Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) это:
- единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
- стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания);
- локализованное во времени и пространстве общество.
Особенности употребления термина «цивилизация»
Слово «цивилизация» имеет латинское происхождение, в переводе с латинского «civilis» означает «гражданский» или «государственно-правовой». Понятие «цивилизация» можно рассматривать с различных подходов. Значений у этого слова достаточно много, существует как минимум три основных определения этого термина. Впервые данный термин стал употребляться еще в XVIII веке. Ученые стали пользоваться словом «цивилизация» для обозначения высококультурного общества, основной этого общества были государственно-правовые, рациональные и честные идеи. Цивилизованное общество было противоположностью обществу патриархальному. Отношения в этом обществе противопоставлялись родоплеменным отношениям, которые присутствовали у некоторых народов как европейских, так и не европейских.
В XIX веке термин «цивилизация» продолжал использоваться, однако вместе со старым значением, это слово получает ряд дополнительных оттенков. Используется это понятие в качестве инструмента для дополнительных исследований. Например, В 1877 году американский этнограф и историк Л.Г. Морган в своей работе «Древнее общество» попробовал самостоятельно определить периоды исторического развития общества. По его мнению, цивилизация является последним третьим завершающим этапом развития человеческого общества, ей предшествовали такие этапы как дикость и варварство.
В 1884 году немецкий политический деятель и философов Ф. Энгельс в своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» сделал попытку сравнить классификацию Моргана с идеями К. Маркса об общественно-экономических фармациях. Энгельс сопоставлял дикость и варварство с первобытнообщинным строем, а цивилизацию он сопоставлял непосредственно с обществом. Л.Г. Морган каждый период подразделял еще на три ступени: низшую, среднюю высшую. В цивилизации этими ступенями стали:
- рабство
- крепостничество
- капитализм
Если брать за основу данный подход, то теперь культура и цивилизация не являются синонимическими понятиями. Культура является органичной, в то время как цивилизация характеризуется техницизмом. Таким образом два понятия – «культура» и «цивилизация» начинают противопоставляться. Второе понимание слова предполагает движение расколотого мира к единому.
Есть так же и третья интерпретация слова «цивилизация». Согласно ей, существует множество различных отдельных друг от друга самостоятельных цивилизаций.
Начиная примерно со второй половины XIX века понятие, «цивилизация» используется во множественном числе и обозначает ряд локальных культурных обществ. Существует известная концепция Н.Я. Данилевского, согласно которой, выделяется десять типов цивилизаций. Как только появилось подобная интерпретация этого понятия, перед учёными возник ряд новых актуальных вопросов: каковы причины появления культуры? Является ли все проявления культуры разнозначными? Следует ли разграничивать культуру и цивилизацию.
Цивилизация как стадия общественного развития
Цивилизация как стадия общественного развития имеет ряд характеристик, в частности специфичным для цивилизации является наличие социума, а также расхождение между естественными и искусственными факторами, которые способствуют развитию социума. На этом этапе главным является общественный показатель, ведущим является рациональное видение мира, так же для этого этапа характерно превалирование искусственных, а не естественных производственных сил.
Кроме того, цивилизация как стадия обведённого развития характеризуется следующими показателями:
- земледелие, ремесла, торговля
- классовое разведение
- государственность
- наличие городов
- частная собственность
- деньги
- развитие образования, религии
- строительство
Стадия цивилизации имеет ряд характерных черт, которые отличают ее от предыдущей стадии истории – варварства:
- экономические отношения, базу которых составляет разделение труда, труд делится как по горизонтали, то есть присутствуют разнообразные профессий, так и по вертикали, то есть имеются социальные различия;
- средства и предметы труда (в том числе и живой труд) контролируются правящим классом;
- обменная сеть, которой руководит купечество или государство, эти структуры в свою очередь вытеснят прямой обмен товарами и услугами.
Политическая структура, контроль над которой принадлежит тому классу, который так же имеет административные и исполнительные инструменты. Основой родоплеменного строя были происхождение и родственные отношения, этот тип общества постепенно стал заменятся на другой общественный тип, в котором власть принадлежала правящему классу, эта власть была основана на принуждении. Государство предоставляет классовую структуру общества и единую территорию, именно эти показатели отвечают за цивилизационной политической системы.
Локальные цивилизации
В XIX веке историки стали изучать другие цивилизационные общества, это позволило им прийти к выводу, что не все общества, которые находились на стадии цивилизации одинаковы, таким образом речь может идти не об одной единой человеческой цивилизации, а о нескольких вариантах цивилизационного общества.
Впервые понятие «локальные цивилизации» было использовано в 1844 году в книге Шарля Ренувье «Руководство к древней философии». Позже идеи локальных цивилизаций поддерживали такие ученые как Жозефа Гобино, Генрих Рюккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и другие.
Критерии выделения цивилизаций весьма неоднозначны, в честности к ним можно отнести:
- общие геополитические условия
- языковое родство
- схожесть экономического и политического строя
- схожесть культуры, религии, мировоззрения
Локальные цивилизации проходят несколько циклов за период своего существования:
- зарождение
- развитие
- расцвет
- угасание
Однако эти циклы характерны не для всех цивилизаций, в некоторых случаях цивилизации минуют некоторые из этих ступеней.