
б)
распускает
Государственную
Думу
в
случаях
и
порядке,
предусмотренных Конституцией РФ;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным
конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о
положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней
политики государства.
Президент РФ согласно ст. 85 Конституции РФ может использовать
определенные согласительные процедуры
и оказывает влияние на акты и
органы исполнительной власти субъектов РФ. Так, например:
1. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для
разрешения
разногласий
между
органами
государственной
власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также между органами государственной власти
субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может
передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов
Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам
РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого
вопроса соответствующим судом.
На
Президента
РФ
возложены
серьезные
функции
внешнеполитического характера. В частности, Президент:
осуществляет руководство внешней политикой Российской
Федерации;
ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ
подписывает ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при
нем дипломатических представителей.
Кроме того, Президент Российской Федерации является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ:
• В
случае
агрессии
непосредственной
против
угрозы
Российской
агрессии
Федерации
Президент
или
Российской
Федерация вводит на территории РФ или в отдельных ее
местностях военное положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
• Режим
военного
положения
определяется
федеральным
конституционным законом.
Именно
Президент
РФ
при
обстоятельствах
и
в
порядке,
предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на
территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с
незамедлительным
сообщением
об
этом
Совету
Федерации
и
Государственной Думе.
Прерогативой Президента РФ является издание указов и распоряжений.
Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для
исполнения на всей территории Российской Федерации.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам.
Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Порядок избрания Президента РФ.
Президент избирается сроком на 6 лет на основе всеобщего, равного,
прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции
РФ закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост
Президента РФ.
•
Основной закон требует, чтобы каждый кандидат в президенты в
обязательном порядке был гражданином России.
• Установлен ценз оседлости (т.е. требование постоянного проживания
в стране) — 10 лет.
• Возрастной ценз предусматривает только нижний возрастной предел
— не моложе 35 лет.
Остальные вопросы, связанные с выборами Президента РФ, решаются
в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
• Выборы назначает Совет Федерации. День выборов — первое
воскресенье после истечения конституционного срока,
на который был
избран Президент РФ.
• Выборы проводятся по единому федеральному избирательному
округу, включающему в себя всю территорию России.
• Право
избирателям
выдвижения
кандидата
(инициативной
группой
принадлежит
не
менее
непосредственно
100
человек),
избирательным объединениям, блокам. В поддержку кандидата должно быть
собрано не менее 1 млн. подписей избирателей.
•
Избранным
считается
кандидат,
получивший
абсолютное
большинство голосов: 50% + 1 голос от числа принявших участие в
голосовании.
Второй тур выборов предусматривает повторное голосование по двум
кандидатам, получившим наибольшее число голосов, и итоги выборов
определяются на основе относительного большинства.
Вступление в должность вновь избранного Президента РФ. Президент
РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом
«О выборах Президента Российской Федерации» №228-13 от 31 декабря 1999
г., вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность
Президента РФ, избранного на предыдущих выборах; а при проведении
досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения 6 лет со дня
вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих
выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, на тридцатый день
со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией
РФ общих результатов выборов Президента РФ.
Инаугурация
(торжественное
вступление
в
должность
нового
президента) сопровождается присягой президента (текст — ч. 1 ст. 82
Конституции
РФ)
в
присутствии
членов
парламента
и
судей
Конституционного Суда РФ.
Оснований для досрочного прекращения полномочий Президента
Конституция РФ предусматривает три:
1) отставка (добровольный уход главы государства со своего поста);
2) стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья
осуществлять свои полномочия;
3) отрешение от должности.
Процедура отрешения Президента от должности реализуется на основе
тесного взаимодействия палат Федерального Собрания следующим образом.
1. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении может быть
группа депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3
депутатов Государственной Думы (т.е. не менее 150 человек).
2. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат
рассмотрению на заседании палаты. Решение вопроса осуществляется при
поддержке абсолютного большинства депутатов Государственной Думы (т.е.
не менее 226 человек). Государственная Дума в таком случае образует
специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу (ее
статус и полномочия урегулированы регламентом Государственной Думы
(гл. 22 ст. 164, 165).
3. Работа комиссии Государственной Думы включает детальное
изучение и обсуждение материалов, подтверждающих или опровергающих
выдвинутые
обвинения.
Комиссия
имеет
право
требовать
от
государственных органов документы, всю необходимую информацию. Итог
ее работы — специальное заключение.
