Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема - Федеральное законодательство в вопросе регулирования малого бизнеса
План
1. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства
2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года
3.Повышение доступности финансирования
4.Налогообложение и государственное регулирование
1.Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса в настоящее время является основой функционирования существующей современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Успешная деятельность малых и средних предприятий выступает в качестве показателя, по которому можно судить о степени экономической свободы в обществе, о качестве степени предпринимательской инициативы человеческого капитала. А самое главное, что развитие малого и среднего бизнеса является необходимым условием успешного развития страны. Именно поэтому сейчас так часто говорят о том, что малый и средний бизнес необходимо развивать и поддерживать.
В настоящее время государство активно поддерживает малый и средний бизнес, существует множество программ финансовой поддержки, создана сеть инфраструктуры поддержки СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства), которые осуществляют не только финансовую, но и консультационную поддержку, так же важно заметить, что нормативно-правовое регулирование играет большую роль в развитии малого и среднего бизнеса.
Самым первым нормативно-правовым актом в сфере развития малого и среднего предпринимательства был Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 14 июля 1995 года. Как видно из названия закона, он подразумевал собой поддержку только малого бизнеса, о среднем даже и речи не было. Данный закон утратил силу после появления 24 июля 2007 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ. В настоящее время данный нормативно-правовой документ является главным с сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
• развитие СМСП в целях формирования конкурентной среды;
• обеспечение благоприятных условий для развития СМСП;
• обеспечение конкурентоспособности СМСП;
• оказание содействия СМСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Росси, а также на рынки иностранных государств;
• увеличение количества СМСП;
• обеспечение занятости населения и самозанятости;
• увеличение доли производимых СМСП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
• увеличение доли уплаченных СМСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Так же в данной программе развития описаны основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, к ним относятся:
1. Разграничение полномочий по поддержке СМСП между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2. Ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятных условий для развития СМСП;
3. Возможность участия представителей интересов СМСП в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в экспертизе проектов нормативно-правовых актов, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые регулируют развитие СМСП;
4. Обеспечение равного доступа СМСП к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.
Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства заключаются в том, что в рамках нормативно-правовых актов, которые направлены на развитие СМСП, могут предусматриваться следующие меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
• специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета;
• упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
• упрощенный порядок составления СМСП статистической отчетности;
• льготный порядок расчетов за приватизированное СМСП государственное и муниципальное имущество;
• особенности участия СМСП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
• меры по обеспечению прав и законных интересов СМСП при осуществлении государственного контроля (надзора);
• меры по обеспечению финансовой поддержки СМСП и организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки СМСП;
• меры по развитию инфраструктуры поддержки СМСП.
2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года
Так же важным нормативно-правовым документом, который направлен на развитие малого и среднего предпринимательства, является «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 2-го июня 2016 года (распоряжение № 1083-р от 2.06.2016).
Сам факт появления такого документа говорит, что отношение к МСП меняется. Цитата из него: «Первый принцип — малый бизнес прежде всего». Вот так: не меньше, ни больше — определяются приоритеты. Действительно, трудно игнорировать реальные цифры: располагая всего 5-6% основных производственных средств, субъекты МСП формируют 20% национального валового продукта. Этот показатель в два раза ниже мирового, и главная цель реформы — увеличить его вдвое (рис.1).
К Стратегии прилагается «дорожная карта» — план мероприятий с указанием срока исполнения, наименования ответственного ведомства и конкретными целевыми показателями. Ежегодно в декабре Минэкономразвития будет представлять Правительству отчетный доклад, и затем публиковать его на своем официальном сайте.
Все субъекты СМП поделены на 2 целевых сектора, для каждого предусмотрены разные меры поддержки:
• массовый — предприятия, ИП, занятые в сферах предоставления услуг, розничной торговли, сельском хозяйстве, производстве бытовых изделий;
Рисунок 1. Целевые индикаторы роста оборотов МСП на 2016-2030 годы.
• высокотехнологичный — организации, обеспечивающие внедрение инноваций, производящие экспортную продукцию, задействованные в обрабатывающих отраслях.
Предполагается, что целевые показатели будут достигнуты через систему взаимосвязанных мероприятий, самые масштабные из них отражены в «Дорожной карте».
