Общие сведения
Появление такого способа изучения культур, как функционализм обязано работам Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Кроме того, важное значение для развития функционализма в культурологии оказали труды Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.
Функциональный подход основывается на рассмотрении культуры как образования состоящего из отдельных элементов и определении связей между ними. Указанное направление в культурологии в основном направлено на анализ механизмов существования и воспроизведения социальных структур. При этом каждая составляющая культуры рассматривается как единица, выполняющая определенную функцию, элемент, без которого вся культура не может существовать как единое целое.
Исследователи-функционалисты не интересуются историческими изменениями, их предмет изучения культура сегодня, характер ее воспроизводства и те задачи, которые она решает. В результате понятие «функция» в исследованиях культурологов приобрело 2 значения:
- роль, выполняемая тем или иным элементом культуры по отношению к целому,
- зависимость между самими составляющими культуры.
Теория Б. Малиновского
Основные представления теории культуры Б. Малиновского возникли под воздействием учения Г. Спенсера об обществе как об особом биологическом организме. Основой концепции культуры ученого стала теория потребностей. Все потребности человека он делит на основные, производные, которые являются порождением культурной среды и к которым, по мнению исследователя, следует отнести потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования и т.д.
Чтобы выделить человека из животного мира, автор предлагает распределить культурные потребности на основные и производные. К производным он относит необходимость в авторитете, общественном контроле, системе обучения, в экономическом обмене и под. Следует отметить, что Малиновский не всегда однозначно определяет понятие «культура». Культура – это и то, что получается в процессе преобразования окружающей среды. Культура – это и вся сумма ответов на оба типа потребностей. А следовательно, культура есть некий материальный и духовный аппарат, дающий человеку возможность решать конкретные задачи, стоящие перед ним. Кроме того, культура есть нечто единое, включающее как часть независимых, так и частью согласованных институтов, которые представляют собой общность возможностей и приемов удовлетворения тех и других потребностей.
Будучи приверженцем функционального метода, Б.Малиновский критически анализировал все иные направления в исследовании культур. При этом главным недочетом теорий своих предшественников ученый считал изолированное исследование отдельных культурных черт как сущностей, не связанных друг с другом.
Взгляды А. Рэдклифф-Брауна
Общетеоретические взгляды другого представителя функционального метода А. Рэдклифф-Брауна опирались на предположение о том, что все виды объективной реальности являют собой классы естественных систем (атом, молекула... организм... общества людей). Если система определяется, прежде всего, отношениями между составляющими ее элементами, то единицами системы социума являются люди как носители всех поведенческих явлений, а их взаимоотношения – есть отношения социальные.
Вместо понятия культура А.Рэдклифф-Браун использует термин «социальная структура». Это, в свою очередь, приводит к тому, что основными аспектами его исследований становятся системы родства и их роль в социальных системах, функциональный анализ структур первобытных форм верований, политическая организация различных культур.
Основная особенность функционального подхода к теории культур – практическая направленность исследований. Сторонники этого подхода пытались создать социальную антропологию как прикладную науку, которая могла бы обеспечить решение актуальных практических задач.
Другим важным достижением использования функционального подхода стала направленность на понимание других типов культур, стремление к осознанию иных культурных ценностей.