4. Обсуждение заключения комиссии, в случае если оно содержит
подтверждение вины Президента, должно быть оформлено в виде решения о
выдвижении
обвинения
Президенту
в
государственной
измене
или
совершении иного тяжкого преступления — принимается 2/3 голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы (т.е. не менее 300).
5. Выдвинутое Государственной Думой обвинение должно быть
направлено в Верховный Суд и Конституционный Суд.
Верховный Суд должен дать заключение о наличии или отсутствии в
действиях Президента признаков соответствующего тяжкого преступления.
Конституционный Суд должен дать заключение о соблюдении
соответствующего порядка выдвижения обвинения.
Решение об отрешении Президента от должности при наличии
соответствующих документов принимает Совет Федерации большинством в
2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Оформляется
специальным постановлением.
3. Формирование и функции Совета безопасности
Совет
Безопасности)
Безопасности
является
Российской
Федерации
конституционным
органом,
(далее
–
Совет
осуществляющим
подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности
Совет Безопасности образован "для обеспечения реализации функций
Президента
Российской
Федерации
по
управлению
государством,
формированию внутренней, внешней и военной политики в области
безопасности,
сохранению
государственного
суверенитета
России,
поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите
прав и свобод граждан".
В настоящее время правовое положение Совета Безопасности
определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. "ж"); Законом
Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности" (раздел III);
положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности,
утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г.
№ 726; указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г.
№ 1244 "О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской
Федерации", от 12 июня 2006 г. № 601 "Вопросы межведомственных
комиссий Совета Безопасности Российской Федерации", от 19 февраля 2005
г. № 182 "О совершенствовании деятельности научного совета при Совете
Безопасности Российской Федерации".
Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента
Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской
Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой
государственной
политики
в
области
обеспечения
национальной
безопасности.
В состав
Совета
Безопасности входят
Председатель
Совета
Безопасности, которым по должности является Президент Российской
Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены
Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и
исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению
Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают
участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.
Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности –
заседания,
оперативные
совещания,
совещания
по
стратегическому
планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.
Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как
правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем
Совета
Безопасности.
В
случае
необходимости
могут
проводиться
внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель
Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его
заседании
постоянными
членами
Совета
Безопасности
простым
большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после
утверждения Председателем Совета Безопасности.
Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной
безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными
членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз
в неделю).
В целях подготовки решений по стратегическим направлениям
развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области
обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета
Безопасности,
Секретарь
Совета
Безопасности
по
согласованию
с
Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными
членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по
стратегическому планированию.
Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности
оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета
Безопасности.
За прошедшие годы предметом рассмотрения Совета Безопасности
были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения
национальной безопасности страны. Принимаемые решения позволили
принять
оперативные
меры
по
разрешению
конкретных
ситуаций,
обеспечить проведение мероприятий, реализующих долгосрочные цели.
Основными
рабочими
органами
Совета
Безопасности
являются
межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с
главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности.
Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на
постоянной или временной основе.
Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их
состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по
представлению Секретаря Совета Безопасности.
Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета
Безопасности
утверждается
Секретарем
Совета
Безопасности
по
представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти,
должностные лица которых включены в состав этой комиссии.
Межведомственные комиссии Совета Безопасности:
осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету
Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней
политики в области обеспечения национальной безопасности
способствуют осуществлению стратегического планирования и
координации
деятельности
федеральных
органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов РФ в целях реализации федеральных программ в
области обеспечения национальной безопасности и выполнения
решений Совета Безопасности.
Решения
утвержденные
межведомственных
Секретарем
комиссий
Совета
Совета
Безопасности,
Безопасности,
направляются
в
соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим
уведомлением
межведомственных
комиссий
Совета
Безопасности
о
результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.
Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет)
функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое
обеспечение
деятельности
Совета
Безопасности
и
способствует
формированию научного фундамента национальной безопасности, включая
целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения
национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых
знаний
в
этой
области,
формирование
методологических
основ
стратегического планирования.
Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом
Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета
Безопасности.
Исполнение
обязанностей
председателя,
заместителя
председателя и членов научного совета осуществляется на общественных
началах.
В состав научного совета включаются представители Российской
академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный
статус, руководители (представители) научных организаций, а также
отдельные ученые и специалисты.
Организационно-техническое
и
документационное
обеспечение
деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности,
информационно-справочное
обеспечение
–
на
федеральные
органы
государственной власти и организации, руководители (представители)
которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также
на аппарат Совета Безопасности.