Предоставление грантов предприятиям, реализующим инновационные проекты, будет осуществляться через ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере".
Всего в документе отражено 8 направлений, по которым предусмотрены конкретные меры поддержки. Проведение реформы, координация всех действий возложены на Министерство экономического развития и «Корпорацию МСП». Общее руководство осуществляет Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого, среднего бизнеса.
Мною выбрали самые значимые сферы для большинства предпринимателей, и рассмотрим их подробнее.
Расширение ниш, повышение спроса на продукцию
Стратегия развития предусматривает освобождение отдельных рыночных ниш для малого предпринимательства. Предполагается, что субсидии из федерального бюджета будут предоставляться в зависимости от достигнутых целевых индикаторов «дорожной карты» в каждом регионе.
• Повышение конкурентоспособности МСП должно быть обеспечено введением «Единого стандарта развития конкуренции» для всех 85 субъектов Федерации. Действующий документ утвержден в сентябре 2015 года, ежегодно в него будут вносить поправки (Расп. Прав. № 1738-р). Он содержит конкретные показатели участия малых предприятий в каждой сфере (транспортные, медицинские, образовательные услуги т.д.), которые должны обеспечить региональные власти. Например, на рынке розничной торговли — их доля должна не меньше 20% от общего оборота, а ежегодный рост — не меньше 5%.
• Предполагается принятие федерального закона о нестационарной (мобильной торговле). Проект разрабатывает Минпромторг РФ, цель: вывести из тени нелегальную торговлю (рис.2).Законопроект о нестационарной и мобильной торговле, внесенный в Госдуму, может быть принят до конца апреля 2019 года. Документ законодательно закрепляет общие принципы размещения нестационарных торговых объектов и гарантирует сохранение бизнеса в случае, если место размещения нестационарного объекта требуется для государственных и муниципальных нужд. Мобильные торговые объекты (такие как автомагазины и автолавки) выделяются в отдельную категорию, чтобы создать условия для развития развозной торговли. Этот законопроект направлен на решение ключевого момента — места. Места будут предоставляться на долгосрочных правах с правом продления без торгов, принятие закона о нестационарной и мобильной торговле позволит реализовать 4,5 млн тонн сельхозпродукции и создаст 250 тыс. рабочих мест. Сейчас объекты нестационарной торговли ы нестационарной торговли размещаются на различных правовых основаниях в разных регионах, при этом не учитываются особенности развозной торговли и использование торговых объектов на базе автотранспортных средств. На федеральном уровне единообразных подходов в этой части не установлено. Кроме того, Правительство обещает принять решения, сокращающие число государственных, муниципальных унитарных учреждений на конкурентных рынках и ограничивающие право создания новых.
• Каждый год будут постепенно увеличивать квоту для малых и средний предприятий по участию в госзакупках. Оборот рынка государственных заказов составляет в год около 12 трлн. рублей (почти 30% ВВП). На 2015 году квота составила 15%, с 2016 — это будет уже 18%, и начиная с 2018 года — не меньше 25% (рис.3). В сентябре и декабре 2016 года должны утвердить исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявке от МСП.
3.Повышение доступности финансирования
Один из «больных» вопросов для малых и средних предприятий — недостаток средств на развитие бизнеса. Торговые организации испытывают дефицит оборотного капитала. С наступлением кризиса банки резко сократили «кредитные фабрики», ужесточили условия для заемщиков. Что предусматривает Стратегия развития для улучшения ситуации?
