Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Контрольные упражнения и тесты, характеризующие общий оздоровительный эффект основных физкультурных занятий взрослого населения. Диагностические комплексные системы. Показатели и цель использования. Тесты и система оценки физической подготовленности.

  • 👀 412 просмотров
  • 📌 367 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Контрольные упражнения и тесты, характеризующие общий оздоровительный эффект основных физкультурных занятий взрослого населения. Диагностические комплексные системы. Показатели и цель использования. Тесты и система оценки физической подготовленности.» docx
Лекция № 10. Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре На лекции рассматриваются следующие вопросы: • Контрольные упражнения и тесты, характеризующие общий оздоровительный эффект основных физкультурных занятий взрослого населения • Диагностические комплексные системы • Показатели и цель использования • Тесты и система оценки физической подготовленности. Контрольные упражнения и тесты, характеризующие общий оздоровительный эффект основных физкультурных занятий взрослого населения. Контроль физической подготовленности занимающихся проводится в це­лях количественной оценки выносливости, силы, гибкости, быстроты, ко­ординационных способностей. Специфика развития выносливости в том или ином виде физкультурно-спортивной активности обу­словлена характером мышечной деятельности, что позволяет ее диффе­ренцировать на: общую и специальную; тренировочную и соревнователь­ную; локальную, региональную и глобальную; анаэробную алактатную, анаэробную лактатную, аэробную и смешанную; мышечную и вегетатив­ную; сенсорную и эмоциональную; статическую и динамическую; скоро­стную и силовую. Контроль выносливости проводится с использованием специфических и неспецифических тестов, позволяющих оценить ее с учетом специфики двигательной деятельности. Первые тесты связаны с выполнением физи­ческих нагрузок, отличающихся по координационной структуре от из­бранного студентами вида фитнеса. Как правило, это выполнение стан­дартных нагрузок на тредбане, педалирование на велоэргометре.1 Специфические тесты предусматривают работу, соответствующую по координационной структуре с избранным видом деятельности. Контроль специальной выносливости осуществляется с учетом факто­ров, определяющих работоспособность и развитие утомления в данном виде . В видах физкультурно-спортивной деятельности , связанных с аэробным характером энер­гообеспечения, информативными оказываются показатели максимального потребления О2, порога анаэробного обмена, сердечного выброса, а также показатели, характеризующие экономичность работы, подвижность и ус­тойчивость аэробной системы энергообеспечения. Для их оценки исполь­зуется высокоточное оборудование, разработанное германским произво­дителем «Jaeger», шведской фирмы «Sensor Medics», итальянской компанией «Cosmed» и др. Аэробную работоспособность принято оценивать по величине макси­мального потребления кислорода (МПК). При тестировании предлагаются физические нагрузки различной продолжительности с равномерной или ступенеобразно повышающейся мощностью работы, достигаемой путем увеличения скорости или угла наклона движущейся ленты требдана, до наступления явного утомления. При оценке МПК у испытуемых разного возраста и пола используют нормативные показатели. Диагностика уровня развития силы в разных видах фитнеса, напри­мер, в бодибилдинге, пауэрлифтинге, единоборствах и др., осуществля­ется при оценке максимальной силы, скоростной силы и скоростной выносливости в разных режимах работы мышц - динамическом, статиче­ском, с использованием специфических и неспецифических тестов. На­ряду с регистрацией абсолютных показателей учитываются и относи­тельные показатели, с учетом массы тела занимающегося. Условием объективности контроля является стандартизация режима работы мышц, исходных положений, углов сгибания в суставах, психологических уста­новок и мотивации . Уровень развития максимальной силы определяется при работе в ста­тическом режиме. Для этого применяют механические и тензометрические динамографы и динамометры, позволяющие избирательно оценить максимальную силу разных групп мышц. Точность комплексной оценки силовых качеств повышается при рабо­те в изокинетическом режиме на диагностических комплексах типа «Cy- bex» или «Tehnogym». Они снабжены системой регулирования амплитуды и скорости движений, а также включают программы обработки анализи­руемых параметров и цифровые регистрирующие приборы. Эти комплек­сы позволяют регистрировать изометрическую и динамическую силу в любой точке движения, динамику проявления силы по полной