Общая характеристика культурного наследия ислама
Культура ислама – это сложившаяся в VII – XII века культура стран, входивших в состав Арабского халифата и находившихся под влиянием ислама.
Характерной чертой культуры ислама в классический период её развития являлось господство арабского языка, не только как языка религии, но также науки и культуры.
Основные центры развития исламской культуры в X-XII веках:
- Дамаск;
- Александрия;
- Каир;
- Багдад.
В VII веке сформировалось понятие «мир ислама» как основа культуры определённой группы стран. В период наивысшего расцвета исламская культура была распространена на территории от Индии до Испании.
«Мир ислама» - название территории, в пределах которой в качестве основного источника права действует шариат.
В середине VII века ислам разделился на три течения, каждое их которых образовало относительно самостоятельное культурное наследие:
- суннизм,
- шиизм,
- хариджизм.
Уникальные характеристики культурного наследия определялись особенностями самого ислама, который оказывал огромное влияние на все стороны развития общества, в том числе право, философию, искусство, науку.
Основные черты исламской культуры:
- теоцентризм;
- регламентированность законами шариата, что приводило к ограничению свободы творческого самовыражения;
- консерватизм;
- отсутствие единого художественного стиля и развитие национальных художественных школ в странах, входивших в ареал исламского мира;
- выраженная пышность и декоративность, проработка деталей;
- запрет на изображение человека и животных привёл к развитию искусства орнамента, преобладание растительных мотивов.
На протяжении почти шести столетий (IX – XIV вв.) уровень исламской культуры оставался неизменно высоким и на тот исторический момент она по многим критериям превосходила культуру европейских стран.
Духовное культурное наследие исламской культуры
Арабские ученые оставили богатое наследие во всех областях культуры: науке, литературе, художественном искусстве.
Наследием арабских ученых в области математики, тригонометрии, физики и астрономии мы пользуемся и в наши дни. Современную систему записи цифр создал и распространил арабский математик Ал-Хорезми. Благодаря этому цифры получили название арабских.
В XII веке европейцы познакомились с десятичной системой счисления и арифметическими действиями. Для того, чтобы человек, изучающий математику, мог точно следовать всем операциям, Ал-Хорезми ввел простейшую математическую символику.
С математическими правилами Ал-Хорезми европейцы знакомились в латинском переводе, при котором его имя автора звучало как «Алгоризми». Главы книги начинались словами «Алгоризми сказал» и далее шло чёткое описание последовательности математических действий. Впоследствии люди забыли, что «Алгоризми» - это имя ученого, а совокупность последовательных правил стали называть алгоритмами.
Большое влияние исламская культура оказала на развитие европейской медицины. В Багдадском и Кордовском халифате действовали медицинские университеты, было создано большое количество больниц.
Арабским поэтам средневековья Хафизу, Руми, Омару Хайяму принадлежат стихи, которые и сегодня считаются вершиной мировой поэзии.
Специфика культурного наследия исламской культуры состоит в отсутствии традиционной живописи и скульптуры.
Поскольку ислам отрицательно относится к изображению живого, художники сконцентрировались на абстрактных, орнаментальных мотивах. Потому памятники исламской архитектуры украшены не традиционными для европейской традиции скульптурными изображениями, а причудливой вязью орнаментов и каллиграфических надписей.
К типичному образцу исламской культуры можно отнести арабеску, специфический мусульманский орнамент.
Рисунок 1. Арабеска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для мусульман арабеска - не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли. Мотивы арабесок и их цветовое решение бесконечно разнообразны.
Объекты культурного наследия ислама
К объектам культурного наследия всемирного значения ЮНЕСКО относятся ряд памятников исламского искусства Индии, Ирана, Турции.
Жемчужиной индо-исламской культуры считается мавзолей Тадж-Махал, расположенный в Центральной Индии. Тадж-Махал объединяет исламский и персидский архитектурные стили. Шах Джахан воздвиг его в память умершей жены. В строительстве мавзолей участвовали лучшие зодчие Персии, Турции и Самарканда. Уникальность мавзолея создана благодаря сочетанию специального полированного мрамора, который в течение суток выглядит по-разному, ажурной резьбы и инкрустаций драгоценными камнями. В оформлении мавзолея использованы орнаментальные мотивы и арабская вязь.
Башня Кутб-Минар и окружающие ее археологические памятники, Дели включены в список Всемирного наследия в 1993 г. Кутб-Минар – высочайший в мире кирпичный минарет высотой 73 м, памятник индо-исламской культуры (1193–1368 гг.). Построен по образу Джамского минарета в Афганистане из камня разрушенных индуистских храмов. Иные исторические памятники разных исторических эпох: недостроенный минарет Ала-и-Минар высотой 24,5 м, ворота Ала-и-Дарваза, гробница Имама Замина (1235 г.), развалины мечети Кувват-уль-Ислам (1190 г.). Уникальна колонна из метеоритного железа высотой семь метров и весом шесть тонн, воздвигнута в 320–540 гг.
Большая мечеть в турецком городе Дивриги. У мечети два купола (один находится над михрабом, второй – над бассейном для омовения), один минарет и три портала, украшенные роскошной каменной резьбой. Внутреннее убранство мечети скромно. Продуманная технология возведения сводов и виртуозность скульптурных украшений, особенно трех порталов, контрастирующих с неукрашенными стенами в интерьере, являются характерными чертами строения.
К сожалению, большое число памятников культурного наследия ислама в наши дни утрачено.