Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Значение спортивно-оздоровительного мониторинга

  • 👀 789 просмотров
  • 📌 722 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Значение спортивно-оздоровительного мониторинга» pdf
Лекция № 1 Тема: ОСНОВЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА 1. 2. 3. 4. 5. План лекции: Значение спортивно-оздоровительного мониторинга. Понятие о мониторинге. Основные этапы мониторинга. Цель, задачи и принципы спортивно-оздоровительного мониторинга. Методы спортивно-оздоровительного мониторинга. 1. ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Эффективность занятий физической культурой и спортом во многом определяется адекватностью физических нагрузок индивидуальным особенностям занимающихся, их функциональным возможностям и другим показателям. Только при такой адекватности может быть достигнут оздоровительный эффект, рост и стабильность спортивных результатов. Преподаватель по физической культуре и тренер должны постоянно помнить, что при неправильном выборе вида физической нагрузки, организации и методике проведения занятий возможны негативные изменения в состоянии здоровья занимающихся, поэтому преподаватель и тренер должны в совершенстве владеть комплексом знаний по медикобиологическим дисциплинам, т.е. иметь естественнонаучную базу знаний, умений и навыков. Постоянный мониторинг физического состояния особенно важен в современных условиях, когда к занятиям физической культурой и спортом привлекается все больше школьников и людей, ранее не занимавшихся спортом, вводится ранняя спортивная специализация, физической культурой занимаются люди зрелого и пожилого возраста с различным уровнем здоровья и двигательной подготовленности. Тренировки спортсменов сопряжены с предельным психоэмоциональным и физическим напряжением, с форсированной подготовкой, с удлинением соревновательного сезона. В этих условиях постоянный мониторинг физического развития, физической подготовленности и физического состояния - необходимое условие безопасности, эффективности занятий физической культурой и спортом. В последние десятилетия спортивно-оздоровительный мониторинг в процессе занятий физической культурой и спортом приобрел высокую значимость. Причина этого – ухудшение в среднем показателей здоровья населения, «омоложение» многих заболеваний, возросшие нагрузки в спорте высших достижений, приближение спортивных рекордов к пределу человеческих возможностей, а также общая тенденция к стремлению сохранить здоровье и высокую работоспособность как можно дольше в онтогенезе. Мониторинг функционального состояния осуществляется в рамках врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья в процессе совместной деятельности тренера и спортивного врача. Часто в этом процессе совместно с врачом участвует комплексная научная группа, особенно в спорте высших достижений. 2. ПОНЯТИЕ О МОНИТОРИНГЕ Мониторинг (от лат. monitor - тот, кто напоминает, предупреждает , надсмотрщик, надзиратель). Мониторинг – технологический процесс, основной задачей которого является 1 наблюдение, оценка и прогноз состояния некого биологического объекта с целью рационального на него воздействия. Мониторинг – процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля за характером предстоящих событий, предупреждение негативных тенденций развития. Мониторинг имеет проблемно-целевую направленность, т.е. основан на анализе основных болевых точек и проблем (территории в целом, социальных групп и личности), поиске нестандартных способов и путей их решения. Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций. Различают мониторинг параметров и мониторинг состояния объекта. Мониторинг параметров - это наблюдение, за какими либо параметрами. Результат мониторинга параметров представляет собой совокупность измеренных значений параметров, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения параметров существенно не изменяются. Мониторинг состояния - наблюдение за состоянием объекта для определения и предсказания момента перехода в предельное состояние. Результат мониторинга состояния объекта представляет собой совокупность диагнозов составляющих его субъектов, получаемых на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых состояние объекта существенно не изменяется. Принципиальным отличием мониторинга состояния от мониторинга параметров является наличие интерпретатора измеренных параметров в терминах состояния - экспертной системы поддержки принятия решений о состоянии объекта и дальнейшем управлении. 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА Проведение мониторинга предполагает выделение 5 основных этапов его организации: 1. Подготовительный. 2. Аналитико-диагностический. 3.Диагностико-прогностический. 4. Организационно-корректирующий. 