Ямпольский Михаил Бениаминович (1949), российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог
Начало пути
Родился в 1949 г. в Москве. С 1991 года живет и работает в США. В Московском педагогическом институте закончил романо-германский факультет в 1971году. Он является кандидатом педнаук, доктором искусствоведения. Работал в должности старшего научного сотрудника в НИИ киноискусства, в качестве старшего научного сотрудника в лаборатории постклассических исследований Института философии РАН.
Стажироваться в 1991 году он поехал в Америку. Пригласили его по гранту, который выделил лос-анджелесский Гетти-центр, причем выбор его кандидатуры для учебы в этом центре оказался неожиданностью для самого учёного, так как он утверждает, что заявку туда не подавал, но по неведомым для него причинам, «показался» тайному международному жюри, отбиравшему кандидатов в Гетти-центр, достойным для обучения в качестве стажера.
Доктор искусствоведения с 1991г., диссертационное исследование посвящено теории интертекстуальности. В 1992г. М.Б. Ямпольский становится профессором университета Нью-Йорка по направлениям русских и славянских исследований и сравнительного литературоведения.
М. Ямпольский много преподает: в Америке читал лекции на кафедрах Киноведения, Зрелищ (Performance studies), в настоящее время является профессором Компаративистики и Русистики Ньюйоркского университета, в Москве преподавал во ВГИКе.
М.Б. Ямпольский активно занимается исследовательской работой. Публиковался во многих известных искусствоведческих изданиях, таких как:
- «Искусство кино»,
- «Киноведческие записки»,
- «Киносценарии»,
- «Советский фильм»,
- «Театр»,
- «Вопросы искусствознания»,
- «Итоги»
- и др.
Творчество ученого
За последние двадцать лет он выпустил в России двенадцать книг и множество статей. В своих работах он исследует многие современные проблемы культуры, и в частности, вопросы, связанные с развитием киноискусства, среди которых семиотические проблемы, истории репрезентации, феноменологии визуального и др.
Наиболее известными публикациями М.Ямпольского являются:
-
В вышедшем в 1998 году «Беспамятстве как истоку (Читая Хармса)» исследовается поэтика, философские истоки и культурный контекст творчества известного писателя. Хармс, по мнению автора, использует для переосмысления понятия «действительность» или для критики миметических свойств литературы то, что в раннем авангарде преображает магически действительность. Исследуя творчество Д. Хармса ученый делает важные наблюдения и выводы, которые касаются искусства XX в. в целом.
-
В очерках по истории репрезентации, вышедших в 2007 году, «Ткач и визионер» автор прослеживает историю репрезентации, которая появляется в эпоху Возрождения из-за того, что сместились акценты с искусства художника на его способность, практически полумистическую, зрительно представлять образы своего внутреннего воображения. Это смещение привело к тому, что в культуре усилился идеальный компонент и ослаб материальный. М. Ямпольский полагает, что неповторимость культур обусловливается в значительной степени тем, как они относятся к репрезентации. К своим выводам автор приходит на основе анализа живописи, философии, литературы и урбанизма.
-
Еще в одной работе 2012 года, которая называется «Наблюдатель. Очерки истории видения» Михаил Бениаминович анализирует визуальную культуру периода от романтизма до начала XX века. Эта работа явилась базой дисциплины visual culture, которая объединяет подходы искусствоведения, культурологии и философии.