Ойген Мориц Фридрих Розеншток-Хюсси – ($1888 – 1973$) немецко-американский христианский мыслитель, культуролог, историк, философ, принадлежит к духовной традиции диалогического принципа, выразитель концепции «диалогического мышления», на основе которой составил новое видение истории, социологии, теологии.
Биография
Розеншток-Хюсси родился в семье еврейского банкира, учился в гимназии, окончил юридический в университете Цюриха. Розеншток-Хюсси преподавал в университете Гарварда в $1934$ по $1936$ год, был профессором Дартмутского колледжа в $1936 -1937$ год.
Основные труды
- «Бог заставляет нас говорить»
- «Речь и действительность»
- «Избранное. Язык рода человеческого»
- «Великие революции. Автобиография западного человека»
Научная деятельность
Мировоззрение Розенштока-Хюсси складывалось под влиянием иудаизма, учения Гераклита, немецкой классической философии, в том числе философии Фейербаха, под влиянием И. Гамана, холизма.
Так же Розеншток-Хюсси выступал с резкой критикой Дарвина, Маркса, Ницше, Фрейда.
Своё учение он называл «постсистематическим» и «постафористическим», которое предполагало наличие друзей, а не коллег. Это стремление к некоторой обыденности, схожей с идеями Г. К. Честертона, которого Розеншток-Хюсси особо почитал.
Творчество Розенштока-Хюсси наполнено мощным культурологическим компонентом, это его характерная особенность. Он сочетает в трудах исторический анализ и состояния, тенденции и противоречия современной культуры.
Центром его культурологических штудий становится проблема, касающаяся условий взаимодействия людей.
На этом основании вся концепция Розенштока-Хюсси в дальнейшем получила имя «социология», но общепринятую социологию он подвергает критике.
Настоящаа социология должна располагаться, по мнению Розенштока-Хюсси, между теологией и философией, снимая тем самым дуализм субъекта и объекта.
Социология Розенштока-Хюсси является культурологической концепцией.
В центре своего учения Розеншток-Хюсси возвёл особую идею языка, который он понимал как надиндивидуальной ценностью. Язык понимался в качестве носителя всех впечатлений, которые были в пространстве и времени. Язык формирует постоянство опыта.
Пересматривая взаимодействие языка и мышления, Розеншток-Хюсси обосновывает новый подход, названный «речевым мышлением», «грамматическим методом», «метаномикой». Мысля в традициях экзистенциализма, Розеншток-Хюсси придерживается мнения, что человек – это уже что-то ставшее. Но его отличие от классических положений экзистенциализма состояло в отрицании возможности посмотреть на человека в единственном числе.
Концепция «диалогического мышления»
Идею «диалогического мышления» Розеншток-Хюсси выразил вместе с известными еврейскими философами Францем Розенцвейгом и Мартином Бубером. Диалогическое мышление рассматривает мышление в качестве говорения, а не как функцию интеллекта.
Это использование слов-символов с необходимым смыслом. К этому мышлению диалогически относится всё человеческое поведение. Сила, которая заставляет говорить – Бог.
Мышление языком обладает высшей психической функцией, которая ведет к спасению в Боге: «Сила языка полагает, а сила мышления погребает» - так говорит Розеншток-Хюсси об этом принципе.
Мышление связано с оборотами языка. Но данная теория не встретила одобрения среди ученых и богословов. Розеншток-Хюсси вкладывает тщательную формулировку в методологию мышления, называемую «испражнением духа», ставя в центр Бога, и основывая свою методологию на логике желаемого, побуждаемого Богом.
Он обосновывает свой метод на парадигме – Бог заставляет нас говорить.
В основе философской концепции Розенштока-Хюсси располагается иудаистическая духовная традиция.