Культура – это деятельность человека в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы самовыражения и самопознания, а также накопление человеком и социумом навыков и умений.
Природа —это материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.
Как человек относится к природе
Следует отметить, что потребительское и насильственное отношение к природе было свойственно не всем людям, Исследовательское насильственное отношение было в большей степени характерно для западных народов, на Востоке, в Азии дела обстояли несколько иначе. С самых древних времен люди на Востоке иначе относились к миру природы. Например, в Китае еще с древних времен считали, что людям не следует вмешиваться в порядок, который существует в природе. По мнению китайцев, человек должен приспосабливать не природу для себя, а наоборот приспособиться к природе, найти в природном мире свое место. На Востоке еще в древние времена люди понимали, что вмешательство человека в природу несет за собой определенные последствия, например, они думали, что не стоит человеку подниматься высоко в горы, так как это может изменить воздух на вершине, что изменит движение снега и ветра. На Востоке достаточно осторожно относились ко всем предметам, которые были сделаны человеком. Существует древняя китайская притча, в которой рассказывается, как крестьянин переносил воду в бурдюке, сооруженном из козьей шкурки, держа его за веревочку. Мудрец, увидев это, спросил почему он не использует коромысло, на что крестьянин ответил ему, что он может стать рабом этого коромысла и лучше пользоваться тем, что дает человеку природа.
В Индии так же бережно относились к природе и ко всем ее элементам. Раздавить жука считалось большим грехом. Для индийцев любое живое существо является священным.
Отношение к природе на Западе и на Востоке
Немецкий философ и психолог Эрих Фромм в своей известной работе «Иметь или быть» проводит анализ двух стихотворений, которые подтверждают разницу отношения к миру природы на Западе и на Востоке. Оба стихотворения отражают реакцию поэтов на цветок.
Автором первого стихотворения является известный японский поэт Мацуо Басё, оно было написано в XVII веке в жанре хокку – нерифмованное трехстишье:
Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!
Автором второго стихотворения является английский поэт Теннисон, оно было написано в XIX веке:
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь — вот корень, стебелек,
здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
и в чем вся суть твоя, цветок.
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
Эрих Фромм был удивлен тем, насколько по-разному отнеслись к увиденному цветку Басё и Теннисон. Мы видим, что главным желанием Теннисона является обладание этим цветком, поэтому он срывает его, причем вместе с корнем. Стихотворение Теннисона заканчивается тем, что цветок может помочь понять суть бытия, однако сам цветок обречен на смерть. Цветок в этом стихотворении является жертвой того как человек исследует природу. В данном случае автор этого стихотворения предстаёт нам как типичный европейский ученый, который желает разгадать тайны и загадки природы всеми возможными способами, ради истины он готов на жертвы, на уничтожение не повинного.
Совершенно другое отношение к природе мы видим у японского поэта Мацуо Басё. Он не испытывает желания обладать этим цветком, он даже не прикасается к нему, он просто внимательно на него смотрит и любуется им. Внимательного взгляда японцу достаточно для того чтобы «понять» этот цветок, проникнуть в его сущность. Японский философ и психолог Д.Т. Судзуки считал, что Басе прогуливался по тропе и увидел рядом с дорожкой нечто неприметное, поэт приблизился к этому объекту и увидел, что это дикий цветок. Этот дикий цветок был незаметным и малопривлекательным для проводящих мимо людей. Описание этого события по мнению Т.Д. Судзуки не слишком поэтическое, европеец вообще не сможет понять скрытой сути этого стихотворения, но в конце произведения стоят два последних слога которые читаются как «капа». Когда это окончание прибавляется к другим словам, то привносят ощущение восхищения, иногда радости или печали. Это окончание в некоторой степени можно прировнять к восклицательному знаку.
По мнению Теннисона, обладание цветком может помочь постичь суть бытия, однако при этом цветок гибнет. В данном случае человек на первое место ставит свою цель, какими средствами она будет достигнута это не важно. Басё просто любуется цветком, он хочет стать с ним единым целым, для того, чтобы понять сущность природы.
Восприятие природы восточной культурой
В восточных культурах центральное место занимают космическая целостность всех сторон и явлений Вселенной. Это единство состоит не только из природных элементов, оно так же включает в себя человека. По мнению восточных философов, в мире все взаимосвязано, каждый человеческий поступок влечет к определенным последствиям в природе. Ни одно нарушение совершенное человек в природе не остается без последивший.
Например, в Индии верят, что космические силы смогли определить, как природные явления, так и судьбы людей. Кроме того, предопределено и поведение людей и в какую сущность человек превратится после своей смерти. Таким образом каждое живое существо когда-то в прошлой жизни могло быть человеком. Если в культуре имеются подобные умозаключения, то сама идея вмешиваться в природу кажется абсурдной.
На востоке к природе всегда относились с почитанием, ее воспринимали как что-то священное, ей покланялись, вмешиваться в природу считалось большим грехом. Природе нельзя было навязывать свою волю. В Китае наивысшим законом считалось небо, ему поклонялись люди, оно давало власть, но также могло и сурово наказать за несоблюдение природных законов.
В Японии считали, что природный мир — это результат любви высших духовных существ. Природа по мнению японцев всегда красива, вмешиваясь в природу человек портит ее красоту.