Общие замечания
Если при историческом (диахронном) измерении преемственность обеспечивает развитие и совершенствование культуры, то в географическом (синхронном) плане эта функция обеспечивается процессами взаимопроникновения и взаимообогащения культур, которые обычно обозначаются широким термином — аккультурация.
Так же, как невозможно представлять отдельного человека в отрыве от подобных ему индивидов, ни одна культура не может существовать полноценно в полной изоляции от материальных и духовных достижений человеческих коллективов. Известный русский филолог и мыслитель Д.С.Лихачев считал, что настоящие культурные ценности могут развиваться только в единстве с другими культурами, возникают на богатой культурной почве с учетом опыта своих соседей. Отсюда Лихачев делает парадоксальный вывод о том, что чем «несамостоятельнее» какая-либо культура, тем она самостоятельнее.
В этом смысле, считает ученый, русской культуре (и, соответственно, литературе) очень повезло, так как она развивалась, воспринимая культуру как Востока, так и Запада.
Взаимодействие культур
В настоящее время культурных общностей, совершенно изолированных от мира, практически нет, за исключением, возможно, отдельных небольших туземных племен, затерянных в отдаленных уголках Латинской Америки или в еще в каком-нибудь другом малоизученном месте нашей планеты. Отсюда вывод: абсолютно любой народ мира в той или иной степени открыт для восприятия чужого опыта и, в сою очередь, одновременно всегда готов делиться с ближними и дальними соседями ценностями собственной культуры. Можно сказать, что, развиваясь, одна культура, проникая в другую, взаимодействуя с ней, делает её богаче и универсальнее, при этом сама она также становится глубже и интереснее.
Те процессы, которые происходят на так называемой «культурной» карте человечества, меняющейся в отличие от экономической и политической жизни неизмеримо медленнее, без резких переходов, при этом, однако, не ограничиваются просто стихийным и ненасильственным взаимопроникновением и взаимообогащением культур, но могут иметь и более радикальные формы, такие, к примеру, как ассимиляция и транскультурация.
Ассимиляцией (от лат. assimilation — уподобление) принято называть процесс полного или частичного поглощении культуры одного, более ʼʼслабогоʼʼ, обычно менее цивилизованного народа другой иноземной культурой.
Это является обычно следствием завоевания, а впоследствии смешанных браков, а также постепенного, но целенаправленного «растворения» порабощенного народа в этносе поработителя. Последним в процессе такого поглощения культуры погибает язык, а с его утратой погибает и ассимилированная культура. В качестве примеров можно привести почти полную этнокультурную ассимиляцию многочисленных племен и народностей Америки, Африки и других регионов так называемого «третьего мира», которой они подверглись с приходом европейцев, или результат имперской политики СССР в период сталинизма по отношению к «малым» народам Советского Союза.
Конечно, труднее всего внешнему воздействию подвержен тот народ, который многочислен по составу и имеет более богатую историю и культуру. В этой ситуации чаще происходит не растворение одного народа в другом, а скорее смешение, которое приводит к образованию новой оригинальной, смешанной, или «гибридной» культуры. Примеров этому достаточно в истории народов, особенно наглядно это представлено среди народов Латинской Америке.
Так, взаимодействие древней и богатейшей цивилизации ацтеков с культурой Испании породило яркую и неповторимую культуру Мексики; Империя инков, которая была разрушена конкистадорами, нашла свое продолжение в «индо-американских» самобытных культурах нынешних Боливии, Перу и Эквадора; рождение уникальной «афроамериканской» культуры Бразилии явилось результатом многовекового смешения португальцев, местных этносов и африканцев, представлявших собой потомков завезенных в Америку негров-рабов и т. д.
Свидетельством жизнеспособности и силы их первоначального культурного субстрата можно считать тот факт, что многие латиноамериканские народы в настоящее время сохраняют дву- или даже треязычие.