амплитуде с различной угловой скоростью перемещения сегментов тела. Помимо этого определяется уровень развития силовой выносливости при много­кратном выполнении движений с разной скоростью. Уровень силы может быть определен при выполнении заданных движений в разных направле­ниях (сгибание - разгибание, приведение - отведение). При диагностике силы в разных частях движения используется поня­тие «кривая силы» - это результирующий момент относительно оси через сустав в соответствии с изменением угла сустава. При контроле скоростной силы пользуются градиентом силы, который определяется как отношение максимально проявляемой силы ко времени ее достижения или как время достижения максимального уровня мышеч­ной силы (абсолютный градиент) или заданного уровня силы, например 50, 75% от максимального уровня (относительный градиент). Уровень развития взрывной силы оценивается при относительно не­больших сопротивлениях - 40-50% от максимальной силы при продол­жительности работы до 50 мс. Скоростная сила может быть оценена при работе в изокинетическом режиме при высокой угловой скорости движе­ния. Здесь информативными оказываются величины относительного гра­диента силы - времени достижения 40-50% от максимального уровня мышечной силы. Силовая выносливость оценивается с помощью специфических силовых тренажерно - диагностических комплексов, напри­мер, пружинно-рычажных тренажеров с изменяющимся сопротивлением в разных фазах амплитуды двигательного цикла. Оценка силовой выносливости проводится разными способами:по продолжительности заданной стандартной работы;по суммарному объему работы, произведенной при выполнении программы теста;по показателю отношения импульса силы в конце работы к ее мак­симальному уровню. Скоростные способности определяются также с использо­ванием специфических и неспецифических тестов. Скрытый период про­стой двигательной реакции, скорость простого одиночного движения, час­тота движений определяются с использованием неспецифических тестов. Сложные проявления скоростных способностей оцениваются с использованием специфических тестов, отражающих структуру основного двигательного действия, характерного для избранного вида физкультурно-спортивной активности. Наиболее информативным показателем скорости одиночного движе­ния является время выполнения специфических движений. Например, уда­ра в боксе или время моторного компонента стартовой реакции. Контроль частоты движений основан на определении количества дви­жений в единицу времени. При тестировании по этому показателю нужно учитывать следующие положения: параметры простой неспецифической реакции на различные раздра­жители, регистрируемые в неодинаковых условиях, эквивалентны. Занимающиеся , показывающие более высокие результаты в одной ситуа­ции, оказываются более быстрыми и во всех других; параметры простой специфической реакции мало взаимосвязаны, так как уровень освоенности движений, последующих за латентным пе­риодом реакции, оказывает влияние на время реакции. Например, спортсмен, побеждающий в спринтерском беге, может показывать не высокие результаты в спринтерских забегах на коньках; низкая связь между параметрами времени простой и сложной реакции, элементарными и комплексными формами проявления быстроты. В диагностике комплексных форм проявления скоростных качеств, программы тестов должны соотноситься с режимом скоростной работы - ациклическим, стартовым разгоном, дистанционным. Информативность тестирования обеспечивается состоянием спортсменов в момент испыта­ний. Они должны проявлять высокую работоспособность, без при­знаков развивающегося утомления. Оптимальное время, в течение кото­рого возможно выполнение работы максимальной интенсивности, не превышает 15-20 с. В видах фитнеса циклического характера регистрируют максимальную скорость, которую занимающийся может развить на коротком отрезке дистанции. Она принимается за абсолютную и служит обобщенным показателем скоро­стных способностей. Абсолютная скорость может оцениваться и по расстоя­нию, которое студент пробегает за заданное время, например, за 10 с. В каждом виде фитнеса имеет место своя специфика в системе кон­троля скоростных качеств. В скоростно-силовых видах регистрируют ско­рость вылета общего центра тяжести (ОЦТ); начальную скорость вылета снаряда. В единоборствах регистрируют время выполнения отдельных приемов - ударов, бросков, число действий, выполняемых студентом в единицу времени. Для получения системной картины тестирование скоростных способ­ностей дополняется оценкой следующих психофизических показателей: биопотенциалов мышц (ЭМГ) с регистрацией амплитуды и частоты; латентного времени напряжения и латентного времени расслабления мышц