5. Итоговый. На первом, подготовительном, этапе основными действиями (шагами) являются выявление проблемы, определение объекта и его типичных особенностей; постановка цели, целеполагание; установка сроков проведения; изучение литературы имеющегося по данной проблеме опыта; определение показателей измерений; подбор методик и инструментария проведения мониторинга. На втором, аналитико-диагностическом, этапе осуществляется сбор информации и ее анализ. Диагностика (с греч. - «способность распознавать») понимается как процесс постановки диагноза, то есть определения сущности и особенностей диагностируемого процесса или явления. Функциями диагностики являются информационная, оценочная, корректирующая. Виды диагностики: начальная (при постановке конкретных задач в начале какого-либо вида деятельности); текущая (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах); обобщающая (подведение итогов реализации конкретной задачи). Данный этап предполагает использование наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, контрольных срезов и др. Основные действия на третьем, диагностико-прогностическом этапе- диагноз состояния объекта и прогноз его дальнейшего развития. Диагноз состояния объекта строится на основе анализа с использованием специально подобранных методик. Диагностика быть оперативной и долговременной. Для проведения мониторинга особенно важна долговременная диагностика, которая рассматривает отклонения и недостатки в развитии объекта (учащийся, учитель). Под прогнозом, или научным предвидением, в педагогике 2 понимают специально организованную систему методов, направленных на получение опережающей информации об объекте исследования. В литературе рассматривают два вида прогнозирования: поисковое прогнозирование, которое направлено на выявление возможностей развития объекта (с учетом внешних условий); нормативное прогнозирование, определяющее оптимальные пути достижения будущего состояния объекта, его максимальную приближенность к норме (критериям). На четвертом, организационно-корректирующем, этапе основными действиями являются организация деятельности и корректирование, которые тесно взаимосвязаны. Организация деятельности предполагает определение и выбор оптимального сочетания разнообразных форм, видов, способов проведения корректирования, распределение задач между исполнителями. В ходе корректирования необходимо установление обратной связи в целях координации и регулирования процесса реализации мониторинга. Корректирование устранение причин отклонения объекта от нормы - включает в себя различные средства и методы психолого-педагогического воздействия. На данном этапе важным представляется сформировать информацию, полученную в результате аналитического этапа мониторинга, приемлемую для каждого участника воспитательно-образовательного процесса. На пятом, итоговом, этапе производится сравнение результата с нормой, критериями и его анализ. По итогам проведенной коррекционной работы уточняется уровень реальных достижений объекта мониторинга, который сопоставляется с нормативными показателями, устанавливаются причины отклонений, выдвигаются предположения о возможных затруднениях и способах педагогического воздействия. 4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Одним из наиболее важных разделов мониторинга при занятиях физической культуры и спорта является спортивно-оздоровительный мониторинг, который включает в себя мониторинг здоровья и мониторинг функциональной подготовленности. Спортивно-оздоровительного мониторинг – это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и функциональной подготовленности лиц, занимающихся ФКиС. Мониторинг здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом является важным и необходимым на конкретном временном отрезке, поскольку полученные данные являются основой для разработки системы мер и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, а также предупреждение, смягчение и нивелирование негативных последствий действия неадекватных физических нагрузок. Мониторинг функциональной подготовленности позволяет определить состояние готовности различных функциональных систем организма (ССС, дыхательной, ЦНС, вегетативной, нервно-мышечной) к выполнению физических нагрузок. Обследование проводится по перечню официально принятых и утвержденных показателей. Именно уровень кондиционной физической подготовленности с наибольшей мерой объективности отражает морфофункциональное состояние организма, определяющего потенциал здоровья. Цель мониторинга при занятиях массовой физической культурой – повышении уровня здоровья на основании рационального использования физических нагрузок. Цель мониторинга при занятиях спортом – сохранение здоровья и повышение эффективности тренировочного процесса. Задачами спортивно-оздоровительного мониторинга являются: 1. Исследование и оценка состояния здоровья, физического развития, 3 функционального состояния различных органов и систем для определения пригодности к занятиях спортом и различными формами оздоровительной физической культуры, выбора двигательного режима (в массовой физической культуре). 2. Осуществление регулярного наблюдения за занимающимися ФКиС с целью изучения влияния занятий на показатели здоровья, оценки переносимости и адекватности физических нагрузок, режима тренировок, соревнований. 3. Выявление факторов риска развития патологических состояний и факторов, лимитирующих достижение высоких результатов при занятиях спортом. 4. Определение уровня тренированности и резервных возможностей организма спортсмена с учетом этапа подготовки; 5. Решение вопроса о допуске к соревнованиям. 6. Своевременная коррекция учебно-тренировочного процесса 7. Назначение индивидуальных реабилитационных и восстановительных мероприятий с учетом выявленных особенностей здоровья, функционального состояния, показателей адаптации организма к нагрузкам. Основными принципами мониторинга являются 1. Комплексность - исследование различных систем организма, обеспечивающих адаптацию к мышечной деятельности. Например, нельзя только по состоянию сердечнососудистой системы оценить уровень готовности спортсмена к соревнованиям. 2. Соответствие виду занятий физической культурой, цели и задачам подготовки, квалификации, анатомо-физиологическим особенностям занимающегося (пол, возраст и т.д.). 3. Объективность – соответствие используемого метода или показателя оцениваемому качеству или свойству. 4.Принцип непрерывности- наблюдения должны осуществляться последовательно и регулярно. Необходим также контроль действий, по устранению ранее выявленных нарушений. 5. Принцип эффективности. Результаты мониторинга должны обеспечивать: ⋅ полноту выявления отклонений (фактического состояния от требуемого), ⋅ своевременность выявления таких отклонений, ⋅ установление причин отклонений, ⋅ помощь в разработке практических рекомендаций 6. Научность – использование научно обоснованных методов и технологий. 7. Законность – соблюдение правовых норм. Мониторинг здоровья и функциональной подготовленности при занятиях ФКиС проводится на основании: - постановления Правительства РФ от 2001 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» - приказа Минздравсоцразвития России от 2010 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». Организационно-структурными учреждениями, осуществляющими мониторинг здоровья и функциональной подготовленности лиц, занимающихся ФКиС являются: - медицинские кабинеты, которые находятся при общеобразовательных учебных заведениях, спортивных сооружения, в ДЮСШ, спортивных федерациях; - врачебно-физкультурный диспансер - центры здоровья. 5. МЕТОДЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА При осуществлении мониторинга могут использоваться инструментальные и неинструментальные методики. Кроме того, в настоящее время достаточно широко распространены сложные компьютерные технологии. 4 К основным методам спортивно-оздоровительного мониторинга относят: • Общие клинические методы (анамнез, соматоскопия, пальпация, перкуссия, аускультация) • Антропометрия • Методы оценки биологического возраста. • Лабораторные методы исследования. • Изучение генетических маркеров • Методы функциональной диагностики Результаты мониторинга обычно фиксируются письменно в виде протокола, компьютерной распечатки, занесения в личную карту, графика или таблицы и т.д. Можно провести разовый (срезовый) мониторинг, но чаще всего прослеживают изменение результатов в динамике, т.е. за какой-то временной интервал измеряют уровень показателей, сравнивают, оценивают степень и характер изменений. В тренировочном процессе спортсменов экстра-класса обычно используют постоянный регулярный мониторинг (1 раз в неделю) по некоторым показателям. Кроме того, 2-4 раза в год в физкультурном диспансере проводится углубленное медицинское обследование (УМО). Цель УМО - определение состояния здоровья и физического развития, функционального состояния, адаптации к физическим нагрузкам, выявление симптомов негативного изменения уровня здоровья, выявление предпатологии, перетренированности и т.д. В случае выявления указанных состояний принимаются соответствующие меры и спортсмен берется на контроль. Мониторинг обычно осуществляется по заранее разработанной программе и может быть индивидуальным и групповым. Индивидуальный мониторинг - это отслеживание параметров одного человека, сравнение полученных результатов в динамике или в возрастном аспекте. Обычно индивидуальный мониторинг проводится с целью оценки влияния и адекватности воздействия физической нагрузки. Групповой мониторинг - проводится на выборке людей достаточного объема (в зависимости от цели), объединенных одним полом, возрастом, уровнем физической подготовленности. Групповой мониторинг проводится с разными целями, например: • 1) Изучение возрастных закономерностей развития какого-либо показателя (рост, вес, ОГК, ЖЕЛ, уровень физической подготовленности и т.д., например, с 8 до 16 лет). • 2) Изучение уровня физической подготовленности и физического состояния данной конкретной группы (секция, класс, тренировочная группа, группа ОФП и т.д.) в динамике, т.е. в процессе занятий физической культурой и спортом. • 3) Изучение возрастных особенностей каких-либо показателей в различных возрастных группах населения (например, младший школьный возраст, дошкольники, пожилой возраст и т.д., согласно периодизации). Возрастные особенности могут также изучаться с позиции какой-либо категории населения (например, дети с нарушением зрения, слуха, речи, водители автотранспорта, балерины и т.д.). 5
«Значение спортивно-оздоровительного мониторинга» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot