Мирча Элиаде – ($1900 – 1986$) – румынский, американский, французский философ, философ культуры, религиовед, писатель, этнограф, всемирно известный исследователь мифологии, религиозного символизма, ритуалов, шаманизма.
Биография
Во время учебы Элиаде был заинтересован философией, историей религии и древним Востоком. Для своего дальнейшего образования и расширения интересов в данной области Элиаде выучил французский, немецкий, итальянский, английский и латынь, чтобы углубиться в изучение оригинальных трудов Рафааэле Петтаццони, известного исследователя монотеистических религий и Джеймса Джорджа Фрейзера, выдающегося культуролога, этнолога, антрополога.
Дебютировал Элиаде в $1921$ году, со статьёй «Враг шелковичного червя», которая была опубликована в «Газете народного знания». К $1922$ году Элиаде выступает в качестве постоянного автора в рубрике «Энтомологические беседы» и «Из блокнота следопыта».
«Роман о близоруком подростке» $1922-1923$ года стал крупным произведением Элиаде.
В $1925$ году Элиаде поступает в Бухарестский университет, на факультет филологии и философии, на котором защитил свою дипломную работу на тему «Итальянская философия от Марсилио до Джордано Бруно».
В Бухарестском университете Элиаде становится преподавателем курса лекций «Проблема дьявола в истории религии» и «Разрыв причинности в средневековой буддийской логике», так же выходит его литературное произведение «Изабель и воды дьявола».
К более поздним и последним работам Элиаде относится трёхтомный труд «История религиозных идей», который охватывает временные рамки от каменного века до Реформации.
Культура
Свой метод Элиаде разрабатывает в момент, когда эволюционизм начал утрачивать своё господствующее положение в гуманитарных науках.
Отходя от своих коллег – Тайлора и Фрэзера, Элиаде занимается поиском в истории культуры универсальные морфологические образцы, а не последовательно сменяющиеся состояния, которые прогрессируют от простого к сложному. Эти универсальные морфологические образцы Элиаде называл «паттернами», которые постоянно пребывают в культуре, составляя ее фундамент, вне зависимости от этнических характеристик и хронологии.
Данную мысль Элиаде строил на положении о том, что человеческая природа едина и неизменчива, касается это архаики или современности. Такой подход нашёл позитивный отклик среди философии, науки, культуры, так как развивался на фоне феноменологии, психоанализа и других течений гуманитарного знания.
Ключевая, как считал Элиаде, универсалия – циклическое восприятие времени.
Так, в своём труде «Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторения» Элиаде говорит, что первобытный человек живёт с циклическим восприятием времени, это оно отражается в мифологии и развивается в ритуалах. Этот вариант отношения со временем хорошо сопрягается с модусом человеческого бытия.
Идея мифа
Миф – это определенная история, которая произошла, по верованию первобытных людей, с предками, но вне времени. Именно на примерах первобытного общества хорошо прослеживается суть мифа.
Элиаде характеризует его таким образом:
«Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена, начала всех начал».
В мифе представлена история о возникновении реальности с помощью сверхъестественных существ. Данная история становится сакральной моделью, повторяющейся в ритуалах у первобытных обществ, с целью соприкоснуться с трансцендентным.
Элиаде выделяет несколько типов мифа:
- Миф о происхождении
- Космогонический миф
Мифологичность современной западной культуры
Элиаде занимался исследованиями мифологичности современной западной культуры, приводя примеры того, что современному человеку все так же интересны сказки, истории, которые базируются на мифологическом примере.