Вводное замечание
Реализовать свое творческое начало каждый человек может по-разному, и достижение его творческого самовыражения происходит при помощи различных культурных форм. Каждая из таких форм имеет свою смысловую и символическую систему.
Миф
Исторически первой формой культуры является миф, который представляет собой бессознательное смысловое единение человека с силами непосредственного бытия - бытия природы или общества. Тогда, когда миф является единственной формой культуры, такое единение свидетельствует о том, что человек не отличает смысла от природного свойства, а ассоциативную связь от причинно-следственной. Природа одушевляется и выступает как мир родственных человеку, хотя и грозных, мифологических существ – богов и демонов.
Миф – это самая древняя система ценностей. Культура развивается от мифа к логосу, то есть от вымысла к знанию. В современной культуре с развитием цивилизации ценности и идеалы мифа играют архаичную роль, но дает нам средства символического мышления, позволяет интерпретировать ценности современной культуры через идею «героического».
В мифе все условно и символично, а потому фантазия дает возможность легко воспринимать несовместимость смыслов и содержания.
Религия
Как и миф, религия выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако в отличие от мифа, здесь обожествляется сверхъестественные силы, а не природа, дух человека с его свободой и творчеством. Понимая божественное как сверхъестественный абсолют, религия делала человека независимым от стихийных сил и страстей. Ценности религии и ценности светской культуры часто противоречат друг другу (например, в миропонимании или понимании смысла жизни). Главным в религии является вера – в сверхъестественное, в Бога, в чудо – во все то, что рациональным путем непостижимо. Как правило, поначалу культура модифицирует становление религии, однако со временем религия начинает изменять культуру, которая попадает все больше и больше под значительное влияние религии.
Религия придает ценностям безусловность и святость, выстраивает ценности от земных до божественных. Попадая в русло предлагаемых религией ценностей, человек делают свой выбор в границах греха и справедливости. Однако в силу того, что светские ценности более условны, легче подвергаются преобразованиям в духе эпохи, со временем возникает тенденция к освобождению культуры из-под влияния религии.
Искусство
Искусство существовало в истории культуры наряду с мифом и религией. Оно было выражением потребности человека в образно-символическом выражении важных моментов своей жизни.
Основной задачей искусства является познание эстетического, художественная интерпретация человеком явлений окружающего мира.
Обогащение культуры духовными ценностями через искусство происходит при помощи системы образов, которые символизируют идеалы определенной эпохи. Эти ценности различны. Они могут быть ориентированы в прошлое, в будущее или в настоящее, но всегда обращены к человеческому «Я» и порождают как рациональные, так и иррациональные мотивы в поведении человека. А потому в развитии культуры роль искусства противоречива, так как оно может воспитывать как в духе возвышенных идеалов и наоборот.
Наука
Несмотря на то, что в структуре культуры наука – новый институт, значение ее быстро возрастает. В науке достоверность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами, это особый способ производства объективных знаний, не предполагающий оценочного отношения к объекту. Истина - вот высшая ценность для науки, а для культуры высшая ценность – человек. Наука ограничивает возможности духовного развития, так как подавляет другие формы истин.
Н. Бердяев считал, что жажда познания оборачивается роком в судьбе человечества, если она оторвана от идеалов Добра и Красоты. В общественном сознании закрепились идеалы прогресса в связи с постоянным стремлением улучшать и обновлять технику, технологию, материалы. Эти идеалы начинают превалировать над другими установками и смыслами жизни человека. Поэтому, цивилизация и культура в определенном отношении несовместимы, так как духовной сущности человека противостоят технофицированные формы его бытия.
Культура является творческой лабораторией человеческого духа, а наука – это творческая лаборатория только разума.