на заданный сигнал; максимальной частоты движений в теппинг-тесте (количества дви­жений малой амплитуды за 10 с); параметров физиологического тремора с регистрацией амплитуды и частоты; биопотенциалов мозга - амплитуды и частоты. Важное, значение для определения скоростного потенциала занимающихся фитнесом имеет контроль соотношения быстро и медленно сокращающихся волокон в структуре мышц, несущих основную нагрузку в избранном виде физкультурно-оздоровительной деятельности. Контроль координационных способностей направлен на комплексную оценку различных проявлений координации, а также на определение спо­собности занимающихся фитнесом к оценке и регуляции динамических и пространствен­но-временных параметров движений, их способности к сохранению рав­новесия, чувства ритма, способности к произвольному расслаблению мышц, координированности движений. Процедура оценки связана с использованием относительно стереотип­ных и вариативных упражнений. Первая группа предусматривает выпол­нение заранее известных упражнений. Здесь оценивается соответствие техники, демонстрируемой студентом, ее рациональной структуре, опре­деляется стабильность и вариативность двигательных навыков. Вторая группа связана с определением эффективности техники дви­жений, выполняемых в сложных и вариативных ситуациях. Оценивается точность двигательных реакций, рациональность отдельных движений и их сочетаний и пр. Комплексная интегральная оценка координационных способностей осуществляется по времени, затрачиваемому занимающихся фитнесом на освоение сложных двигательных действий. Контроль способности к оценке и регуляции динамических и про­странственно-временных параметров движений осуществляется на основе тестов, обеспечивающих повышенные требования к деятельности анали­заторов в отношении точности динамических и пространственно- временных параметров движений. При оценке способности занимающихся фитнесом к сохранению устойчивости позы регистрируют следующие показатели: время сохранения равновесия на одной ноге с различными положе­ниями и движениями рук, туловища и свободной руки; время сохранения равновесия в стойке на двух руках или на голове с различными положениями ног; время сохранения равновесия, стоя или двигаясь с различной скоро­стью на ограниченной опоре, например, на гимнастическом бревне. Для оценки устойчивости равновесия используются показатели, ха­рактеризующие особенности проявления этого качества в избранном виде фитнеса. Контроль чувства ритма осуществляется с использованием методов кинематогрфии, видеомагнитоскопии, динамометрии, гониометрии, по­зволяющие регистрировать колебания ОЦТ, угловых перемещений в сус­тавах, усилий при опорных взаимодействиях, продолжительность опорной и безопорной и полетной фазы в беге. Здесь оценивается способность занимающихся фитнесом к точному воспроизведению динамических и кинематических па­раметров движений. При контроле способности студентов к ориентированию в пространстве предлагаются двигательные тесты, требующие оперативной оценки сло­жившейся ситуации и реакции на нее рациональными действиями. Задания выполняются в усложненных условиях - при дефиците или ограничении времени, пространства, недостаточной или избыточной информации. Для оценки способности занимающихся фитнесом к ориентированию в пространстве применяют двигательные тесты, требующие оперативной оценки сложив­шейся ситуации и реакции на нее рациональными движениями. Например, прохождение заданного расстояния с закрытыми глазами или выполнение упражнения на изокинетических силовых тренажерах со строго заданны­ми усилиями и оперативным контролем за результатом. С целью контроля способности к расслаблению мышц проводят ис­следования мышц, несущих основную нагрузку. Регистрируются биопо­тенциалы мышц (ЭМГ), определяется латентное время расслабления (ЛВР) после их напряжения. В основе диагностики координированности занимающихся фитнесом лежат различ­ные сложные и неожиданно возникающие задания, требующие быстрого реагирования и формирования рациональной структуры движений для достижения цели. Например, координированность людей, занимаю­щихся плаванием, оценивается по их способности варьировать различные параметры движений (темп и «шаг» гребков, соотношения между разными фазами цикла движений рук и ног, величины развиваемых усилий) при поддержании заданной скорости движений. Этот вид контроля позволяет оценить умение занимающихся фитнесом увязывать динамические и пространственно- временные параметры движений с функциональными возможностями ор­ганизма. Его результаты позволяют более рационально подбирать средст­ва и методы развития координации, их целесообразном планировании и фитнес - программах. Контроль гибкости направлен на определение способности студентов выполнять движения с большой амплитудой за счет активности скелетных мышц. Пассивная гибкость характеризуется амплитудой движений, дости­гаемой при использовании внешних сил, например, оказываемой помощи партнером, использованием отягощений, блочных устройств. параметры пассивной гибкости выше показателей активной гибкости. Разница между активной и пассивной гибкостью отражает величину резерва для развития активной гибкости. Поскольку гибкость зависит не только от анатомиче­ских особенностей суставов, но и от состояния мышечного аппарата сту­дентов, в процессе контроля определяется дефицит активной гибкости как разница величин активной и пассивной гибкости. Для диагностики подвижности суставов проводят угловые и линейные измерения. Максимальная амплитуда движений регистрируется с помо­щью разных методов - гониометрического, оптического и рентгеногра­фического. Гониометрический метод предусматривает использование механиче­ского или электрического угломера-гониометра, связанный с потенцио­метром. При определении амплитуды движений ножки гониометра фик­сируются на продольных осях сегментов, образующих сустав. Оптический метод связан с видеоргистрацией движений занимающихся, на суставных точках тела которого закреплены маркеры. Обработка резуль­татов измерения положения маркеров позволяет определить амплитуду движений. Рентгенографический метод применяется в случаях, когда необходимо определить анатомически допустимую амплитуду движений в суставе. Подвижность в суставах позвоночного столба определяют по степени наклона туловища вперед. Человек становится на скамью и наклоняется до предела вперед, не сгибая ног в коленных суставах. Подвижность в суставах определяется по расстоянию от края скамьи до средних пальцев рук. Если пальцы оказываются выше края скамьи, то величина подвижно­сти недостаточная. Чем ниже пальцы рук, тем выше подвижность в суста­вах позвоночного столба. Подвижность позвоночного столба при боковых движениях определяют по разнице между расстоянием от пола, до среднего пальца руки при поло­жении в основной стойке и при наклоне до предела в сторону. Для измерения подвижности при разгибании позвоночника человек наклоняется назад до предела из исходного положения стоя, ноги шире плеч. Измеряется расстояние между шестым шейным и третьим пояснич­ным позвонками. При диагностике подвижности в плечевом суставе занимающийся фитнесом сидит на полу, выпрямив спину. Прямые ноги вытянуты вперед (в области колен прижаты к полу). Прямые руки вытянуты вперед на высоте плеч, ладоня­ми внутрь. Другой, стоя за спиной испытуемого, наклоняется к нему и, взяв за руки, отводит их максимально назад в строго горизонталь­ной плоскости. Обследуемый не должен сгибать спину, изменять положе­ние ладоней. Если его руки приблизятся одна к другой на расстояние 15 см без особого усилия со стороны помощника, значит занимающийся обладает средней гибкостью; если руки соприкоснутся или скрестятся, значит, ве­личина гибкости у него выше средней. Для определения подвижности в голеностопном суставе испытуемый садится на скамью, ноги вместе, выпрямлены в коленных суставах, затем сгибает стопу до предела. Если стопа составляет прямую линию с голенью (угол 180°), то гибкость оценивается выше средней: чем меньше этот угол, тем хуже подвижность в голеностопном суставе, например, ниже 160°. Подвижность может быть определена и в процессе выполнения базо­вых (сгибания, разгибания, приведения, отведения, ротации) и специаль­ных упражнений, направленных на развитие гибкости. Специфика этого вида фитнеса предъявляет определенные требования к выбору специальных упражнений. Например, в видах, связанных с различными единоборствами, информативными являются следующие тесты: угол наклона из седа; угол подъема ноги вперед и в сторону; расстояние от кисти до пятки опорной ноги при выполнении гимнастического моста на одной ноге, другая - вперед-вверх. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок и определяется суммарной подвижностью в суставах всего тела. Если же говорить о суставах, то правильнее будет определять их подвижность. Для определения гибкости и подвижности в суставах используется контрольное упражнение – наклон туловища вперёд (из положения стоя на платформе). И.П. - ст. ноги вместе, носки у края платформы, к которому приставлена линейка (см). Не сгибая ноги в коленных суставах, испытуемый наклоняется вперед, доставая пальцами до определённого сечения на линейке. Положение максимального наклона фиксируется в течение 2 секунд. Тест повторяется дважды, в качестве результата берется лучший (В.