Научный совет привлекается:
к
экспертизе
проектов
нормативных,
концептуальных,
аналитических и иных документов по вопросам обеспечения
национальной безопасности
к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной
безопасности и об угрожающих ей факторах
к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов
к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих
органов
к обоснованию соответствующих проектов государственных
решений.
Решения научного совета носят рекомендательный характер и
учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут
быть направлены заинтересованным органам государственной власти и
органам местного самоуправления.
Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество
секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь
Совета Безопасности.
Практика
решения
наиболее
сложных
проблем
обеспечения
национальной безопасности России подтверждает целесообразность их
предварительной проработки в научном совете. А ряд проблемных вопросов
был поднят и предложения по их решению выработаны именно в этом
рабочем органе Совета Безопасности.
Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в
научном
совете,
обеспечения
современных
сосредотачиваются
национальной
условиях.
на
безопасности
Наиболее
концептуальных
Российской
актуальными
вопросах
Федерации
задачами
в
являются
совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития
Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед
лицом новых вызовов и угроз ХХI в.
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией
Президента
РФ.
Организационно-техническое
и
информационное
обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат
Совета Безопасности.
Аппарат
Совета
Безопасности
возглавляет
Секретарь
Совета
Безопасности, который назначается на должность и освобождается от
должности Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности имеет
заместителей и помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от
должности
Президентом
РФ
по
представлению
Секретаря
Совета
Безопасности.
Основные задачи Совета Безопасности :
1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской
Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения
безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности,
оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их
нейтрализации;
4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и преодолению их последствий;
б) о применении специальных экономических мер в целях
обеспечения безопасности;
в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
5) координация деятельности федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации
принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;
6)
оценка
эффективности
деятельности
федеральных
органов
исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Функции
СБ
будут
рассматриваться
в
соответствующего
практического занятия.
4.Характеристика Аппарата Президента его состав и функции
Администрация
государственный
президента
орган Российской
Российской
Федерации,
Федерации —
обеспечивающий
деятельность Президента РФ и контролирующий исполнение его поручений
и решений.
Администрация
президента
Российской
Федерации
является
преемницей Администрации президента РСФСР, созданной 19 июля 1991
года.
Администрация
Президента
РФ
состоит
из
самостоятельных
подразделений и ряда отдельно указанных в положении должностных лиц
(например, руководитель Администрации, его заместители, пресс-секретарь
Президента, помощники, советники, полномочные представители президента
Российской Федерации, руководитель протокола президента Российской
Федерации, уполномоченный при президенте Российской Федерации по
правам ребенка).
К
самостоятельным
различные управления
подразделениям
президента
РФ,
а
Администрации
также
ряд
относятся
равноправных
подразделений, как-то:
канцелярия президента РФ
референтура президента РФ
аппарат Совета Безопасности РФ
геральдический совет при Президенте РФ
секретариат Руководителя Администрации президента РФ
аппарат советников президента РФ и другие.
Итак, Администрация
РФ (далее - Администрация) является
государственным органом, сформированным в соответствии со ст. 83
Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и
осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. В своей
деятельности
законами,
она
указами
руководствуется Конституцией РФ,
и
распоряжениями
Президента
федеральными
РФ,
а
также
соответствующим Положением.
В состав Администрации входят:
Руководитель Администрации Президента РФ
два первых заместителя Руководителя Администрации Президента
два заместителя Руководителя Администрации Президента РФ
заместитель Руководителя Администрации Президента Российской
Федерации - пресс-секретарь Президента Российской Федерации
(далее - заместитель Руководителя Администрации - пресссекретарь Президента Российской Федерации)
помощники
Президента
Российской
Федерации,
включая
помощников Президента Российской Федерации в том числе:
• начальников управлений Президента РФ
• руководитель протокола Президента РФ
• полномочные представители Президента в федеральных
округах,
• полномочные
представители
Президента
в
Совете
Федерации Федерального Собрания РФ , Государственной
Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде
РФ
• Уполномоченный при Президенте по правам ребенка
• советники Президента РФ
• специальный
представитель Президента по
вопросам
природоохранной деятельности, экологии и транспорта,
• специальный представитель Президента по развитию
торгово-экономических отношений с Украиной
• старшие референты,
• референты Президента РФ
• иные должностные лица Администрации;
• управления Президента Российской Федерации;
• иные самостоятельные подразделения Администрации.
