Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика города

  • 👀 565 просмотров
  • 📌 520 загрузок
  • 🏢️ Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика города» pdf
Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика города» » 2 Автор-составитель – Кликунов Николай Дмитриевич, к.э.н., проф. МЭБИК Контактные данные:  тел. +7 (960)-699-95-75  e-mail: nklikunov@yandex.ru  skype: klikunov_nd Уважаемые студенты! Курс «Экономика города» даст вам возможность Знать: Систему городского хозяйства Принципы размещения городов Базовые пространственные модели Принципы оптимального размещения предприятий и торговых фирм в пространстве Принцип медианного размещения Гравитационную модель Уметь: Применять навыки городского управления на практике Прогнозировать появление центральных мест Максимизировать прибыль при наличии транспортных издержек Находить оптимальные места для размещения промышленных предприятий и торговых фирм Минимизировать транспортные затраты Рассчитывать коэффициенты «притяжения» для крупных городов и различных стран В данном пособии кратно изложены теоретические основы курса, а более полное представление о дисциплине можно получить, изучив источники из списка литературы по данному курсу 3 Содержание Тема С. Ссылки на видео-лекции по курсу 4 1 Принципы урбанизации 6 2 Модель Тюнена. Модель Кристаллера. Прогнозирование 13 экономического роста в городском хозяйстве 3 Землепользование в городском хозяйстве. Правило «Ранг- 23 размер». Медианное размещение. Гравитационная модель 4 Бедность и сегрегация как городские проблемы 35 5 Жилищная политика в городском хозяйстве 40 6 Проблемы государственного регулирования пользования 45 городскими дорогами. Общественный транспорт Дополнительные источники информации по дисциплине 50 4 Видео-лекции по курсу «Экономика города» Слушателям предлагаются следующие видео-лекции по дисциплине: Тема 2. Модель Тюнена. Модель Кристаллера. Прогнозирование экономического роста в городском хозяйстве ЭГ-2-1. Изолированное государство Иоганна фон Тюнена. Изменение ренты в зависимости от удаленности от центра сбыта. (Курс «История экономических учений, Глава 7, от 0 до 14.20) ЭГ-2-2. Теория размещения промышленных предприятий Альфреда Вебера. Проблема двух точек. (Курс «История экономических учений, Глава 7, 0 14.20 до 24.04 ) ЭГ-2-3. Причины экономического развития территорий Тема 3. Землепользование в городском хозяйстве. Правило «Рангразмер». Медианное размещение. Гравитационная модель ЭГ-3-1. Теория размещения промышленных предприятий. Проблема трех точек. (Курс «История экономических учений, Глава 7, 24.04 – 28.18 ) ЭГ-3-2. Теория центрального места Вальтера Кристаллера и правило рангразмер (Курс «История экономических учений, Глава 7, 28.18 – 37.37) ЭГ-3-3. Иерархия городов и правило ранг-размер (Курс «История экономических учений, Глава 7, от 37.37 - ) ЭГ-3-4. Принцип медианного размещения ЭГ-3-5. Пространственная задача оптимального размещения промышленного предприятия ЭГ-3-6. Гравитационная модель 5 В качестве дополнительных методических материалов предлагаются видеолекции с разбором отдельных задач по курсу в объеме не менее 50% от общего набора заданий в фонде оценочных средств. Видео-лекции по курсу размещены здесь: 1. E-learning курс "Микроэкономика для бизнес-администрирования: http://www.intuit.ru/studies/courses/3516/758/info 2. E-learning курс "Микроэкономика для государственного администрирования: http://www.intuit.ru/studies/courses/3495/737/info 3. E-learning курс "Макроэкономика": http://www.intuit.ru/studies/courses/3503/745/info 4. E-learning курс "История экономических учений": http://www.intuit.ru/studies/courses/3550/792/info Эти же видео-лекции можно посмотреть и на YouTube 6 Экономика города Судьба города будет зависеть от гонки между автомобилем и лифтом, и любой, кто ставит на лифт, – просто сумасшедший (Фрэнк Ллойд Райт) Генерал! Я боюсь, мы зашли в тупик. Это – месть пространства косой сажени. Наши пики ржавеют. Наличье пик – Это еще не залог мишени (И. Бродский. Письмо генералу Z.) Пахарь дает жизнь слову «культура», город – слову «цивилизация», а всадник пролетает минутной грозой… греки, римляне и германцы были народами землепашцев. (Х.Л. Борхес. Истории о всадниках) Раздел 1. Принципы урбанизации Конспект лекций Тема 1.1. Причины возникновения городов Гедеон Шоберг (G. Sjoberg. 1960) называет три причины появления городов : благоприятная экологическая база, новые технологии в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах, сложная социальная организация и высокоразвитая структура власти. В числе «технологических» причин появление первых городов — революция в сельском хозяйстве, которая позволила иметь значительный излишек сельскохозяйственной продукции (появились высокоурожайное и хорошо сохраняющееся зерно и домашние животные) , а также появление средств 7 транспорта и форм социальной организации, позволяющих организовать жизнь большого числа людей. Причины: 1.Потребность в основании административно-политических центров. 2.Развитие торговли. 3.Развитие сельского хозяйства. 4.Необходимость в военных центрах. Политическое определение: территория, на которой орган городского самоуправления осуществляет политическую власть Экономическое определение: район включается в состав города, если его население достаточно тесно интегрировано в систему городского хозяйства (если свыше 50% его рабочей силы ежедневно ездит на работу в центральный округ и плотность населения превышает 25 человек на 1 кв. милю; по мере того как доля маятниковых мигрантов сокращается, пороговое значение плотности населения возрастает, 15 % мигрантов – 50 человек плотность) Вопросы к теме: 1. Включать ли район «Волокно» в состав города Курска, а поселок «Дьяконово» 2. В РФ минимальное число жителей города 5 тысяч человек. Может ли возникнуть ситуация, когда жители населенных пунктов численностью менее 5 тыс. человек будут являться горожанами? Причины концентрации рабочих мест в городах. Модель сельской экономики. Город развиваться не будет, если: 1. Отсутствуют специфические факторы производства и, как следствие, равная производительность; 2. Отсутствие экономии на масштабах производства и экономии на объединении различных видов деятельности 8 3. высокие транспортные издержки; 4. ограниченность номенклатуры производства. Города начинают развиваться, если существует: Сравнительное преимущество (comparative advantage) – фактор одинаковой производительности:  Производительность в с/х достаточно высока для того, чтобы с/х рабочие производили достаточно пшеницы для себя и городских торговцев;  Различия в производительности достаточно велики, чтобы компенсировать транспортные расходы;  Эффект масштаба на транспорте (доказать эффект масштаба) Экономия на масштабах производства (internalscaleeconomies) и кривая обучения причины возникновения экономии на масштабах производства: 1. специализация факторов производства; 2. наличие неделимых факторов производства (примеры Экономия на масштабах и городская территория: Рынок сбыта – территория, на которой себестоимость фабричного производства ниже себестоимости домашнего производства (рис. 2-2, с. 21) Экономия на масштабах производства как причина возникновения фабричного города. Эффект концентрации или экономия на объединении различных видов деятельности ( С(y1;y2) < C (y1;0) + C (0; y2) – economyofscope ) Эффект концентрации – внешний эффект в производстве: стоимость производства на конкретном предприятии снижается по мере того, как производство на других предприятиях растет. 9 Два типа эффекта концентрации: Эффект локализации: - эффект масштаба промежуточных производственных факторов (пуговицы и пошив одежды; - привести примеры - формирование единого рынка труда. (модель Кругмана, - перелив знаний (Вернон и жизненный цикл продукции) Тема 1.2. Принципы пространственной экономики и урбанизация Эффект урбанизации – возникает, если производственные затраты одной фирмы снижаются по мере роста совокупного объема производства на территории города. Эмпирические оценки эффекта концентрации: q = f (k, e, Q, N) q – производительность работника в конкретной отрасли; k – капиталовооруженность одного работника; e – образовательный уровень работника (показатель квалификации и эффективности) Q – совокупный объем продукции, выпускаемой в отрасли; N – общая численности населения в городе Внешние эффекты покупок в функционировании городов Города появляются при условиях: - Наличие сравнительных преимуществ; - Эффекты масштаба в производстве и на транспорте; - Эффекты концентрации и урбанизации. 10 Города - живые организмы. Они развиваются, растут, соперничают с другими за место под солнцем, притягивают к себе более слабых, попадают под влияние более сильных. Так примерно, можно изложить модель Кристаллера: уродился в хорошем месте, вот и развиваешься успешно. Курск "уродился" в хорошем месте. Веками его жгли, но город на этих холмах все равно возникал. Курск все время рос, но вдруг вот уже 20 лет перестал расти. Вот гистограмма по материалам из Википедии (более надежных источников не нашлось): Почему население Курска снижается, а город при этом растет. Подумайте, за последние 15 лет в городе появилось два новых микрорайна (!!!!): проспект Хрущева и район Триумфальной арки. Позастроили все "лысины" и "плеши" домами. Интенсивность движения на дорогах увелилась кратно, и т.д. и т.п. А по статистике народу в городе Курске, по меньшей мере, не прибавляется. Конечно, проблема расселения скучено жившего населения дает о себе знать, но это не объясняет существующий парадокс:город Курск растет, население Курска убывает У меня есть версия, что статистика в этом случае врет. Учет численности населения осуществляется у нас через систему регистрации по месту жительства при УВД. А всегда ли люди хотят регистрироваться? Ведь регистрация влечет за собой обязательства перед ЖКХ. Не легче ли выписаться в деревню, ведь там коммунальных платежей почти нет, а по факту жить в городе Курске, не платя комуналки. Насколько это являение стало распространено - вопрос специального выборочного статистического исследования, в котором городские власти, кстати, кровно заинтересованы. А пока стоят пустые по документам дома, перенаселенные по факту незарегистрированными жильцами 11 Методические материалы Задача # 1. В предлагаемой ниже таблице приводятся обобщенные показатели производительности труда, при производстве пшеницы и сукна в двух частях региона Часовая выработка Пшеница Сукно Восток Запад 1 единица в 12 единиц в час час 1 единица в 3 единицы в час час А) Где выше производительность труда? Где будет выше зарплата рабочих? Насколько будет выше зарплата рабочих, если пренебречь издержками на капитал? Б) Если транспортные издержки равны нулю и обменный курс равен две пшеницы за одно сукно, то какая специализация будет у каждого региона. Сколько выиграют жители Запада, если их они всегда потребляют одну пшеницу с одним сукном, т.е. их функция полезности представлена как min1сукно;1пшеница В) Предположим, что транспортные и таможенные издержки составляют 2/3 часа в расчете на обмен одной единицы пшеницы на сукно или наоборот. Будет ли сделка выгодной в этом случае для жителей Запада? Г) При каком максимальном значении транспортных издержек межрегиональная торговля все еще будет приносить выгоду? Решение # 1. А) на Западе; на Западе; 3  wЗАПАД wВОСТОК  12 12 Б) Специализация на Западе – пшеница, специализация на Востоке – сукно. Раньше Запад за 5 часов работы производил и потреблял 12 пшеницы и 12 сукна. Теперь Запад производит за 5 часов 60 пшеницы, из которых 40 меняет на 20 сукна. Таким образом объем потребления 20 ; 20 . Выигрыш составил 20  1.67 раза или увеличение на 67%. 12 В) Теперь Запад производит за 5 часов 60 пшеницы, из которых Х меняет на 0.5 * X 1 0.5 * Х * сукна. Решая уравнение 60  X   , находим объем 3 3 внутреннего потребления сукна и пшеницы в 8.57 ;8.57 . Это меньше чем при отсутствии межрегиональной торговли. Следовательно, жители Запада при этих условиях не будут торговать с Востоком Г) Чтобы жители Запада жили не хуже, чем до торговли они должны оставлять пшеницы не менее 12. Следовательно, объем экспорта должен быть не более 48. Решая уравнение 0.5 * 48 * Y  12 , получаем максимальный размер транспортных и таможенных издержек в 0.5 часа при обмене одной единицы пшеницы на сукно 13 Раздел 2. Модель Тюнена. Модель Кристаллера. Прогнозирование экономического роста в городском хозяйстве Тема 2.1. Модель Кристаллера и оптимальное размещение городов Так сложилось, что старт исследованиям об оптимальном размещении экономических объектов (предприятий, городов, стран и т.д.) в пространстве дала немецкая экономическая школа. В историческом разрезе хотелось бы выделить трех исследователей, заложивших основные подходы к пространственной экономике (да простит меня американец Гарольд Хоттелинг). Вот их основные идеи и выводы: Иоганн фон Тюнен, «Изолированное государство» (1826 год): Иоганн фон Тюнен впервые создал экономическую модель «изолированного государства», включающую пространственные характеристики. Условия модели:  Однородная, лишенная какой-либо специфики равнина с одинаковой плодородностью почвы.  Гужевой транспорт как единственный способ транспортировки людей и грузов.  Единственный центр сбыта сельскохозяйственной продукции город центр производства промышленных товаров, который получает продукцию сельского хозяйства от фермеров.  Закрытость экономики.  Совершенная конкуренция среди фермеров за землю, приводящая к нулевой экономической прибыли Вопросы, решаемые моделью Иоганна Тюненом: 14 1. Какую культуру будут выращивать в районах “изолированного государства”, расположенных на разных расстояниях от рынка? 2. С какой интенсивностью будут обрабатываться земельные участки в зависимости их от удаления от центра? 3. Как будет меняться размер ренты в зависимости от удаленности от центра потребления товаров? По логике Тюнена базовая формула расчета ренты должна быть следующей: R = q* (p - a) – q*f*k = q* (p - (a + f*k)), где R - рента на 1 акр земли q – объем производства продукции с 1 акра земли p - рыночная цена одной единицы продукции a - издержки производства продукции без учета ренты f - транспортный тариф на единицу расстояния k - расстояние до рынка Выводы из модели Тюнена:  Интенсивные культуры должны засеваться вблизи рынка сбыта, экстенсивные - вдали от рынков сбыта  Экономическая ситуация в городе определяет цену сельскохозяйственной продукции и размер земельной ренты  Чем дальше от города расположены земли сельскохозяйственного назначения, тем цена земли ниже. В принципе цена земли может быть равна нулю, если транспортные издержки достаточно высоки.  Основные выгоды от роста спроса сельскохозяйственную продукцию получают владельцы земли, а не фермеры Вильгельм Лаунхардт, «Практика эффективного размещения предприятий» (1882) 15 Вильгель Ланхардт сформулировал проблему трех точек. Она состоит в нахождении места для строительства предприятия, при условии существования одной точки сбыта и двух источников сырья. Лучше всего эту проблему представить в виде стандартной задачи из курса «Пространственная экономика»: Пусть в точке с координатами (0, 0) находится первый ресурс, издержки перемещения ресурса на 1 км. для производства одной единицы конечного товара равны 1. В точке с координатами (0, 5) находится второй ресурс, издержки перемещения ресурса на 1 км. для производства одной единицы конечного товара равны 1. В точке с координатами (4, 4) находится рынок сбыта конечного, издержки перемещения одной единицы конечного товара на 1 км. равны 1. Для производства одной единицы конечного товара нужны одна единица первого ресурса и одна единица второго ресурса. Если речь идет только о транспортных затратах, т.е. игнорируются издержки отгрузки-загрузки, экспедиции и т.д., то каким будут минимальные затраты на доставку одной единицы конечного товара на рынок сбыта при оптимальном размещении завода? (ответ округлите до десятых)? Ответ: 8,6 (при решении очень желательно использовать опцию «Поиск решения» в программе Excel Впоследствии модель была расширена до N точек сбыта и M точек нахождения ресурсов. Решение оказалось достаточно сложным (подобные задачи ставятся в разделе математики «Теория графов»). Более того задача оказалась не всегда однозначно решаемой, если в модель вводить изменяющиеся данные - ландшафт, существующая инфраструктура, наличие различных видов доставки, меняющийся спрос на производимую продукцию и т.д. Вальтер Кристаллер, «Центральные места в Южной Германии» (1929 год) 16 Вальтер Кристаллер создал теорию центральных мест, в соответствии с которой существует оптимальная структура городов, подобная расположению сот в улье (шестигранники). Города обладают иерархией, число уровней которой прямо пропорционально социально-экономическому развитию страны. Город более высокой иерархии предоставляет большее количество товаров и услуг по сравнению с городом низшей иерархии. Города более высокой иерархии притягивают и включают в свою «орбиту» города с более низким уровнем иерархии. Студенты часто называют данную концепцию «теорией сот». Следующая задача иллюстрирует данное положение: Рассмотрим рынок сбыта продовольственных магазинов в регионе. Спрос на продовольствие на душу населения постоянен и составляет 30 ед. в неделю. Плотность населения составляет 40 человек на кв. километр. Территория региона равна 100 кв. километров. Максимальный объем продаж одного магазина составляет 6 тыс. единиц продукции. Сколько продовольственных магазинов будет в регионе с точки зрения модели Кристаллера? Ответ: 20 Какая территория рынка (кв. км.) сбыта будет у типичного магазина? Ответ: 5 Кристаллер совместно с Феликсом Ауэрбахом сформулировали правило «ранг-размер», в соответствии с которым можно определить ожидаемую численность населения в городах определенной иерархии. Если приложить данное теоретическое правило к России, то в соответствии с ним у нас должна быть следующая ситуация. Если в Москве (первый город в иерархии) проживают 16 млн. чел, то должно быть две города второй иерархии с населением 8 млн. чел, четыре города третьей иерархии с населением по 4 млн. чел. и т.д.). 17 Подумайте как будет выглядеть общая формула для этого правила и попробуйте решить следующую задачу: Если размещение городов в экономической системе в точности соответствует правилу ранг-размер и в самом крупном городе проживает 4 млн. жителей, то какое количество населения в млн. жителей будет проживать в типичном городе четвертой иерархии? Ответ: 0,5млн. чел. Последователи Кристаллера большое внимание уделяли эффектам агломерации и выяснили факторы, способствующие концентрации промышленных предприятий в городах. Кстати, идеальной формой государства с точки зрения Кристаллера является шестиугольник Экономисты немецкой школы поставили в повестку дня важные научные проблемы о причинах возникновения и роста городов, как мест концентрации экономической активности. Город – есть определенный «центр масс», с наиболее высокой плотностью населения и подобно физическим телам города притягивают друг друга. Но чтобы эта аналогия начала работать более конкретно позволю напомнить основные постулаты и следствия теории гравитации Исаака Ньютона Тема 2.2. Рост экономики города и рынок труда Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния. На любой карте, показывающей размещение населенных пунктов можно выделить 3 основные составные части. линейная, в которой размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями - автомобильными или железными дорогами, судоходными 18 реками; агломерационная, где скопление населенных пунктов с различными пунктами в системе расселения вокруг крупного города связано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением. Равномерное размещение - характерно для населенных пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения. Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве - на бесконечной равнине, с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым для всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий элиминировано. Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключения о важнейших закономерностях социальноэкономического развития территории - результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам. Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс "город и районы его тяготения". Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов. Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию моделей географии городов был В. П. Семенов-Тян-Шанский. В работе "Город и 19 деревня в Европейской России", опубликованной в 1910 г. он выявил "географический закон", согласно которому город как бы представляет собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города. Прежде чем перейти к собственно распределению городских поселений в пространстве, давайте попробуем ответить на вопрос - есть ли какие-нибудь закономерности в количественном соотношении больших, малых и средних городов? Иерархия городов, правило Ципфа В 1913 году немецкий ученый Феликс Ауэрбах, анализируя фактические данные по соотношению числа городов разных размеров выявил закономерность, что людность города и его порядковый номер находятся в следующей зависимости: численность населения любого города равна численности жителей крупнейшего города, деленного на порядковый номер (ранг) первого. Закон Ауэрбаха не получил широкой известности, однако, вскоре подобная закономерность в распределении других видов человеческой деятельности была вновь найдена социологом Джоржем Зипфом (в другой русской транскрипции - Ципфом), по имени которого она сейчас называется как правило Ципфа "ранг-размер". Согласно правилу Ципфа, если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого крупного города. Таким образом, если численность населения самого крупного города (города с рангом 1) гипотетической страны равняется 1 млн. чел, то расчетная численность 2-го города - 500 тыс. чел., 3-го - 333 тыс. чел., 4-го - 250 тыс. чел., 5-го - 200 тыс. чел. 20 Отклонения распределения городов от правила "ранг-размер" связаны с историей и особенностями развития экономики, природными условиями, нарушениями естественного хода формирования государственного пространства. Особенно значимые отклонения от идеального распределения существуют в развивающихся странах, где в колониальный период европейцами была трансформирована существовавшая до их прихода территориальная и экономическая структура хозяйства. Если для территории характерна высокая плотность населения и она "насыщена" городами, то реальная кривая будет располагаться выше идеальной. Правило Ципфа выполняется при ранжировании городов, численность населения которых превышает 1 тыс. чел. Размещение мегаполисов Крупнейшие города в большинстве развивающихся стран расположены на побережьях и основаны европейцами как колониальные столицы - "ворота" для экономического освоения территории, порты вывоза минерального сырья и продуктов тропического земледелия. Вся остальная территория длительное время была лишенной крупных городов, а нередко и городов вообще. Огни столиц, где концентрировалась вся современная промышленность, банки, образование и культура западного типа, а нередко и почти все городское население, притягивали сельских мигрантов со всей страны в поисках более высоких заработков и лучшей жизни. 21 Методические материалы Задача # 2. Рассмотрим рынок сбыта продовольственных магазинов в регионе. Спрос на продовольствие на душу населения постоянен и составляет 30 ед. Плотность населения составляет 40 человек на кв. километр. Территория региона равна 100 кв. километров. Максимальный объем продаж одного магазина составляет 6 тыс. единиц продукции. А) Сколько продовольственных магазинов будет в региона с точки зрения модели Кристаллера? Б) Какая территория рынка сбыта будет у типичного магазина? В) Что произойдет с числом магазинов и территорией, если плотность населения вырастет в три раза, а объем продаж типичного магазина вырастет на 20%? Решение # 2. А) 30*40*100/6000=20; Б) 100/20 = 5 кв. км.; В) Число магазинов увеличится до 50, рынок сбыта сократится до 2 кв. км. Задача # 3. Представьте себе однородную плодородную территорию, в центре которой находится город, являющийся единственным местом сбыта продукции фермеров. Территория в виде круга, город в центре. К центру ведут радиальные дорого, вокруг территории непроходимые леса, фермеры находятся в состоянии совершенной конкуренции. А) Как будет меняться размер ренты за землю R в зависимости от удаления от места сбыта (L), если с одного гектара снимается 100 единиц урожая (Q), цена (P) одной единицы 8, внеземельные издержки производства (C) одной единицы 3,5, транспортный тариф (t) составляет 0.7 за перевозку одной единицы урожая на один километр 22 Б) Что произойдет с функцией ренты, если транспортный тариф будет снижен до 0.1? Если цена упадет до 6? Урожайность увеличится до 130? В) Представьте решение задачи в общем виде Решение # 3 А) R( L)  450  70 * L ; Б) R( L)  450  10 * L ; R( L)  250  70 * L ; R( L)  450  70 * L *1,3 ; В) R( L)  P  C * Q  t * Q * L 23 Раздел 3. Землепользование в городском хозяйстве. Правило «Рангразмер». Медианное размещение. Гравитационная модель Тема 3.1. Землепользование в моноцентрическом городе Города появляются там, где начинают деятельность фирмы: А) коммерческие фирмы (удобство торговли: порты, пересечение дорог, железнодорожные узлы, слияние рек; удобство для ведения торговли: налоговая политика, антимонопольная политика, политика направленная на стимулирование конкуренции) Б) транспортно-ориентированные фирмы – фирмы, для которых доминирующим фактором при принятии решений о размещении являются транспортные издержки: - затраты на материально-техническое снабжение или затраты на транспортировку факторов производства - затраты на сбыт продукции Модель транспортно-ориентированной фирмы: Если: 1. единственный продукт; 2. единственный перевозимый ресурс; 3. фиксированные доли факторов производства 4. фиксированные цены. Общая логика: min PC (procurement cost) + DC (distribution cost) Procurement – procure – доставать, добывать. Принцип медианного размещения Модель медианного размещения: Условия: 24 - повсеместно имеющиеся ресурсы; - размещение потребителей вдоль дороги; - фиксированные транспортные издержки в расчете на милю Задача: выбрать место размещения Фирмы, ориентированные на местные ресурсы. Местные ресурсы – ресурсы, которые невозможно эффективно перевозить из одного места в другое. Виды местных ресурсов: - Энергетические ресурсы (исторический аспект) - Рабочая сила (анализ положения совместное предложение труда, ситуация, когда первичный работник (мужчина) увеличивает наличие вторичных работников) Относительная значимость местных ресурсов. Исследование Карлтона. Табл. 3.6 (с.73) Эмпирические оценки эффекта локализации Коэффициент размещения Джини (Кругман) – как отношения кумулятивной доли отрасли и кумулятивной доле занятости в промышленности Градостроительное зонирование — это разбивка территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; вид градостроительной деятельности Градостроительное зонирование существует в условиях рынка недвижимости, когда у объектов недвижимости могут меняться собственники. При этом возникает объективная необходимость установить права на использование и строительное изменение объектов недвижимости таким образом, чтобы они могли сохранять силу и в случаях смены собственников. В этом состоит фундаментальный принцип, присущий всем национальным системам зонирования. 25 Результатом и документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки. Один из первых видных специалистов по зонированию в штате Массачусетс, Филип Николс (The Massachusetts Law of Zoning and Planning, 1943), предложил следующее описание основных принципов современного зонирования: "Зонирование представляет собой разделение города на районы, проводимое имеющим полномочия органом; в каждом таком районе имеется запрет на использование земли для некоторых целей, которые, хотя сами по себе и безопасны, но наносят вред общественному благополучию за счет создания помех для использования земли для тех целей, для которых она наилучшим образом приспособлена. Зонирование обычно также включает ограничения на размер участков, высоту и размер зданий, и плотность заселения земли, эти параметры могут быть различными в различных районах, так чтобы соответствовать тем целям, для которых используется земля в данном районе. Использование районов, устанавливаемых с помощью зонирования, обычно является следующим: жилые, деловые, торговые, промышленные. Обычным является классифицирование использования районов на основании жесткости ограничений, начиная от чисто жилого района и кончая районом с неограниченным использованием. Зонирование, как правило, не имеет обратной силы, и ограничения обычно применяются к зданиям, которые сооружаются или перестраиваются сейчас, или по отношению к использованию собственности, которое начинается после введения зонирования. Зонирование, таким образом, является ограничением на использование имущества, а не требованием изъятия или сноса строений и является оправданным как исполнение полицейских полномочий государства, а не как права государства на принудительное отчуждение частной собственности. Единственной компенсацией, которую получает хозяин собственности при наложении ограничений на её использование, является то преимущество, которое получает эта 26 собственность от наложения аналогичных ограничений на остальную собственность в данном районе" Индикаторы эффективности городского управления Наши мэры и губернаторы любят отчитываться. Например, за среднюю зарплату в муниципальном образовании или средний балл по ЕГЭ, а еще лучше вообще не отчитываться. Известно, что хороший индикатор эффективности должен быть неявным и, по возможности, неманипулируемым. Вот мои предложения по определению эффективности работы властей областных центров или просто крупных городов Черноземья: 1. Число дней в году, в течение которых отключают горячую воду в центре города плюс любом случайно выбранном спальном районе 2. Количество мотоциклов проносящихся по центральной улице города в период с 10 до 11 часов вечера в произвольно выбранный будний день. 3. Количество деревьев растущих на протяжении случайно выбранных 500 метров центральной улицы города. 4. Среднее время, через которое машина скорая помощь приезжает на вызов в черте города (рассчитывается как выборка изминимум 10 звонков) 5. Среднее время, через которое машина ГИБДД приезжает на место аварии в городе 6. Средний доход ректоров федеральных государственных вузов, находящихся на территории города 7. Средний доход мэра (главы) города и его трех заместителей 8. Время за которое среднестатистический автомобилист может выехать за пределы города от "центрального столба" в пятницу, если он начинает движение в пять часов вечера (этот критерий нужно рассчитывать с учетом километража и везде считать, например, по выезду в южном направлении) А как Вы считаете, какие явные или неявные индикаторы можно учитывать при определении эффективности муниципального управления? 27 Модель гравитации: от физики Исаака Ньютона к экономике и геополитике Модель гравитации была разработана Исааком Ньютоном в 1666 году. Она объяснила факторы, влияющие на силу гравитационного притяжения между двумя физическими объекта (точнее центрами масс этих объектов) Модель постулирует, что сила гравитационного притяжения (F) между двумя материальными точками массы (М1, М2), разделёнными расстоянием (S), пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними, или в формульном виде: F  G* M 1* M 2 , S2 где G - гравитационная постоянная, равная 6,67408(31)*10^(−11) Ньютон пришел к выводу, что физические тела притягиваются друг к другу, и чем больше вес этих тел, тем сила притяжения выше. В дальнейшем Альберт Эйнштейн развил эту теорию, значительно усложнив математический аппарат. Экономисты взяли на вооружение гравитационную модель и первоначально стали использовать её для анализа внешнеэкономических связей между разными странами. С помощью гравитационной модели можно оценить и предсказать интенсивность торговых, миграционных, инвестиционных потоков, а также выделить потенциальные перспективные направления для их развития. В традиционной версии гравитационной модели двусторонняя торговля между странами (т.е. сумма экспорта и импорта) имеет прямую зависимость от экономической мощи двух стран и обратную зависимость от расстояния между этими странами. В качестве измерителя экономической мощи стран чаще всего берется их валовой внутренний продукт (ВВП), расстояние измеряется либо напрямую, либо используют некий параметр, связанный с 28 транспортными затратами на перемещение экспорта и импорта из одной страны в другую. Если валовой внутренний продукт (ВВП) первой страны обозначить как Y1, второй как Y2, расстояние как S(1,2), а сумму стоимостей экспорта и импорта X(1,2), то формула Ньютона, применительно к международной торговле модифицируется в следующий вид: (Y1 ) * (Y 2  ) X (1,2)  G * S (1,2)  где G – коэффициент, аналогичный гравитационной постоянной Ньютона (но размерность у него будет, конечно же, другой) α, β – коэффициент эластичности интенсивности международной торговли от экономической мощи, соответственно, первой и второй страны, для лиц незнакомых с понятием «эластичность» предлагаю думать об этих коэффициентах как некой связующей между ВВП и интенсивностью международной торговли между двумя странами (стоимость экспорта плюс стоимость импорта) δ (читается сигма)- индикатор чувствительности двусторонней торговли между странами к расстоянию между ними. Обратите внимание, что внешнеэкономический аналог формулы притяжение имеет, в отличие от формулы Ньютона, намного больше переменных. Если задачей Ньютона было определения параметра G – гравитационной постоянной, то экономисты претендуют на то, чтобы измерять, как минимум, четыре константы. В представленном ниже логарифмическом виде «закона экономического притяжения» эти параметры выделе полужирным шрифтом: ln (X(1,2)) = ln (G) + α *ln (Y1) + β* ln (Y2) – δ *ln (S(1,2)) + ε(1,2), где ε(1,2) обозначает статистическую погрешность, которая не имеет экономического значения, но является оценкой статистической погрешности. 29 Это сложная задача, для ее решения приходится делать упрощения. В первом приближении можно принять α и β за единицу, также как это сделал Исаак Ньютон, и попытаться найти параметр δ. Интересным приложением апостериори (т.е. задним числом) является попытка расчета параметра δ для городов Древней Месопотамии, сделанная современными исследователями Пьером Комбе, Тьерри Мейером и ЖакомФрансуа Тиссом. (Combes Pierre-Philippe, Meyer Thierry, Thisse JacquesFrancois) в книге «Economic Geography. Integration of regions and Nations». Кстати, основные оценочные параметры, приводимые в этой лекции также взяты из этой работы. Археологические раскопки нескольких древних городов в районе Древней Месопотамии обнаружили значительное количество глиняных табличек, упоминающих названия городов, включенных в торговую систему около 5000 лет назад. Исследователи предположили, что количество упоминаний одного города в глиняных табличках другого косвенным указывает интенсивность торговли между ними или параметр X(1,2). Зная расстояние между этими городами и имея представление о размерах этих городов (в качестве Y-ов были взяты данные о размере городов), можно определить значение параметра δ. В модель было включено тридцать городов, которые имели точно установленное местоположение. Следует иметь в виду тот факт, что многих данных не хватает так же, как и огромного количества табличек, которые исчезли, раскопки имели разную интенсивность, различающуюся от одного древнего города к другому. Была обнаружена только часть археологического материала. Тем не менее, результат проведенного моделирования привел к выводу, что δ составила по модулю 0,21, что значительно ниже, чем предсказывается моделью Ньютона (напомню, что у Ньютона сигма равна 2) и чем дают аналогичные модели для современных экономических систем. На основании 30 этого, можно сделать вывод о том, что Древняя Месопотамия представляла собой экономическую систему с интенсивными торговыми связями. Приложение гравитационной модели к анализу современных стран приводит к неожиданным выводам. Так приложение модели к современной международной торговле дает следующие результаты:  Негативное влияние расстояния на интенсивность международную торговлю уменьшалось в период с 1870 по 1950 год.  После 1950 года и по сегодняшний день транспортные издержки снова начинают увеличиваться. Причем влияние расстояния наиболее выражено в развивающихся странах. Этот результат, возможно, вызван низким качеством транспортной инфраструктуры.  Среднее значение параметра δ составляет по модулю 0,89 Это означает, что расстояние является важной проблемой для эффективного развития экономики любой страны. Однако, это «средний результат по больнице». Он значительно отличается в зависимости от типа рынка, типа товара или услуги, качества инфраструктуры, типа перевозок, et cetera. Детализации этого среднего параметра будет посвящена следующий раздел лекции Практическое приложение гравитационной модели к экономическим проблемам: экспорт/импорт, прямые и портфельные инвестиции, распространение инноваций Исследователи, работающие в рамках гравитационной модели, получили следующие результаты, применительно к ряду экономических проблем: Влияние расстояния при нормализованных параметрах ВВП на экспорт/импорт в значительной степени зависит:  от типа стран: для развивающихся стран расстояние в большей степени фактор, сдерживающий международную торговлю, по сравнению с развивающимися странами и сигма для данного типа стран выше 31  от наличия современных транспортных коммуникаций: чем лучше развита транспортная инфраструктура, тем негативная роль расстояния в интенсивности торговли меньше  от количества межгосударственных границ  от типа перевозок, возможность перевозить товары по рекам, морям или океанам снижает негативную роль расстояния Фактор расстояния влияет в незначительной степени на интенсивность портфельных инвестиций, на них большее влияние оказывают другие факторы Для прямых иностранных инвестиций география играет более важную роль, по сравнению с портфельными инвестициями. Это объясняется тем, что прямые иностранные инвестиции влекут за собой долгосрочные стратегические обязательства со стороны инвестора и зачастую требуют непосредственного присутствия представителей. Исследователь Ди Мауро находит эластичность интенсивности прямых инвестиций от расстояния (параметр δ) равную по модулю 0,42. Это означает, что увеличение расстояния (или транспортных затрат) на 10% приводит, при прочих равных условиях, к сокращению объема иностранных инвестиций на 4,2% . Исследователи Штайн и Дауд получили аналогичное значение эластичности 0,51. Расстояние является менее значимым факторов, влияющим на прямые иностранные инвестиции по направлению «север-юг», по сравнению с направлением «запад-восток». Скорее всего, это связано со значительными издержками координации. Издержки на координацию международной деятельности значительно выше, когда дочерняя компания работает в стране, принадлежащей к другому часовому поясу. Когда разница во времени между странами снижается, влияние расстояния почти полностью исчезает, в то время как разница во времени в один час снижает двусторонний поток инвестиций почти на 24%. 32 Расстояние значительно влияет на интенсивность миграционных трудовых потоков. Трудовая миграция в значительной мере локальна, чаще всего мигранты едут на работу в соседние страны, а не в дальнее зарубежье. Это же иллюстрирует и феномен отходничества, развитый в относительно небогатых регионах России. Влияния расходов одной страны на научные исследования (НИОКР) на производительность труда в других странах определяется с помощью «эффекта перелива». Исследования показывают, что эффект технологического перелива локализован. Это опровергает мысль о том, что знания, навыки и профессиональные компетенции очень быстро распространяются в пространстве. Страны лидеры в расходах на НИОКР – Франция, Германия, Япония, Великобритания, США – оказывают значительное положительное влияние на общую производительность компаний, расположенных в этих же странах, но намного меньшее влияния на страны не входящие этот пул. В целом для промышленных и сельскохозяйственных товаров, торгуемых на международных рынках, транспортные затраты составляют в среднем 170% от отпускной цены. Это означает, что цена импортируемого или экспортируемого товара увеличивается в среднем в 2,7 раза по сравнению с ценой на месте его производства. География – очень важный фактор! Методические материалы Задача #4 Фирма доставляет DVD-диски своим клиентам. Пространственное распределение клиентов следующее: 100 дисков доставляется ежедневно в точку А, расположенную в 13 км. к западу от центра города, 500 в центр города, 250 в точку В на расстоянии 8 км. к востоку о центра города и 450 дисков в точку С в 16 км. от центра города и, соответственно, в 8 км. от точки В. Издержки на содержание офиса одинаковы в любой из точек. 33 А) Где нужно расположить офис? Б) Как измениться ваше решение, если в точке D, 2 км. восточнее от точки С, появятся еще 150 постоянных клиентов, которым тоже нужно доставлять диски? В) Как изменится ваше решение, если число клиентов в точке D будет 1500? Решение # 4. А) Офис нужно располагать, чтобы по обе стороны от офиса располагалось одинаковое (или примерно одинаковое) количество потребителей. Размещаем в точке В. Доказательство от противного: если перенесем офис в центр, то сократим на 600 слева, но увеличим на 650 справа. Транспортные издержки вырастут, следовательно В ближе к медиане, чем центр. Б) Продолжаем снимать офис в точке В. В) Переносим офис в точку D. Задача # 5. Расположите произвольно на плоскости три точки А, В и С. Пусть точки А и В являются местом сосредоточения двух ресурсов для производства конечной продукции. Точка С является местом сбыта конечной продукции. Пусть tA, tB, tC - тарифы на перевозку ресурсов и, соответственно, конечной продукции на единицу веса, а WA, WB, WC – вес каждого из перевозимых ресурсов и, соответственно, конечной продукции. Если пространство представляет собой пологую равнину, то как нужно соединить дорогами точки А, В и С и где строить завод по производству продукции? Решение # 5. Промежуточное решение, т.е. строительство завода где-то внутри треугольника АВС неэффективно, так как порождает дополнительные 34 издержки, связанные с погрузо-разгрузочными работами, экспедицией и учетом Поэтому «кандидатами» на место для строительства завода являются углы треугольника Если строить завод в точке А, то издержки равны t B *WB * LAB  tC *WC * LAC Если строить завод в точке В, то издержки равны tC *WC * LBC  t A *WA * LAB Если строить завод в точке С, то издержки равны t B *WB * LBC  t A *WA * LAC , где LAB, LAC, LВС – расстояния между соответствующими углами треугольника. Если t B *WB * LAB  tC *WC * LAC < tC *WC * LBC  t A *WA * LAB и t B *WB * LAB  tC *WC * LAC < t B *WB * LBC  t A *WA * LAC , то строить завод дешевле в точке А. Там, где значение транспортных издержек будет наименьшим, нужно и строить завод (при прочих равных условиях) 35 Раздел 4. Бедность и сегрегация как городские проблемы Тема 4.1. Бедность как городская проблема По данным официальной статистики разница между доходами богатых и бедных достигла 15,3 раз (нормальным считается 6-8 раз). При этом, если учесть неформальные доходы, разрыв может быть еще более существенным. Каждый седьмой гражданин страны живет за чертой бедности, а 53 российских долларовых миллиардера, по версии журнала «Форбс», владеют капиталом в 32 раза превышающим сумму, отпущенную в 2006 году на все нацпроекты. Предельно-максимальное социальное расслоение, бедность, принимающая в российских условиях остро-специфические формы, такие как «бедность работающих людей», застойная бедность, детская бедность и др., вызывают как следствие высокую смертность, сокращение продолжительности жизни, низкую производительность труда, деградацию личности, различные формы девиации, становятся причинами целого комплекса негативных социальных явлений. Игнорирование и недооценка проблемы бедности, непонимание ее последствий финансовой и властной элитой страны представляет прямую угрозу ее экономическому развитию, социальной и политической стабильности общества, его безопасности. Бедность как негативное социальное явление характеризуется многоаспектностью и требует глубокого и всестороннего анализа. Феномен городской бедности вызывает особый интерес в исследовании проблем бедности и является самостоятельным научным направлением. Актуальность выбранной темы продиктована следующими факторами: Во-первых, возникновением городской бедности как нового для современной России социального явления, получившего широкое распространение и требующего пристального исследовательского внимания. 36 Во-вторых, пониманием того, что выход страны на траекторию устойчивого социально-экономического развития, формирования инновационной экономики предполагает создание социальной базы в лице среднего класса, новой высококвалифицированной рабочей силы. Городская бедность, принимая застойный характер, оказывает разрушительное воздействие на данные процессы, сдерживает прогрессивное развитие российского общества в целом. В-третьих, городская бедность детерминирует целый комплекс негативных социальных последствий, в числе которых: социальная поляризация, рост девиантного поведения, снижение интеллектуального потенциала городского населения как определяющего фактора конкуренции в условиях глобализации, духовный и нравственный кризис, многое другое. В-четвертых, хроническая бедность, являясь материальной основой для формирования так называемого андеркласса с присущей ему субкультурой, образом жизни, стилем поведения, все более отчетливо демонстрирует нарастающие в обществе признаки социального напряжения и культурного отката, что порождает «цивилизацию трущоб» с массовым антиобщественным поведением, наркотизацией населения, вспышками инфекционных заболеваний (туберкулеза, СПИД, гепатита), грозит социальной и политической дестабилизации общества. Тема 4.2. Сегрегация как городская проблема Слово «гетто» впервые возникло в XVI веке в Венеции. Оно происходит от итальянского глагола getare – лить металл – это был небольшой островок недалеко от Венеции, на котором проживали евреи, соединенный с остальными частями города мостами. Мосты запирались на ночь. Вопреки представлению о том, что именно власти Венеции хотели, чтобы запирали 37 двери, скажу, что евреи сами просили, чтобы закрывали мосты. И это была такая сегрегированная территория, позволившая четко отделить некий городской анклав, где существовала постоянная резидентура, своя культурная среда. Но общая ситуация с правилами и нормами в течение дня сохранялась - на вечер эта территория закрывалась. И вот оттуда, собственно говоря, и пошли всем известные гетто, которые получили большое распространение в ХХ веке. Нельзя сказать исторически, какова тенденция: было их мало - стало много, или, наоборот, было много - а потом, постепенно, к ХХ веку стало меньше. Более того, исследования, которые проводят американцы у себя, интересующиеся черными или гетто латиносов, показывают, что их число, конечно, растет. У меня есть книжка Натана Глейзера и его соавторов, которая называется «Те, кто остались по ту сторону плавильного котла». Плавильный котел – образ американской нации, где все переплетались, создавалась новая американская нация, а кто-то оставался по ту сторону этого котла. И люди, не включившиеся в процесс образования американской нации, сохранившие себя, были такими анклавами и гетто. Я хочу сказать, здесь речь идет не только о трущобах и кварталах, где живут люди за пределами бедности. Это своего рода этнический, культурный раздел внутри городов, поддержанный политикой властей и законодательно иногда. Но везде это разная реальность. Гарлем – это одно, Чайна-Таун – другое. Можем ли мы их все соединить и употреблять единые термины, описывающие эти явления? Иногда гетто или же сегрегационные кварталы образуются вполне естественно и сознательно по воле людей, там проживающих. И это очень характерно для латиносов, мигрировавших в Америку. И это, наоборот, совершенно не характерно для евреев, переселившихся в Америку. Там вообще нет никаких еврейских гетто, в отличие от Европы. Напротив, есть очень агрессивные, конфронтационные, созданные естественным постколониальным путем. 38 Когда выходя из рабовладельческого состояния, доминантная часть общества изолировала людей, и они начинали проживать сами по себе. Мне не хочется устраивать здесь длинный разговор вокруг этого, я просто хочу обозначить несколько вопросов, которые мне кажутся самыми важными. Во-первых, что такое сегрегация в городе – это нормальное или аномальное явление? Может, по мере развития цивилизации мы от этого откажемся? В знаменитой книге Зигмунда Баумана «Глобализация и ее последствия» есть достаточно понятная формула, я ее не расскажу цитатно, но попытаюсь передать: «Гетто – оборотная сторона глобализации». Чем больше усиливаются и чем проще осуществляются глобализационные процессы, тем чаще мы будем с вами видеть эти сегрегации и обособленные кварталы - особенно в больших, глобальных городах. Гетто, образованные по типу апартеида или же по примеру гетто на территории Германии перед Второй мировой войной, такого типа, существовать, конечно, вряд ли будут. Хотя говорят «не зарекайся», Но сегодняшнее желание и страсть определенных культур и этносов поддерживать свою самостоятельную жизнь, с одной стороны, - а с другой стороны, желание доминантного общества оттолкнуть и изолировать тех, кто мешает, вытолкнуть их на периферию – те процессы, мимо которых мы пройти не можем. Можно ли в гетто или сегрегации найти нечто позитивное? Это вопрос, который, мне кажется, чрезвычайно важен и интересен. По крайней мере, в отношении еврейских гетто в социологической традиции существует очень интересная версия. Она в свое время была предложена Ричардом Сэннетом, американским социологом. У него есть блестящая книжка, она называется «Камень и тело». В ней он говорит, что благодаря гетто сохранилась еврейская культура. Не было бы средневековых гетто, не было бы той самой возрожденной консервативной еврейской традиции - они бы растворились в массивах огромных европейских наций. С одной стороны, они стремились это сделать, а с другой стороны, оставались коммуной, естественным 39 образом удерживались, благодаря этому сохранилась культура. Возможна ли в городе этническая коммуна так, чтобы через некоторое время она не превращалась в этническую сегрегацию, и наоборот? Гетто наоборот, когда богатые люди отделяются и создают свои изолированные кварталы от того общества, которое является угрозой для жизни. Методические материалы Задача #6. Регулируем выбросы загрязняющих веществ Рассмотрим город, где экологически грязные промышленные предприятия отделены от жилого района 5-тикилометровой буферной зоной. Город использует налог на загрязнение за каждую тонну загрязняющих веществ. Предприятия нанимают 450 человеко-часов и выбрасывают 20 тонн загрязняющих веществ Отдаленность от Налог на Заработная города загрязнение плата (за 1 тонну) 5 1 10,0 4 2,5 9,9 3 4,5 9,8 2 7,0 9,7 1 10,0 9,6 А) Где будут располагаться предприятия, если объемы выпускаемой продукции и используемых ресурсов неизменны при наличии оптимальной системы зонирования? Б) Где бы располагались предприятия, если бы город не использовал механизмы управления землепользованием? Решение задачи 5 А) В трех километрах от города; города Б) В одном километре от 40 Раздел 5. Жилищная политика в городском хозяйстве Тема 5.1. Причины различий в стоимости жилья В Москве устройство канализации началось в 1895 г., но к 1916 г. к канализационной сети города было присоединено всего 27% домовладений. До 1900 г. в России было всего четыре канализации (в Москве, Гатчине, Ялте и Ростове-на-Дону). Наибольшее развитие канализации относится к 1900–1910 гг., когда она сооружается в Детском Селе, на Нижегородской ярмарке, в Самаре, Саратове, Севастополе и Кисловодске. В 1910–1915 гг. сооружение канализации продолжалось в Нижнем Новгороде, Царицыне и ряде других населенных пунктов. Но, по данным Всероссийской гигиенической выставки, накануне Первой мировой войны только 13 городов (1,3%) имели систему удаления сточных вод и нечистот, а 98,7% жили среди собственных нечистот. Из 13 канализованных до войны городов только пять очищали сточные воды на полях орошений или на биологических фильтрах. В итоге до революции были канализованы 19 населенных пунктов: Одесса, Киев, Москва, поселок при Вознесенской фабрике (Московская губерния), Ялта, Тифлис, Ростов-на-Дону, Петергоф, Детское Село, Днепропетровск, Нижний Новгород, Оренбург, Пермь, Самара, Саратов, Севастополь, Царицын, Харьков и Кисловодск. При этом в столичном Петербурге канализация была с деревянными трубами и спуском нечистот прямо в открытые водоемы. По данным городской переписи 1923 г., из 816 городов СССР канализацию имели те же 19 населенных пунктов, что и до революции, включая и такие «сомнительно канализованные города, как Ленинград». В 1932 г. в СССР было уже 52 канализованных города, из них 44 — в РСФСP К 1 июля 1932 г. на 1583 населенных пункта в СССР приходилось всего 842 гостиницы. При этом обеспеченность городов гостиницами (638 на 731 41 город) и поселений городского типа (95 на 139) была выше, нежели в рабочих поселках (109 на 713). Что касается РСФСР, то здесь в 920 населенных пунктах насчитывалось 547 гостиниц. На 532 города приходилось 462 гостиницы, а на 388 рабочих поселков — 85 гостиниц По результатам многочисленных проверок в недрах Наркомата коммунального хозяйства в 1933 г. родилась инструкция «О тарификации номеров и коек в гостиницах», содержавшая перечень обязательных удобств, предоставляемых в гостиницах. Один из пунктов инструкции описывал необходимую меблировку номера: кровать с постельными принадлежностями, стол, два стула, графин, стакан, пепельница, плевательница, тумбочка, вешалка, зеркало, потолочная и настольная лампы и чернильный прибор. При отсутствии общей умывальной комнаты предусматривалось наличие умывальника в номерах, температура в которых не должна была опускаться ниже 16 градусов по Цельсию В 1936 году по отчетам в РСФСР было 287 гостиниц, из них Москва - 14 Ленинград - 7 Воронеж - 2 Курск - 1 (Курская область - 4) Ростов-на-Дону - 5 Астрахань - 4 Во многих городах в гостиницах проживало больше постоянных жильцов, чем временных. К примеру, в Курске функционировали всего две гостиницы на 115 номеров, 101 из которых был занят постоянными жильцами. В Саратове постоянные жильцы занимали 101 номер из 136, в Перми — 135 из 160, в Новосибирске — 191 из 251, в Челябинске — 128 из 168, в Хабаровске — 111 из 119. В Москве в четырех действовавших гостиницах («Балчуг», «Первомайская», «Союзная», «Советская») из 334 номеров постоянными жильцами были заняты 311. В результате такой политики 42 командировочные зачастую не могли разместиться в гостиницах. Бронирование номеров учреждениями и советами лишь обостряло нехватку гостиниц, так как часто забронированные номера пустовали. К 1941 г. гостиницы были построены в 669 городах СССР из 1241. В РСФСР на 1 января 1941 г. было 346 гостиниц вместимостью 31 329 мест, а в СССР — 793 (64 тыс. мест). Но в целом к 1941 г. на 1 тыс. жителей городов было только 0,92 места в гостиницах Тема 6.2. Жилищная политика в городском хозяйстве Жилищная политика — проводимая органами государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на обеспечение нуждающихся жильем. Потребность в жилищной политике возникла в XIX веке в связи с промышленной революцией. Высокие темпы урбанизации, приток сельских жителей в города вызвали огромный спрос на жилище в них. Характерной чертой крупных городов стала жилищная нужда, превращавшаяся нередко в настоящее социальное бедствие. И в настоящее время в странах Африки, Латинской Америки, Азии более трети населения живёт в трущобах без водоснабжения, канализации и электричества. На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани — 53 %, в Дортмунде — 41 %, в Дюссельдорфе — 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау — 33 %, в Мюнхене — 29 %, в Кельне — 27 %, в Берлине — 22 % рабочих. Были перена­селены были 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчи­на, 43 работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Все это побуждало городские власти предпринимать меры по решению жилищного вопроса. В Париже первый комплекс недорогого муниципального жилья под названием «Город Наполеона» появился в 1851 году. В Великобритании в 60-90-х годах XIX века был принят ряд законов о реконструкции или сносе непригодных для проживания домов. Муниципалитеты сносили старые кварталы и строили новые дома, однако муниципальное строительство было незначительным. Строительством жилья для рабочих нача­ли заниматься фабриканты. Во Франции первыми стали обеспечивать своих рабочих семейными домами угольные шахты. В Вели­кобритании начало фабричному жилищному строительству положил владе­лец фабрики по производству мыла Левер, который в 1887 году перенес своё предприятие в окрестности Ливерпуля и построил для рабочих «образцовую дерев­ню» из коттеджей Методические материалы Задача 6. Снимать или покупать? Рассчитайте годовые издержки, связанные с арендой и домовладением, при следующем наборе допущений:  Рыночная процентная ставка равна 15% при получении ипотечного кредита в банке и 10% по депозитам  Стоимость типичной квартиры на рынке 1 млн. рублей  Издержки на обслуживание составляют 5% от его цены в год для арендуемой квартиры и 2% в год для дома, занимаемого владельцами  Норма амортизации 1% в год А) Сколько будет стоить аренда в подобной квартире? При каком значении арендной платы выгодно купить квартиру, а при каких ее снимать? 44 Б) При какой накопленной сумме денег лучше всего взять ипотечный кредит? Решение № 6. А) Аренда  1 млн. * (0.01  0.05  0.01)  70 тыс. рублей в год (при наличии совершенной конкуренции между арендодателями) Б) Пусть Х – размер ипотечного кредита, тогда 70  1000  X * 0.01  Х * 0.15  0.02  0.01 , откуда Х  750 . При накоплениях, равных 250 тысяч рублей, можно, при этих условиях, взять ипотечный кредит Задача 7. Предположим, вы собираетесь приобрести право на эксплуатацию пиццерии. Франшиза предполагает неизменность качества пиццы и фиксированную цену продажи. Компания-франчайзер, поделила ваш регион на два района равного размера: H - это район, где живут лица с высокими доходам, а L – район жителей с низкими доходами. Допустим, что эластичность спроса на пиццу в зависимости от дохода равна нулю. Эластичность спроса на землю в зависимости от дохода равна 1,0. Ваша цель - добиться максимизации прибыли А) Какую из франшиз вы выберите? Б) Как измениться ответ на вопрос, если эластичность спроса по доходу составит 1,5? Решение задачи 7 А) Нужно открыть пиццерию в бедном районе Б) Возможно, и в богатом районе, это зависит от того, какую долю в структуре издержек занимают расходы на аренду земли. 45 Раздел 6. Проблемы государственного регулирования пользования городскими дорогами. Общественный транспорт Тема 6.1. Городской транспорт: автомобили и дороги. Важную роль в соревновании между поездом и автобусом играет политика РЖД. Традиционный подход "лежать" или "сидеть" работает все меньше. Сегодня в "Ласточках" и "Сапсанах" сидят, передвигаясь в пространстве со средней скоростью 90-100 км.в час и платя за это дело 1,5-2 рубля за километр. В результате РЖД получает значительную прибыль за счет пассажирских перевозок и распространяет это дело (например скоростной сидячий "Астрахань-Волгоград"). Не удивлюсь, если скоро запустят какую-нибудь "Ласточку" по маршруту Курск-Воронеж. Однако, железные дороги у нас построены достаточно дурацким способом и перестраивать их государство не собирается. Примерами являются отсутствие прямого ж/д сообщения между Воронежем-Волгоградом, Воронежем-Саратовым, Волгоградом-Астраханью и другими городамиоколомиллионниками. У путешествующего возникает дилемма - либо кругалями ехать поездом, либо автобусом напрямик. Выбор "напрямик" и создает спрос на межгородские пассажирские автобусные перевозки. Качество автомобильных дорог в России медленно, но улучшается. Спрос еще сильнее сдвигается в пользу автобуса, результатом является сокращение времени в пути (года три-четыре назад старенький автобус из Курска до Воронежа шел 4,5-5,5 часов, сегодня маршрутка едет 3,5-4 часа) и увеличение стоимости проезда (автобус сегодня стоит в среднем 2 рубля за километр и опережает по цене ту же "Ласточку"). В этот бизнес пришли частники, они покупают новые автобусы, получают лицензии на обслуживание маршрутов, платят автостанциям за парковку и т.д. В принципе это неплохо, однако существует целый ряд "но": 46 1. Развитие коммерческих маршрутов происходит при закрытии маршрутов традиционных. Возьмем тот же маршрут "Курск-Воронеж". Теперь в Тим маршрутка не заходит, льгот на ней нет, как тому же пенсионеру добраться до Курска? Да и цена "кусается". Это неправильно, развивайте коммерческие рейсы, кто спорит, но оставьте хотя бы два обычных, медленных и дешевых, рейса. Хорошо, хотя бы один оставьте. Дайте возможность бедным людям передвигаться в пространстве. 2. Пренебрежение "коммерсантами" правами потребителя. Я думаю, что читатель не будет спорить, что межгородские автобусные перевозки сопряжены с большим риском и большей зависимостью пассажира от водителя по сравнению с перевозками внутригородскими. Соответственно и уровень требований к организации данных перевозок должен быть выше! А по факту он ниже: - нигде в автобусах-маршрутках нет цен - сколько стоит проехать от места А до места Б. - нигде не указано расписания: где останавливается, сколько стоит автобус на той или иной автостанции. - нигде не указаны даже данные о водителях, кто меня везет, на кого жаловаться в случае чего, не говоря уже о телефонах экстренных служб - автостанции, получая от коммерсантов роялти, не отслеживают наличие "левых" безбилетных пассажиров, результатом является переполнение, "стоячие" пассажиры и другие неудобства (похоже на этим следит только ГИБДД, но это не совсем их функции вообще-то) 3. Отсутствие четкого контроля за техническим состоянием автотранспортного средства. Я понимаю, что кто-то за это отвечает и даже не буду ссылаться на недавние громкие аварии в Чечне, Красноярске, Новосибирске и Татарстане. Приведу два примера. Первый - традиционно неработающая дверь в межгородских маршрутках и просьбы водителя "захлопнуть хорошенько". Второй - система кондиционирования, работающая на распространение инфекций. В больших автобусах летом 47 обязательно работает сплит-система, но ее годами никто не чистит. В результате все зловредные микробы размножаются в благоприятном для них "климате" и с успехом попадают в организм пассажиров. И это касается не только маршрута "Воронеж-Астрахань", это обычное дело. Хотите уберечься - одевайте антигрипозные маски 4. Отбор и квалификация самих водителей, это отдельный вопрос 5. Монополизм перевозчиков. Коммерсантам он выгоден (рейс ВоронежКурск-Воронеж приносит при 90% загруженности 16 тыс. рублей в день), контроллерам выгоден тоже (с ними, возможно, делятся немного, да и голова теперь не болит насчет содержания автобусного парка, загруженности автостанций и т.д.). Не выгоден монополизм потребителям, дороговато он нам обходится Если эти "но" не начинать устранять сегодня, то завтра они будут еще значительнее, так как с возрастом ничего не улучшается. Это касается как автотранспортных средств, так и самих дорог, автостанций, водителей и контролирующих органов Тема 6.2. Городской общественный транспорт Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транспорт, доступный использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспортa обычно предоставляются за определённую плату. Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос). Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы. 48 В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома). Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные и экскурсионные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажиров по регулярным маршрутам. Виды общественного транспорта (в узком толковании): Гужевые безрельсовые повозки (в настоящее время редкость) (дилижанс, пролётка, почтовая карета, карета, кэб) Автобусы, в том числе: Обычный автобус — оснащён двигателем внутреннего сгорания Электробус — оснащён электрическим двигателем, с питанием от аккумуляторных батарей Гиробус/Жиробус — похож на электробус, но энергия сохраняется в движущемся маховике, на стоянке раскручиваемым встроенным двигателем. В настоящее время нет сведений о работе на маршрутах. Троллейбус — оснащён электрическим двигателем с постоянным питанием от контактной сети. В Западной Европе считается подвидом автобуса. Дуобус — обычный автобус + троллейбус Несамоходные прицепы к автобусам (например в Швейцарии, а в России запрещены из-за якобы повышенной опасности травматизма пассажиров в них при авариях). Следует отличать их от прицепов, являющихся частью сочленённых автобусов Транслёр также считается отдельным видом транспорта юридически. Поезда на шинном ходу (например, в Парижском метрополитене) — несмотря на сходство с автобусом, эти транспортные средства являются 49 поездами по причине непривычного габарита и жёстко установленного пути следования по жёлобам. Поезда (вагоны с локомотивом либо моторвагонные, также разные промежуточные формы (например локомотив с моторными и обычными вагонами)). К поездам также юридически относятся автомобили на железнодорожном ходу (в России таковые не используются в качестве общественного транспорта). Также фактически поездами являются трамваи и фуникулёры, однако в России юридически ими не являются, поэтому будут рассмотрены в отдельных абзацах). Поезда различаются друг от друга сильно, самые важные параметры: 50 Дополнительные источники информации по дисциплине О’Салливан А. Экономика города. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 706 с. Combes Pierre Philippe, Mayer Thierry, Thisse Jacques-Francois Economic Geography. Reintergration of regions and Nations // Princeton University Press. 2008. Chapter 5. Gravity and trade cost в) Интернет-ресурсы: 1. ЭБС http://znanium.com 2. E-learning курс «Микроэкономика для бизнес-администрирования: http://www.intuit.ru/studies/courses/3516/758/info 3. E-learning курс «Микроэкономика для государственного администрирования: http://www.intuit.ru/studies/courses/3495/737/info 4. E-learning курс «Макроэкономика»: http://www.intuit.ru/studies/courses/3503/745/info 5. E-learning курс «История экономических учений»: http://www.intuit.ru/studies/courses/3550/792/info 6. Материалы блога «Курск и его окрестности» ТЭГ «Экономика города»: http://klikunovnd.livejournal.com/tag/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE %D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D1%80 %D0%BE%D0%B4%D0%B0 7. http://klikunovnd.livejournal.com/?tag=%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B E%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B3%D0%BE%D1%8 0%D0%BE%D0%B4%D0%B0 Библиографические ссылки: 51 О Томасе Мальтусе: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82% D1%83%D1%81,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81 О Чарлзе Дарвине: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0% B8%D0%BD,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B7 О Карле Марксе: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1 %81,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB Об Адаме Смите: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%82,_%D0 %90%D0%B4%D0%B0%D0%BC О Бернарде де Мандевиле: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0 %B5%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0 %BD%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%B4%D0%B5 О Франсуа Кенэ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BD%D1%8D,_%D 0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0 Об Уильяме Гарвее: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0% B5%D0%B9,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC Об Иоганне фон Тюнене: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D0 %BD,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D1%84% D0%BE%D0%BD Об Вильгельме Лаунхардте: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%83%D0%BD%D1 %85%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%82,_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1 %8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC 52 О Вальтере Кристаллере: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1% 82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80,_%D0%92%D0%B0%D0% BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80 О Гарольде Хотеллинге: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0% BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0 %BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4 О Давиде Рикардо: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1 %80%D0%B4%D0%BE,_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4 Видеолекции: 8. Лекция Татьяны Михайловой по пространственной экономике: http://www.youtube.com/watch?v=efo9kEbaklQ 9. Часть 1. Факторы экономического развития территорий // http://www.youtube.com/watch?v=gcdBk6qoGW0 10.Часть 2. Экспортоориентированный механизм расширения внутреннего рынка // http://www.youtube.com/watch?v=l0av9cb-wbQ 11.Часть 3. Рост экономики города // http://www.youtube.com/watch?v=s4Xim-GiVQY 12. Часть 3. Критика меркантилизма // http://www.youtube.com/watch?v=3kxpOZlotvc
«Экономика города» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot