Общие положения
Основное понятие этой теории – цивилизация.
Цивилизация – межэтническая культурно-историческая общность людей, больше, чем нация, но меньше, чем человечество (по А. Тойнби).
Исследования в области локальных цивилизаций связывают с именами Освальда Шпенглера, Николая Яковлевича Данилевского и Арнольда Тойнби.
О. Шпенглер о локальных цивилизациях
В своем знаменитом труде «Закат Европы» немецкий культуролог описывает восемь локальных культур, которые никак не соприкасаются, не вступают в диалог. Таким образом, каждая из них проходит определенные стадии зарождения, развития и угасания. Затем культура переходит в цивилизацию. Автор разводит понятия культура и цивилизация, считая, что цивилизация наступает тогда, когда в развитии культуры наступает фаза преобладания материального над духовным содержанием культуры.
Современники критиковали О. Шпенглера за то, что он отказывал культурам во взаимодействии, слишком изолируя их.
Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского
Ученый считал, что культурологи должны заниматься определением и изучением культурно-исторических типов общества. В основу выделения, по мысли Н.Я. Данилевского, должны быть положены особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, социальная, бытовая, научная, художественная. Ученый считал, что каждый культурно-исторический тип имеет свою особенную культуру жизнедеятельности, которая не передается другим типам, так как формируются самостоятельно и важны и понимаемы только в рамках этой группы народов. Н.Я. Данилевский выделил в развитии одной локальной культуры этапы:
- роста;
- культурного и политического самоопределения;
- расцвета;
- исчерпания сил;
- накопления неразрешимых противоречий;
- утраты веры.
Ученый выделил 12 культурно-исторических типов, часть из которых прошла все стадии жизнедеятельности, некоторые их не прошли, так как были уничтожены.
«Ни один из культурно-исторических типов, – подчеркивал Н.Я. Данилевский, – не одарен привилегией бесконечного прогресса».
Теория А. Тойнби
Теория этого ученого о локальных цивилизациях считается наиболее представительной и кульминационной. А. Тойнби продолжает линию О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского. Свои исследования он представляет в монументальном труде «Постижение истории», который многие ученые считают шедевром исторической, культурологической и социологической науки.
А. Тойнби считал, что цивилизация имеет замкнутый цикл исторического существования, состоящий из возникновения, роста за счет энергии «жизненного прорыва», надлома, который ведет к упадку и разложению. Он (надлом) происходит, когда наступает внутреннее противоречие в обществе между творческим меньшинством, которое уже не может находить решения проблем, и людьми, не желающими ни трудиться, ни защищать отечество, но требующее своего обеспечения. Вообще, автор определил более 20 цивилизаций, но среди них выделил только пять «живых», по терминологии А. Тойнби, – это западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная. Под влиянием природно-географической среды и других факторов цивилизация имеет неповторимый облик.
Арнольд Тойнби считал цивилизацию единым организмом со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные.
Принципы локально-цивилизационного подхода используют современные ученые. Например, С. Хантингтон также под цивилизацией понимает культурные социумы, которые отличает язык, история, традиции и больше всего религия. Этот автор выделил восемь основных цивилизаций, отношения между которыми конфликтные, потому что если по политически и экономическим расхождениям можно прийти консенсусу, то примирить различные ценности и убеждения практически невозможно.