Самостоятельные
подразделения
Администрации
состоят
из
департаментов.
Предельная численность работников Администрации и ее смета
утверждаются Президентом Российской Федерации.
Администрация формируется в целях:
обеспечения
реализации
Президентом
полномочий
главы
государства
осуществления контроля за исполнением решений Президента
подготовки предложений Президенту о мерах, направленных на
охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и
государственной целостности;
содействия Президенту в определении основных направлений
внутренней и внешней политики государства;
разработки общей стратегии внешней политики Российской
Федерации, обеспечения реализации Президентом его полномочий
по руководству внешней политикой Российской Федерации;
разработки
органами
совместно
с
соответствующими
исполнительной
власти
и
федеральными
организациями
общенациональных проектов и контроля за их реализацией;
обеспечения деятельности Президента по решению кадровых
вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении
государственными наградами РФ и присвоении почетных званий
РФ
содействия
Президенту
в
решении
вопросов,
касающихся
обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
содействия
Президенту
в
обеспечении
согласованного
функционирования и взаимодействия органов государственной
власти
обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него
Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.
Итак, статья 83 Конституции РФ придала Администрации Президента
статус не обеспечивающего, а государственного органа, а последующие
Положения об Администрации Президента РФ, утверждаемые указами
Президента, определили такие ее функции и полномочия, которые в
совокупности отчасти приводят к координированию работы руководителей
федеральных органов государственной власти и органов исполнительной
власти субъектов РФ, а также их аппаратов.
5.Характеристика федеральных органов государственной власти
5.1 Законодательная власть РФ
Родиной современного парламентаризма является Англия. В XIII в.
королевская власть в соответствии с Великой хартией вольности (1215г.)
была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и
представителей территориальных единиц (графств).
Первое учреждение парламентского типа в России — Государственная
Дума. Она возникла в ходе Первой русской революции, на основе царского
манифеста от 17 октября 1905 года. Открытие Думы состоялось 27 апреля
1906 года.
Федеральное Собрание Российской Федерации
Статья
94
Конституции
РФ
определяет
статус
федерального
парламента как представительного, законодательного органа РФ.
Характеристика законодательных органов государственной власти
Федеральное
является
Собрание - парламент
представительным
и
Российской
Федерации -
законодательным
органом
Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральное Собрание — двухпалатный орган. Функции парламента
РФ.
Двухпалатная
структура
Федерального
Собрания
РФ
отражает
федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат
в их организации и осуществлении функции представительства, выражения
общественного В соответствии со ст 102 Конституции РФ к ведению Совета
Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента
РФ о введении чрезвычайного
положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил
Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента РФ;
е) отрешение Президента РФ от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда РФ;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального
прокурора
Российской
Федерации
и
заместителей
Генерального
прокурора РФ;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя
едседателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров
— важная часть компетенции Федерального Собрания.
Ратификация — это утверждение высшим органом государства
международного договора, после чего он приобретает юридическую силу. И
напротив,
денонсация
—
в
установленной
форме
волеизъявление
государства, направленное на расторжение договора.
Полномочия в области обороны и безопасности Федерального
Собрания РФ реализуются как его право решать вопросы войны и мира.
Квазисудебные
полномочия
Федерального
Собрания
РФ
предусматривают обязательное участие обеих палат в процедуре отрешения
Президента
от
регламентированная
должности
ст.
93
(импичмент
Конституции
президента).
РФ,
только
Процедура,
по
названию
процедурных операций имеет определенное сходство с судопроизводством,
но не может считаться судом.
В соответствии со ст 103 Конституции РФ ведению Государственной
Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение
Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации
о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным
Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Центрального банка РФ;
д)
назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение
на
должность
и
освобождение
от
должности
Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с
законом
ж)
объявление амнистии;
з)
выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения.
Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется
соответственно
законодательным
государственной власти субъекта РФ
(представительным)
органом
нового созыва и вновь избранным
высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок
полномочий указанного органа государственной власти субъекта РФ.
Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному
принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные
объединения.
Без одобрения Совета Федерации не могут быть изменены границы
между регионами. Его одобрение является обязательным и в том случае,
когда Президент хочет ввести в стране чрезвычайное положение, и в том,
когда решается вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами
территории
страны.
Совет
Федерации
также назначает сроки выборов
Президента и может инициировать его отрешение в том случае, когда
объявляется импичмент после того, как Президенту были выдвинуты
обвинения. В полномочия этого органа по представлению Президента входит
назначение
на
должности
судей
Конституционного
и
Высшего
Арбитражного Суда, а также назначение и освобождение от должности
Генерального Прокурора, Председателя Счетной палаты и часть состава
аудиторов, работающих в ней.
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации — процедура всеобщего, прямого и тайного
голосования по определению 450 депутатов Государственной думы России
на ближайшие 5 лет. Проводились 7 раз.
Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое
представительство различных групп населения, политических партий и
движений и формируется путем общенациональных выборов
Согласно действующему российскому законодательству, из 450
депутатских мандатов Государственной Думы половина распределяются
между списками политических партий, получивших по результатам
голосования избирателей более 5 % голосов. А вторая половина депутатов —
это победители выборов в одномандатных округах. По этой схеме проходили
выборы в Государственную Думу I—IV и VII созывов. На выборах ГД V и VI
созывов проходной барьер составлял 7 %, а одномандатные округа
отсутствовали.
Ближайшие выборы в Государственную Думу должны состояться в
2021 году.
Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет
основополагающую роль в законодательном процессе.
Законодательный процесс — установленный законами и регламентами
порядок,
этапы,
процедуры
прохождения
закона
от
проекта
до
опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников
законотворчества.
5.2 Особенности функционирования федеральных органов
исполнительной государственной власти
Федеральные органы
исполнительной власти
Министерства
(федеральные)
Государственные
комитеты РФ
Федеральные
службы
Федеральные
агентства
Рисунок 4 - Система федеральных органов исполнительной власти
Правительство
РФ
Разрабатывает и представляет Государственной Думе
федеральный бюджет, обеспечивает его исполнения
Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и
денежной политики, политики в области культуры. Науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения,
экологии
Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по
обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ,
законности, прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе
с преступностью
Координирует деятельность федеральных органов
исполнительной власти по экономической реформе, реформе
социального сектора; национальной, региональной политике,
сотрудничеству с государствами - участниками СНГ
Рисунок 5 – Исполнительным органом страны является Правительство РФ.
Функции Правительства РФ
Правительство — высший орган федеральной исполнительной власти.
Правительство РФ — коллегиальный орган. Его постановления
принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях и ответственность
Правительства — коллегиальная (с Председателем в отставку уходит весь
состав Правительства). В состав Правительства входят заместители
Председателя — первые и курирующие отдельные сферы общественной
жизнедеятельности
(финансы,
экономику,
безопасность,
оборону,
внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет
аппарат.
Основные задачи (отсюда и важнейшие функции Правительства.
• Разрабатывать и представлять в Государственную Думу федеральный
бюджет, обеспечить его исполнение, представлять Государственной Думе
отчет.
• Обеспечивать единую финансовую, кредитную и денежную политику
на всей территории России.
• Обеспечивать единую государственную политику во всех сферах
жизнедеятельности общества.
• Осуществлять
управление
федеральной
собственностью,
государственным имуществом.
• Осуществлять меры по безопасности граждан, охране собственности
и общественного порядка.
• Осуществлять
меры
по
обеспечению
обороны
страны,
государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
• Обеспечивать
единое
правовое
пространство,
действие
и
верховенство Конституции РФ, федерального законодательства.
Полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной
власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего — в сфере
формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью.
Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через
министерства, департаменты и другие ведомства.
Участие в законодательной деятельности — другое важнейшее
направление в работе Правительства.
Исполнение
законов
—
важнейшее
направление
деятельности
Правительства.
Нормотворческая
деятельность
правительства
тесно
связана
с
исполнением законов. Различного рода нормативные акты, прежде всего
постановления Правительства, принимаются по вопросам, входящим в его
компетенцию.
Еще одно из основных направлений Правительства РФ — составление
и
исполнение
бюджета.
Здесь
инициатива
и
полномочия
всецело
принадлежат Правительству.
Осуществление внешней политики — также одно из основных
направлений деятельности Правительства. Федеральное Правительство РФ
представляет интересы страны в международных организациях; заключает
международные договоры Российской Федерации в соответствии со своей
компетенцией;
регулирует
внешнеэкономическую
деятельность,
осуществляет контроль в этой области.
Политическая ответственность Правительства РФ и его членов.
Конституцией Российской Федерации предусмотрена возможность отставки
Правительства в следующих случаях.
1. Правительство само подает в отставку, и Президент принимает ее (он
может и отклонить такую отставку).
2. Президент
по
собственной
инициативе
принимает
решение
об отставке Правительства.
3. Государственная Дума выражает ему недоверие, и Президент
объявляет об отставке Правительства.
4. Председатель
Правительства
ставит
перед
Государственной
Думой вопрос о доверии Правительству, и Дума отказывает ему
в доверии, на
основании
отставке Правительства.
чего
Президент принимает решение об
В случае отставки Правительства, как и при сложении полномочий
перед вновь избранным Президентом, оно продолжает выполнять свои
обязанности до сформирования нового состава Правительства.
В
целях
совершенствования
Структуры
федеральных
органов
исполнительной власти Указом Президента Российской утверждается
структура федеральных органов исполнительной власти.
Законодательный процесс — установленный законами и регламентами
порядок,
этапы,
процедуры
прохождения
закона
от
проекта
до
опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников
законотворчества.
Принятие нормативных актов
Основным источником права служит закон, т.е. акт высших органов
государственной
власти.
Он
обладает
наибольшей
юридической
по
отношению к другим нормативным актам.
Законы и другие нормативные акты разрабатываются и принимаются в
соответствии с установленной процедурой. Правительство РФ составляет
план законодательных работ.
Проекты законов и законодательных предложений направляются в
Государственную Думу с приложением ряда документов.
Документы
Обоснование
необходимости
принятия
Оценка их
согласованност
и с другими
нормами
Ожидаемые
социальноэкономические
иные последствия
применения
Финансовоэкономическое
обоснование
Рисунок 7 – Документы, направляемые в Государственную Думу
Процедура принятия закона отражена на нижеприводимой схеме.
Обладатели права
законодательной
инициативы
Депутаты Государственной Думы
Правительство РФ
Законодательные
(представительные)
органы власти
субъектов РФ
ЗАКОНОПРОЕКТ
Члены Совета
Федерации
Государственная
Дума
Закон
Президент
РФ
Президент РФ
Совет Федерации
Совет
Федерации
Конституционный
суд РФ
Высший Арбитражный
Суд РФ
Рисунок 8 - Процедура принятия закона
Процедура принятия федеральных законов весьма сложна.
1.Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего
числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено
Конституцией РФ.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение
пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если
за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты
либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом
Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации
палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших
разногласий,
после
чего
федеральный
закон
подлежит
повторному
рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета
Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа
депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской
Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней
подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента
поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и
Совет Федерации в установленном Конституцией РФ
рассматривают
данный
закон.
Если
при
порядке вновь
повторном
рассмотрении
федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством
не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом
Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
В соответствии со ст 108 Конституции РФ:
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,
предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он
одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа
членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа
депутатов
Государственной
Думы.
Принятый
федеральный
конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию
Президентом Российской Федерации и обнародованию.
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом
Российской
Федерации
в
случаях,
предусмотренных
статьями
111 и 117 Конституции РФ.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает
дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась
не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям,
предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в
течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента
выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до
принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия
на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного
положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока
полномочий Президента Российской Федерации.
5. 3 Суды Российской Федерации
Судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и
исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Федеральные
Суды РФ
Конституционный
Верховный Суд РФ, верховные
суды республик, краевые и
областные суды, суды городов
федерального значения, суды
автономной области и
автономных округов, районные и
специализированные суды
Высший
Арбитражный Суд
РФ, федеральные,
арбитражные
суды округов,
субъектов РФ
Рисунок 9 - Судебная система РФ
Суды субъектов
РФ
Конституционные
(уставные) суды
Мировые судьи
Рисунок 10 - Суды субъектов РФ
В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и
арбитражные
заседатели. Все
судьи
обладают
единым
статусом и
различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган,
осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных
актов действующей Конституции. Впервые в РФ создан в 1991 г., был
существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и
Федеральным законом 1994 г. «О Конституционном Суде Российской
Федерации»
с
дополнениями
и
изменениями.