М. Зациорский, 1979 и методика НИИ ФК, 1990). Таблица 9 Оценка показателей Оценка 1 2 3 4 5 Уровень Плохой Ниже среднего Средний Хороший Отличный Гибкость(см) Меньше5 5-9 10-13 14-19 Больше19 Тест по Е. Егуновой И.п. – сед, левая нога прямая, правая согнута с опорой пяткой в бедро левой ноги (получится цифра 4); Правой рукой дотянуться до левой ступни; Тоже выполнить, поменяв положение ног. Таблица 10 Оценка результатов Оценка Для возраста 20-40 лет 41-60 лет Запястье коснулось пальцев ноги Хорошо Отлично Кончики пальцев коснулись пальцев ноги Средне Хорошо Пальцы дотянулись до щиколотки Достаточно Средне Пальцы достали до голени Плохо Достаточно Определение уровня физической подготовленности людей занимающихся оздоровительной физической культурой, вызывает определённые трудности в экспресс - диагностике. По рекомендациям Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова , контрольные упражнения должны выбираться относительно простые и по преимуществу не связанные с большими функциональными нагрузками общего воздействия. Кроме того, использование тестов для людей с отклонениями в состоянии здоровья невозможно. Определить уровень физической подготовленности по сумме оценок аэробной выносливости, мышечной силы, гибкости, быстроты и равновесия (в баллах) возможно по методике НИИ ФК (1990). Аэробная выносливость оценивается с коэффициентом 2, остальные – 1 (табл. 26). Таблица 26 Оценка показателей физической подготовленности (НИИ ФК, 1990) Оценка 1 2 3 4 5 Аэробная выносливость (относит. единицы) Более 15 11,0-15,0 6,1-11,0 4,1-6,0 0-4,0 Мышечная выносл. (кол-во раз) Меньше 25 26-29 30-35 36-39 Больше 40 Гибкость (см) Меньше 5 5-9 10-13 14-19 Больше 19 Быстрота (см) Больше 25 19-25 15-18 10-14 Меньше 10 Равновесие (сек) Меньше 5 5-10 11-19 20-25 Больше 25 Все результаты суммируются, и по таблице определяется уровень физической подготовленности (табл. 27). 6 – 9 баллов – плохая физическая подготовленность 10 – 16 баллов – ниже среднего 17 – 22 балла – средний уровень 23 – 28 баллов – хороший уровень 29 – 30 баллов – отличный уровень Таблица 27 Уровень физической подготовленности (по методике НИИ ФК, 1990) Уровень 1 2 3 4 5 Физическая подготовленность (баллы) 6-9 10-16 17-22 23-28 29-30 А э р о б н а я выносливость определялась с помощью сит – теста по методике НИИ ФК (патент № 1729485). И.п. – сидя на стуле, на счет 1 – о.с., возможно с опорой руками о бёдра; 2 – и.п. Упражнение выполнялось в течение 3 минут. В первом варианте частота движений составляет 20 цик/мин (в зависимости от массы тела). Во втором варианте частота движений увеличивается до 30 цик/мин. ЧСС измерялась: до нагрузки – в покое, сидя (ЧССпок), в конце первой нагрузки (ЧССнагр.1), в конце второй нагрузки (ЧССнагр.2), через 1 минуту после окончания нагрузки, сидя (ЧССвос): (ЧССпок + ЧССнагр.1 + ЧССвос - 200) : 10 (Гаврилов Д.Н., 1996) (29) М ы ш е ч н а я выносливость. Из и.п. – лёжа не спине, ноги зафиксированы на опоре, испытуемые выполняли поднимание туловища. Учитывалось количество раз за одну минуту (В.М. Зациорский, 1979 и НИИ ФК). Для определения г и б к о с т и т и и п о д в и ж н о с т и суставах использовалось контрольное упражнение – наклон туловища вперёд (из положения стоя на платформе). И.П. - ноги вместе, носки у края платформы, к которому приставлена линейка (см). Не сгибая ноги в коленных суставах, испытуемый наклоняется вперед, доставая пальцами до определённого сечения на линейке. Положение максимального наклона фиксируется в течение 2 секунд. Тест повторяется дважды, в качестве результата берется лучший (В.М. Зациорский, 1979). Оценка двигательных способностей проводилась с помощью физических упражнений. Для определения уровня быстроты двигательной реакции использовался тест «падающая линейка» по методике Ф. Бойкера (1976), (С.А. Душанин, Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, 1980). Для определения способности сохранять р а в н о в е с и е использовалась статометрическая проба Ромберга и методика И.В. Аулик (1977). Проба Ромберга: и.п. – стойка, ступни находятся одна за другой на одной линии так, чтобы большой палец одной ноги касался пятки другой, руки у испытуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. Время удержания равновесия определялось визуально и фиксировалось с помощью секундомера.
«Контрольные упражнения и тесты, характеризующие общий оздоровительный эффект основных физкультурных занятий взрослого населения. Диагностические комплексные системы. Показатели и цель использования. Тесты и система оценки физической подготовленности.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Хуббиев Ш. З., Баранова Т. И.
Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot