Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 7. Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре
На лекции рассматриваются следующие вопросы:
• Педагогические методы контроля.
• Тестирование уровня здоровья, функционального состояния и физической подготовленности занимающихся. Интерпретация результатов.
Широко распространенными методами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию являются:
1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии(хронометражное наблюдение);
2) определение физической нагрузки во время занятия(пульсометрия);
3) контрольные испытания(тестирование);
4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.
1). Хронометражное наблюдение
Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую и двигательную (моторную) плотность занятия.
Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия.
Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия к его общей продолжительности.
Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы, могут быть полностью или лишь частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся.
При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50 %.
2). Определение физической нагрузки во время занятия( пульсометрия)
Физическую нагрузку можно измерять различными способами, но наиболее доступным из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса. На занятии у одного из занимающихся средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пуль подсчитывают в течение 10 сек и умножают на 6 с тем, чтобы установить количество ударов в минуту. По окончании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали - частоту сердечных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе.
3). Контрольные испытания (тестирование)
В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности студентов. Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств студентов.
В практике физического воспитания в различных образовательных учебных заведениях используются тесты, предусмотренные программами данных заведений. Также, практически для всех возрастных категорий населения, разработаны тесты физической подготовленности ВФСК"Готов к труду и обороне".
Для того чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и тоже время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности студентов в дни тестирования не имел существенных отличий. В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце – как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.
4). Педагогические наблюдения и анализ занятия
Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).
• Тестирование уровня здоровья
• Диагностика уровня функционального состояния
• Пульс (ЧСС). Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно - сосудистой системы. В норме (Синяков А.Ф., 1987) у взрослого нетренированного человека частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется в пределах 60-69 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше, чем стоя. У женщин пульс чаще на 7-10 ударов в минуту, чем у мужчин того же возраста. У детей частота пульса значительно больше, чем у взрослых, так у новорожденных – в среднем 140 ударов в минуту, у детей до года – 120, в возрасте 2 года – 110, 5 лет -100 ударов в минуту. С возрастом ЧСС у них снижается.
• Основные показатели ЧСС
• ЧСС в покое у нетренированных людей составляет 70-80 уд/мин. По мере увеличения уровня аэробных способностей ЧСС покоя значительно снижается. У женщин ЧСС покоя на 10 ударов выше, чем у мужчин того же возраста. ЧСС покоя обычно подсчитывается утром перед подъёмом с постели, чтобы гарантировать точность ежедневного измерения.
• Максимальная частота сердечных сокращений (ЧССмакс) - это максимальное количество сокращений, которое сердце может совершить в течение I минуты. После 20 лет ЧССмакс начинает постепенно снижаться - примерно на 1 удар в год. ЧССмакс - индивидуальный показатель и высчитывается по формуле:
• ЧССмакс= 220 - возраст (1)
• В практике используются несколько способов оценки ЧСС:
• а) максимальная величина ЧСС определяется вычитанием из условного числа «220» цифры, определяющей возраст занимающегося, например:
• 220 – 35 = 185 (уд/мин) (2)
• б) определение диапазона ЧСС для конкретного уровня интенсивности работы: максимальная ЧСС умножается на абсолютное значение интенсивности (65 : 100 = 0,65 – избранный уровень), а затем на коэффициент 1,1. Например:
• ЧСС макс 185 х 0,65 = 120,25; (3)
• 120,25 х 1,1 = 132 (уд/мин) – граница интенсивности нагрузки (4)
• в) «формула Карвонена» (разработана финским учёным Карвоненом (Karvonen J., 1992) включает два предыдущих показателя ЧСС в покое. Например: 220 – 35 – 75 (покой) = 110
• 110 х 0,65 = 71,5 (5)
• 71,5 + 75 = 146,5 уд/мин (6)
• Средние нормативные показатели максимальной ЧСС для людей разного возраста представлены в табл. 4.
• Таблица 4
• Возрастные зоны показателей ЧСС (критической) (Karvonen J., 1992)
№№
п/п
Возраст
(лет)
% от максимальной ЧСС
50%
60%
70%
80%
90%
1
20
100
120
140
170
200
2
25
97
117
137
166
195
3
30
95
114
133
162
190
4
40
90
108
126
153
180
5
50
85
102
119
145
170
6
60
80
96
112
136
160
7
70
75
90
105
128
150