• Повышение доступности лизинга оборудования для малых предприятий. С одной стороны введены налоговые льготы для лизинговых компаний, заключающих договоры с представителями малого и среднего бизнеса. Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении закон, предусматривающий возможность предоставления Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) господдержки за счет средств федерального бюджета в порядке, форме и размерах, определяемых в соответствии с бюджетным законодательством. Документ был инициирован правительством РФ.Речь идет о господдержке, предоставляемой для исполнения Корпорацией МСП обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым ею для обеспечения исполнения обязательств субъектов МСП. При этом предоставление такой государственной поддержки одновременно в разных формах не допускается.Закон предусматривает предоставление господдержки до 31 декабря 2029 года включительно — в течение периода осуществления Корпорацией МСП деятельности в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства для исполнения ее обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым ею в 2019—2024 годах. С помощью господдержки будет обеспечиваться исполнение обязательств субъектов МСП по кредитным договорам, заключенным ими с российскими кредитными организациями в 2019—2024 годах, в пределах объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета. Закон вступил в силу с 1 января 2019 года
• 25 февраля 2019 г. стартовала программа льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках нацпроекта "МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Предприниматели смогут получить льготные кредиты в уполномоченных банках по ставке не более 8,5%. Всего в программу вошли 70 банков из 29 регионов России. Перечень банков существенно расширен по сравнению с программой прошлого года. В 2018 году кредиты по льготной ставке выдавали только 15 банков. В этом году в программе участвуют не только 10 системно значимых банков с развитой филиальной сетью, но и некрупные региональные банки, представляющие 29 регионов страны. Все они имеют опыт кредитования МСП.Расширение перечня банков произошло за счет упрощения критериев отбора, благодаря этому некрупные региональные банки смогли принять участие в программе. При этом по сравнению с прошлым годом существенно расширен перечень отраслей, в которых могут кредитоваться предприниматели. Например, в программу включены инвестиционные кредиты в сфере торговли.Кредит по 8,5% можно взять на инвестиционные цели до 1 млрд рублей на срок до 10 лет и на оборотные цели - до 100 млн на срок до 3 лет. Как и прежде, установлена квота на микропредприятия - не менее 10%.Перечень уполномоченных банков:
Перечень уполномоченных банков:
1
Банк "Левобережный" (ПАО)
2
ПАО "Промсвязьбанк"
3
АО "АЛЬФА-БАНК"
4
ООО "Камкомбанк"
5
АО Банк "Национальный стандарт"
6
АО "БАНК ОРЕНБУРГ"
7
ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк"
8
РОСКОМСНАББАНК (ПАО)
9
"СДМ-Банк" (ПАО)
10
ПАО Ставропольпромстройбанк
11
АО "МСП Банк"
12
Азиатско-Тихоокеанский Банк (ПАО)
13
ООО "Примтеркомбанк"
14
Прио-Внешторгбанк (ПАО)
15
ТКБ БАНК (ПАО)
16
Банк "Возрождение" (ПАО)
17
КБ "Гарант-Инвест" (АО)
18
ПАО "Дальневосточный банк"
19
АО КИБ "ЕВРОАЛЬЯНС"
20
ООО КБ "Калуга"
21
ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА"
22
МОРСКОЙ БАНК (АО)
23
ПАО "НИКО-БАНК"
24
АО "Райффайзенбанк"
25
РНКБ Банк (ПАО)
26
ПАО РОСБАНК
27
АО "Россельхозбанк"
28
ПАО "САРОВБИЗНЕСБАНК"
29
ПАО Сбербанк
30
ПАО БАНК "СИАБ"
31
"СИБСОЦБАНК" ООО
32
Банк "Снежинский" АО
33
ПАО "Совкомбанк"
34
ООО "Банк Стандарт-Кредит"
35
КБ "СТРОЙЛЕСБАНК" (ООО)
36
ООО "Хакасский муниципальный банк"
37
ООО банк "Элита"
38
ОАО "Юг-Инвестбанк"
39
Банк ВТБ (ПАО)
40
ПАО "АК БАРС" БАНК
41
АО "Банк Акцепт"
42
АО КБ "Ассоциация"
43
АО "ГЕНБАНК"
44
ПАО "Курскпромбанк"
45
ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК"
46
ПАО "Томскпромстройбанк"
47
ПАО КБ "Центр-инвест"
48
КБ "ЭНЕРГОТРАНСБАНК" (АО)
49
АО "АБ "РОССИЯ"
50
ООО КБ "Столичный Кредит"
51
ООО КБЭР "Банк Казани"
52
АКБ "АКТИВ БАНК" (ПАО)
53
АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО
54
АО "Банк "Вологжанин"
55
Банк Газпромбанк (АО)
56
АО "Севастопольский Морской банк"
57
АО БАНК "СНГБ"
58
АО "ВЛАДБИЗНЕСБАНК"
59
ООО КБ "Алтайкапиталбанк"
60
АО "Банк Интеза"
61
Банк ИПБ (АО)
62
КБ "Кубань Кредит" ООО
63
ПАО Банк "Кузнецкий"
64
ПАО "НБД-Банк"
65
ПАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК"
66
АКБ "Энергобанк" (ПАО)
67
АО "Углеметбанк"
68
АО "Нефтепромбанк"
69
ООО "Банк Саратов"
70
АО "СМП Банк"
4.Налогообложение и государственное регулирование
B 2019 гoду были paзpaбoтaны мepoпpиятия нa ближaйшиe пять лeт, кoтopыe пpизвaны cтимулиpoвaть мaлoe пpeдпpинимaтeльcтвo в cтpaнe. Cpeди ниx: Упpoщeниe peгиcтpaции и oтчeтнocти. Пoлучeниe нaлoгoвыx льгoт и кaникул. Pacшиpeнный дocтуп к гocзaкaзaм. Pacшиpeнный дocтуп к муниципaльнoму имущecтву (льгoтнaя apeндa). Пoмoщь в выcтaвкax, oбучeнии cпeциaлиcтoв. Opгaнизaция paзличныx ceминapoв и куpcoв. Льгoтныe уcлoвия пo кpeдитaм для peгиoнaльныx пpeдcтaвитeлeй.
Haлoгoвыe кaникулы пpeдуcмoтpeны c 2015 дo 2020 гoды для тoлькo-чтo coздaнныx пpeдпpинимaтeльcтв. Зaкoнoм paзpeшaeтcя нe oблaгaть нaлoгoм тaкoй бизнec пocлe peгиcтpaции в пepиoд: oт нecкoлькиx мecяцeв дo двуx лeт. T. e. пpи нулeвoй нaлoгoвoй cтaвкe мaлый бизнec будeт вклaдывaть дoxoд нa paзвитиe и уcoвepшeнcтвoвaниe, a нe тpaтить eгo нa нaлoгoвыe oтчиcлeния. Bocпoльзoвaтьcя нaлoгoвыми кaникулaми cмoгут внoвь coздaнныe ИП ecли oни будут paбoтaть в пpoизвoдcтвeннoй, coциaльнoй или нaучныx cфepax.
Дpугиe льгoты Kpoмe нaлoгoвыx кaникул cущecтвуeт гибкaя cиcтeмa льгoтнoгo нaлoгooблoжeния для пooщpeния и пoддepжки мaлoгo бизнeca в 2019 гoду. Этa cиcтeмa cнижaeт cумму, кoтopую пpeдпpинимaтeль дoлжeн oтдaвaть в бюджeт. Для уcпeшнoгo вeдeния мaлoгo пpeдпpинимaтeльcтвa, paзpaбoтaны чeтыpe cиcтeмы c низкими нaлoгoвыми cтaвкaми: УCH, ПCH, EHBД и ECXH. Пoмимo этoгo, peгиoнaльныe влacти имeют пoлнoмoчия пpeдocтaвить дoбaвoчныe льгoты для вeдeния мaлoгo бизнeca в 2019 гoду. Peчь идeт o тoм, чтo мecтныe opгaны caмoупpaвлeния мoгут eщe бoльшe cнижaть нaлoгoвую cтaвку, кoтopaя пpoпиcaнa в вышeпepeчиcлeнныx дoкумeнтax. T. e. пo cути coздaвaть в cвoиx peгиoнax тeppитopии c пpaктичecки нулeвым нaлoгooблoжeниeм.
Cтoит упoмянуть и пpaвo пpoвeдeния pacчeтoв бeз кaccoвoгo aппapaтa, вeдeниe буxгaлтepcкoгo учeтa в упpoщeннoй фopмe, oфopмлeниe cpoчныx тpудoвыx дoгoвopoв и. т. д.
Mикpoкpeдиты Taкиe кpeдиты мoгут пpeдocтaвлять кaк чacтныe, тaк и гocудapcтвeнныe opгaнизaции. Чacтныe opгaнизaции oфopмляют кpeдит дocтaтoчнo быcтpo (15-20 мин.), нo имeют выcoкую пpoцeнтную cтaвку дo 1% в дeнь. Дocтупную пoмoщь мaлoму бизнecу в льгoтнoм кpeдитoвaнии oкaзывaeт гocудapcтвo. Пoнятнo, чтo тaкиe opгaнизaции нe выдaют кpeдит пo пacпopту зa 5 минут. Пpeдпpинимaтeлю нeoбxoдимo будeт пpeдocтaвить пpoeкт нa paccмoтpeниe экcпepтaм и в cлучae, ecли eгo утвepдят и cpeдcтвa будут пoлучeны, пoдтвepдить иx цeлeвoe иcпoльзoвaниe.
Выводы
1. Развитие малого и среднего бизнеса в настоящее время является основой функционирования существующей современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Успешная деятельность малых и средних предприятий выступает в качестве показателя, по которому можно судить о степени экономической свободы в обществе, о качестве степени предпринимательской инициативы человеческого капитала. А самое главное, что развитие малого и среднего бизнеса является необходимым условием успешного развития страны. Именно поэтому сейчас так часто говорят о том, что малый и средний бизнес необходимо развивать и поддерживать.
В настоящее время государство активно поддерживает малый и средний бизнес, существует множество программ финансовой поддержки, создана сеть инфраструктуры поддержки СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства), которые осуществляют не только финансовую, но и консультационную поддержку, так же важно заметить, что нормативно-правовое регулирование играет большую роль в развитии малого и среднего бизнеса.
2.Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года должна, как считает Правительство, резко увеличить долю самозанятого населения в экономике. Строятся большие планы по развитию системы обучения, информирования, в том числе — создание специальных МФЦ по оказанию услуг предпринимателям. Интересно, что большинство из отраженных в «дорожной карте» мероприятий, не предусматривают дополнительного финансирования. Бюджетные средства будут выделены только «Корпорации МСП» на развитие лизинга, гарантийных фондов, а также на поддержку инновационных проектов и территорий моноразвития.
Вопросы.
1.Какова роль малого предпринимательства в развитии экономики?
2.Каков первый документ, регламентирующий малое предпринимательство в России?
3. Какова роль Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года в развитии малого предпринимаельства?
4. Назовите мepoпpиятия нa ближaйшиe пять лeт, кoтopыe пpизвaны cтимулиpoвaть мaлoe пpeдпpинимaтeльcтвo в cтpaнe.
5.Назовите налоговые льготы для малых предприятий в 2019 году.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 № 52-ФЗ (по состоянию на 25 октября 2016 г.). – М.: Проспект, 2016. – 213 с
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года и изменениям на 2016 год). – М.: Эксмо, 2016. – Актуальное законодательство.
3. Предпринимательская деятельность: учебник под ред.Э.Арустамова. – М.: КНОРУС , 2011.
4. Савкина Р.В. Организация предпринимательской деятельности. – М.: КНОРУС, 2011.
5. Алиев В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert. – М.: ИНФРА-М, 2010.
6. Данченок Л.А., Ласковец С.В., Мхитарян С.В., Невчоструев П.Ю., Корягин Н.Д. Маркетинг. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014.
б) дополнительная литература:
7. Медведев А. Малый бизнес. С чего начать, как преуспеть. С.-Пб.: Питер, 2011.
8. Дорф Б., Бланк С. Стартап: настольная книга основателя. М.: Альпина Паблишер, 2015.
В) Электронные средства информации
Электронные ресурсы библиотеки Университета - электронные версии пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы.
Ресурсы Интернета:
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https:// rmsp.nalog.ru
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс
Российская газета Rg.RU. Столичный выпуск № 6644(73). URL: https://rg.ru
Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 № 198-ФЗ / Справочно правовая система КонсультантПлюс
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс
http://www.mintrans.ru - Официальный сайт Министерства транспорта РФ;
http://www.avia.ru;
http://www.kommersant.ru/– Газета «Коммерсант»;
http://www.triz-ri.ru/ - «Открытые бизнес-методики и технологии «Рекламное измерение»; http://www.e-xecutive.ru/ - Сообщество менеджеров;
http://www.aup.ru/ - Административно-управленческий портал;
http://www.mybiz.ru/ – сайт журнала «Свой бизнес»;
http://www.biznet.ru/ – портал для предпринимателей;
http://www.mbm.ru/ – «Малый бизнес Москвы».