Основная
функция
Конституционного Суда — проверка соответствия Конституции РФ:
1) федеральных законов и нормативных актов высших федеральных
органов государственной власти (Президента РФ, палат Федерального
Собрания, Правительства);
2) конституций
субъектов
и
Федерации,
уставов,
кроме
а
также
тех,
иных
которые
нормативных
относятся
к
актов
сфере
их
исключительного ведения (ст.73 Конституции РФ);
3) договоров между органами государственной власти Федерации и ее
субъектов (имеются в виду как многосторонние федеративные договоры, так
и двусторонние);
4) международных
договоров
РФ
(проверке
подлежат
еще
не
вступившие в силу). Если при рассмотрении дела суд любой инстанции
приходит
к
выводу
о
том,
что
подлежащий
применению
в
данном деле закон не соответствует Конституции, он обращается с
запросом
в
Конституционный
Суд
РФ,
а
производство
по
делу
приостанавливается (ст. 125, ч. 4). Граждане также могут обратиться в
Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой, если
считают, что их право и свободы нарушаются законом, подлежащим
применению в конкретном судебном деле.
Вторая функция Конституционного Суда — разрешение споров о
компетенции между федеральными органами государственной власти
(«споры по горизонтали», например, между палатой Федерального Собрания
и Правительством РФ), споров между этими органами и органами
государственной власти субъектов РФ («споры по вертикали»); споров между
высшими государственными органами двух или нескольких субъектов РФ.
Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной
инстанцией по окончательному разрешению гражданских и уголовных дел, а
также иных конфликтных ситуаций, связанных с нарушением законов.
Верховный Суд в пределах своих полномочий рассматривает дела в
качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора
и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд Российской
Федерации действует в составе:
1) Пленума Верховного Суда;
2) Судебной коллегии по гражданским делам;
3) Судебной коллегии по уголовным делам;
4) Военной коллегии.
В составе Верховного Суда действует также Президиум. Акты
Верховного
Суда
окончательны
и
дальнейшему
обжалованию
(опротестованию) в кассационном порядке не подлежат.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — судебный орган
по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами;
осуществляет
в
предусмотренных
федеральным
законом
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает
разъяснения по вопросам судебной практики.
Устройство судебной системы включает в себя такие элементы, как
звено судебной системы и судебная инстанция.
По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев,
уровней:
• основное звено: районные (городские, межмуниципальные) народные
суды;
• среднее звено: верховные суды республик, краевые, областные суды,
городские в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных областей и
автономных округов;
• высшее звено: Верховный Суд РФ.
Подобным образом подразделяются военные суды, высшим звеном
которых является Военная коллегия Верховного Суда РФ. С 1 июля 1995 г.
стала трехзвенной и подсистема арбитражных судов (была двухзвенной).
Судебной
инстанцией
считается
суд
(или
его
структурное
подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с
разрешением судебных дел.
Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен
принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными
для данного дела. Исключение составляют федеральные арбитражные суды
округов: им не дано право быть судами первой инстанции.
Суд второй инстанции — кассационной — призван проверять
законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не
вступивших в законную силу.
Прокуратура Российской Федерации, в соответствии со ст. 129
Конституции
РФ
составляет
единую
централизованную
систему
с
подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору РФ; ее полномочия, организация и порядок деятельности
определяются федеральным законом.
В механизме государственного аппарата России прокуратура —
функционально самостоятельный правовой институт, роль и общественное
предназначение которого — обеспечение верховенства закона, единства и
укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а
также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура не может относиться ни к судебной власти, которая (и
только она) осуществляет правосудие (ст. 118), ни к исполнительной власти.
Согласно действующему законодательству прокуратура осуществляет
надзор за:
1) исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами,
представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами
местного
самоуправления,
органами
военного
управления,
органами
контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов;
2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами
государственной власти и местного самоуправления, их должностными
лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций;
3) исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих
судом
меры
наказание
и
принудительного
применяющих
характера,
назначаемые
администрациями
мест
содержаний задержанных и заключенных под стражу (пенитенциарной
системой).
Кроме указанных четырех так называемых отраслей прокурорского
надзора к функциям прокуратуры относятся:
• расследование
соответствии
преступлений
с
и
полномочиями,
уголовное
преследование
установленными
в
уголовно-
процессуальным законодательством РФ;
• координация
деятельности
правоохранительных
органов
по
борьбе с преступностью;
• участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестование
противоречащих закону судебных решений;
• информирование органов государственной власти и местного
самоуправления о состоянии законности.
Решения прокурора могут принимать форму протеста, представления и
постановления.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным
прокурором по согласованию с органами государственной власти.
В соответствии с Конституцией РФ органы государственной власти
субъектов РФ относятся, к системе органов государственной власти РФ и
формируется субъектами РФ самостоятельно. Функционирование органов
государственной власти субъектов РФ будет подробно рассмотрено в теме 5.