История появления структурализма
Центральным понятием этого направления является структура (строение). Как метод он оформился в первой половине XX века. Первыми структурный анализ применили лингвисты, в частности И.А. Бодуэн де Куртенэ, который использовал его при построении структурных грамматик и синтаксических моделей. Литературоведы также использовали методологию структурализма, анализируя поэзию, малую прозу, сказки, чтобы выявить инвариантные структуры деятельности человека. Из психоанализа З. Фрейда и К. Юнга в структурализмом было взято понятие бессознательного как того, что регулирует поведение человека не на уровне рефлексов. Идеи неопозитивистов и ранних постпозитивистов также повлияли на формирование метода.
Культурологи-структуралисты в культурную систему включали язык, литературу, мифы, искусство религию, обычаи, традиции и под., рассматривая их как знаковые системы. А в свою очередь, проведение структурного анализа этих знаковых систем позволило выйти на качественно новый уровень понимания культуры в целом.
Структурализм связан с такими именами ученых, как:
- Клод Леви-Строс (антрополог),
- Ролан Барт (литературовед),
- Роман Якобсон (языковед),
- Юрий Лотман (литературовед),
- Мишель Фуко (культуролог),
- Жак Лакан (философ),
хотя многие из них не называли себя структуралистами, кроме Клода Леви-Строса.
Взгляды К. Леви-Строса
Французский ученый-этнограф считается ведущим представителем структурализма. Он создал теорию первобытного мышления. Суть ее заключается в утверждении, что в первобытном мышлении гармонично сочетались чувственное и рациональное начало, но в процессе развития оно было утрачено, и теперь эволюция культуры заключается в стремлении к единству потерянного сочетания. Основанием исследований Леви-Строса послужили три принципа методологии структурной антропологии:
- явления культуры анализируются на современном состоянии общества;
- культура является целостным многоуровневым образованием;
- принимается во внимание вариативность культуры.
Первобытное мышление анализировалось ученым с позиций коллективного бессознательного. Он считал его наиболее удобным объектом для выявления структур ума, единых и для древнего и для современного человека.
Научный подход Ю. Лотмана
Ученый в основу своего подхода положил один из методов структурного анализа, позволивший сопоставлять различные проявления культурной деятельности такие, например, как искусство и жизнь, игра и природа искусства. Анализируя картину мира, Ю. Лотман отметил, что в ней ярко воплотилась специфика понимания пространственных отношений в культуре, поэтому их исследованию он уделял особое внимание. В результате своего анализа ученый пришел к выводу, что вопреки универсальным бинарным пространственным отношениям, в каждой культуре есть специфические черты восприятия пространства.
Под бинарными оппозициями Ю. Лотман понимал смысловые пары, отражающие противоположные точки восприятия окружающего мира.
Взгляды Ж. Лакана
Его исследования связаны со структуралистским направлением исследования бессознательного. Ученый считает, что бессознательное имеет структуру подобно структуре естественного языка. Им заложена новая традиция объяснения бессознательного желания в виде структурно упорядоченной пульсации. В таком случае бессознательное понимается как окультуренное, что позволяет преобразовывать пульсации в различные явления культуры.
Заслугой ученых-структуралистов была реабилитация возможностей объективно-научного познания в вопросах антропологии и культурологии. Они преодолели описательность в изучении культуры и исследовали культурные явления с использованием методов естественных наук.