Понимание феномена детства на различных этапах социального развития в рамках каждого отдельного общества существенно отличается, по-разному оценивается, что позволяет утверждать, что детство представляет собой не только период личностного развития, но и социокультурный феномен.
На протяжении исторического развития понимание детства, осознание процессов социальных взаимоотношений между обществом и подрастающим поколением изменилось от полного игнорирования особенностей данного периода в традиционной культуре до признания ребенка как главной ценности, главного социального актора на современном этапе развития глобального общества. Усиление процессов информатизации, демократизации, гуманизации приводят к изменению понимания роли детства как социокультурного феномена.
Признание детства как особого периода личностного развития и социокультурного феномена нашло свое отражение в международном и отечественном праве.
Особенности взаимосвязей между поколениями
В современной научной литературе выделяют три основные формы культуры, отражающие различное понимание феномена детства:
- постфигуративная, в которой ребенок учится, главным образом, у своих предков;
- конфигуративная, в которой ребенок учится преимущественно у своих сверстников;
- префигуративная, в которой взрослый учится у ребенка.
Особенности постфигуративной культуры
Постфигуративная культура характеризуется высокой степень устойчивости, стабильности, отсутствием быстрых, динамических изменений. Любые культурны трансформации протекают медленно и незаметно, а взрослые в процессе воспитания собственных детей не могут представить для них будущего, отличного от собственного прошлого. Прошлое родителей представляется оптимальной моделью для будущего детей.
Постфигуративная культура – культура, в которой взрослые не могут себе представить любых перемен, соответственно, передают детям ощущение неизбежной преемственности жизни.
Подобная система взаимоотношений зачастую приводит к возникновению конфликтов. В свою очередь, возникновение, усиление противоречий, и связанное с ним снижение эффективности прежних методов воспитания приводит к формированию конфигуративной культуры.
Особенности конфигуративной культуры
Конфигуративная культура – культура, в которой в качестве модели поведения воспринимается поведение сверстников. Становление данного вида культуры обусловлено утратой взрослым авторитета в глазах ребенка, обострением конфликтов между поколениями, утратой взаимосвязей между поколений, что вынуждает ребенка ориентироваться на модель поведения сверстника.
Конфигуративное общество, таким образом, представляет собой общество, в котором дедушки и бабушки либо полностью отсутствуют, либо же их авторитет крайне низок, а сами дети взрослеют вне влияния родителей, самостоятельно моделируют собственный стиль поведения, не опираясь на модели поведения взрослого.
Особенности префигуративной культуры
Формирование префигуративного общества осуществлюсь в 60-х годах минувшего столетия. Главной сущностной характеристикой данной культурной модели выступает высокая степень эсхатологичности, отсутствие веры в будущее из-за надинтенсификации процессов общественного развития. В ситуации многочисленных, онтологических трансформаций дети взрослеют в условиях, когда опыт, накопленный родителями, зачастую оказывается просто бесполезным. В подобной ситуации разница в способах, формах передачи культурных знаний, экзистенциального опыта осуществляется по принципу от детей к родителям, а не наоборот.
Таким образом, детство представляет собой особый, уникальный период в развитии личности, что обуславливает необходимость его всестороннего изучения как социокультурного феномена и оптимизации защиты на правовом уровне.