Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре

  • 👀 271 просмотр
  • 📌 193 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре» docx
Лекция № 7. Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре На лекции рассматриваются следующие вопросы: • Педагогические методы контроля. • Тестирование уровня здоровья, функционального состояния и физической подготовленности занимающихся. Интерпретация результатов. Широко распространенными методами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию являются: 1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии(хронометражное наблюдение); 2) определение физической нагрузки во время занятия(пульсометрия); 3) контрольные испытания(тестирование); 4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.   1). Хронометражное наблюдение   Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую и двигательную (моторную) плотность занятия. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия к его общей продолжительности. Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы, могут быть полностью или лишь частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся. При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50 %.   2). Определение физической нагрузки во время занятия( пульсометрия)   Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из занимающихся средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пуль подсчитывают в течение 10 сек и умножают на 6 с тем, чтобы установить количество ударов в минуту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали - частоту сердечных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе.   3). Контрольные испытания (тестирование)   В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности студентов. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств студентов. В практике физического воспитания в различных образовательных учебных заведениях используются тесты, предусмотренные программами данных заведений. Также, практически для всех возрастных категорий населения, разработаны тесты физической подготовленности ВФСК"Готов к труду и обороне". Для того чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и тоже время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце – как фиксирующие изменения за прошедший учебный год. 4). Педагогические наблюдения и анализ занятия   Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач. Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.). • Тестирование уровня здоровья • Диагностика уровня функционального состояния • Пульс (ЧСС). Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно - сосудистой системы. В норме (Синяков А.Ф., 1987) у взрослого нетренированного человека частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется в пределах 60-69 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя. У женщин пульс чаще на 7-10 ударов в минуту, чем у мужчин того же возраста. У детей частота пульса значительно больше, чем у взрослых, так у новорожденных – в среднем 140 ударов в минуту, у детей до года – 120, в возрасте 2 года – 110, 5 лет -100 ударов в минуту. С возрастом ЧСС у них снижается. • Основные показатели ЧСС • ЧСС в покое у нетренированных людей составляет 70-80 уд/мин. По мере увеличения уровня аэробных способностей ЧСС покоя значительно снижается. У женщин ЧСС покоя на 10 ударов выше, чем у мужчин того же возраста. ЧСС покоя обычно подсчитывается утром перед подъёмом с постели, чтобы гарантировать точность ежедневного измерения. • Максимальная частота сердечных сокращений (ЧССмакс) - это максимальное количество сокращений, которое сердце может совершить в течение I минуты. После 20 лет ЧССмакс начинает постепенно снижаться - примерно на 1 удар в год. ЧССмакс - индивидуальный показатель и высчитывается по формуле: • ЧССмакс= 220 - возраст (1) • В практике используются несколько способов оценки ЧСС: • а) максимальная величина ЧСС определяется вычитанием из условного числа «220» цифры, определяющей возраст занимающегося, например: • 220 – 35 = 185 (уд/мин) (2) • б) определение диапазона ЧСС для конкретного уровня интенсивности работы: максимальная ЧСС умножается на абсолютное значение интенсивности (65 : 100 = 0,65 – избранный уровень), а затем на коэффициент 1,1. Например: • ЧСС макс 185 х 0,65 = 120,25; (3) • 120,25 х 1,1 = 132 (уд/мин) – граница интенсивности нагрузки (4) • в) «формула Карвонена» (разработана финским учёным Карвоненом (Karvonen J., 1992) включает два предыдущих показателя ЧСС в покое. Например: 220 – 35 – 75 (покой) = 110 • 110 х 0,65 = 71,5 (5) • 71,5 + 75 = 146,5 уд/мин (6) • Средние нормативные показатели максимальной ЧСС для людей разного возраста представлены в табл. 4. • Таблица 4 • Возрастные зоны показателей ЧСС (критической) (Karvonen J., 1992) №№ п/п Возраст (лет) % от максимальной ЧСС 50% 60% 70% 80% 90% 1 20 100 120 140 170 200 2 25 97 117 137 166 195 3 30 95 114 133 162 190 4 40 90 108 126 153 180 5 50 85 102 119 145 170 6 60 80 96 112 136 160 7 70 75 90 105 128 150
«Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot