Универсалии культуры (от лат. universalis — общее) — это базовые значения, черты, способы миропостижения, которые обнаруживаются во всех культурах.
Определение понятия «универсалии»
Под культурными универсалиями в современной культурологии понимают нормы, ценности, традиции и свойства характерные для всех культур, при этом местонахождение культур не имеет значения, так же, как и исторический период их существования и социальное устройство их общества. Вопреки тому, что культуры содержат в себе множество различий, в них так же можно найти и некоторые общие характеристики. Термин «универсалии культуры» был заимствован из философии эпохи средневековья. Изначально под «универсалиями» понимали общие понятия такие как «земля», «небо», «дом». Вопрос о том каким образом появились эти универсальные понятие волновал людей еще с древних времен. Этот вопрос волнует исследователей и сегодня.
Концепция универсальной культурной модели Дж. Мердока
Американский антрополог Дж. Мердок предпринят попытку выработать теорию универсальной культурной модели. Дж. Мердок попытался разработать набор методов, которые позволил бы изучать культурно-обусловленное поведение человека. Данная методология была бы полезна главным образом для таких дисциплин как социология и антропология. Ученый сформировал специальную группу ученых и привлек различные институты для более качественного обоснования межкультурных сравнений.
Все многочисленные эксперименты, проведенные в данной области, стали стимулом для создания нового направления в антропологии. Мердок разработал формализованную запись, она стала основой изучения универсалий. Те элементы, которые были подвержены исследованию были зафиксированы с помощью этого метода. В 1967 году в свет вышел «Этнографический атлас», в нем были представлены наборы табулограмм по более чем 600 культурам.
Мердоку принадлежит ряд важных идей, например, теория универсальной культурной модели и эволюция систем родства. Ученый сумел определить примерно 60 универсалий, некоторые из них приведены ниже:
- производство орудий труда
- совместная трудовая деятельность
- украшение тела
- табу на кровосмесительные связи
- сексуальные границы
- танцы
- спортивная деятельность
- подарки
- гостеприимство
- язык
- образование
- религия и многие другие
По мнению ученого, формы родства обуславливаются экологическими обстоятельствами. Эти экологические условия помимо всего прочего являются определяющими факторами в условиях экономического разделения труда. Родственные организации в дальнейшем подверглись изменениям в зависимости от того, как изменялись внешние условия. Большинство своих исследований Мердок провел в Африке, его исследования сыграли большую роль в развитии культуры африканских народов.
Применение культурных универсалий
Известный американский социальный антрополог, исследователь культуры индейцев навахо Клайд Клакхон так же интересовался проблемами культурных универсалий. Как считал ученый, антропология сегодня содержит ряд противоречий. Британский этнограф и культурный антрополог А. Рэдклифф-Браун называл социальную антропологию «сравнительной социологией». Американские ученые так же концентрировали свое внимание на межкультурном подходе, некоторые антропологи даже призывали называть эту дисциплину «наукой наук». Объясняется это тем, что исследователи в своих работах выходят за пределы своей культуры. Настоящее сопоставление имеет место быть только в том случае, если выделены культурно связанные единицы.
Например, в лингвистике были открыты элементы, которые являются универсальными и весьма теоретически значимыми для других антропологических дисциплин. Другой пример это биологическая антропология, которая имеет дело с биологическим показателями человека. Биологические данные объединяются такими понятиями как «особь», «ребенок», «взрослый человек» и так далее. Глядя на весь научно-исторический процесс, можно обнаружить закономерность - прогресс зависит от выхода за пределы рациональности к абстрактным понятиям. Существуют неявные отношения и свойства феноменов, которые на первый взгляд кажутся изолированными друг от друга. Эту позицию в первую очередь следует принять антропологам, так как в науке должна присутствовать концепция в особенности, если мы говорим о понятных договоренностях внутри собственной культуры.
Культурные антропологи главным образом прибегают к использованию двух направлений. Однако не один из них не дает правильного и полноценного сравнения. Ряд ученых согласно величинам определенной культуры, вычленяют те категории, которые есть в языке коренных жителей. В тех случаях, когда ученые выбирают этот метод, опыт предстает перед исследователем именно таким каким он осознается представителями исследуемой культуры, искажения сходят на нет, отсутствует влияние западного способа мышления.
В то же время, ни один подход, который игнорирует предпосылки и скрытые понятия культуры самого исследователя, не предоставляет возможность обнаружить всю уникальность и целостность культуры. Такой подход имеет непосредственное отношение к культурным универсалиям. Данный способ представляет собой экстремальный культурный релятивизм. При этом подходе каждый культурный мир представлен независимой монадой, по своей природе она может быть сравнима с другими не полностью, а лишь «интуитивно».
Однако большинство ученых-этнографов предпочитают иной путь. Они используют категории «стандартного набора», например:
- окружающая среда
- экономические и технологические способы покорения этой среды
- общественный строй
- религия
- язык
- жизненный цикл
- воспитание детей
- семейные отношения в целом и т.д.
Эти понятия характеризуют человеческую жизнь в целом. В общем эти категории хотя и не могут полноценно удовлетворить науку, делают осмысленными культурные сравнения. По своей сути они являются грубыми практическими универсалии, используя их можно условно формировать в группы различные описания.