Влияние Византии на становление христианской культуры Древней Руси
Влияние Византийской империи на Древнюю Русь было долгим и интенсивным. Христианская религия, пришедшая на Русь в X веке из Византии, определила неповторимое, уникальное лицо России.
Культура Византии и в последующем русская культура имели сходные пути развития. Византия возникла в результате деления Римской Империи на западную часть и восточную. Столицей восточной части стал город Византий, от названия которого и произошло название империи. Впоследствии этот город был переименован в Константинополь. Образовавшаяся в IV веке Византия, имела под собой прочный римский культурный фундамент. И к X веку империя достигла своего культурного рассвета. Продолжая культурные традиции Рима, Византия вбирала в себя и элементы восточных культур, так как территориально была расположена на границе востока и запада. Этот территориальный фактор подобным образом отражается и на русской культуре, которая также синтезирует в себе западные и восточные традиции.
Киевская Русь восприняла с православием многие элементы византийской культуры как данность. Славяне восприняли эстетику художественного искусства Византии: архитектуру, живопись, музыку, богослужебные обряды. Все богатство византийской культуры славяне гармонично синтезировали, переварили, и уже буквально через несколько десятилетий создали собственные образцы культуры, уникальные непревзойденные шедевры.
Религиозное учение
Христианство начинает распространяться по Римской Империи с I в. н. э. Но развитие христианства в восточной и западной частях империи происходит неравномерно. В XI веке под влиянием различных политических событий особенности христианского вероучения в различных частях империи достигли несовместимости. В результате произошел раскол церкви. На востоке империи религиозное вероучение основывалось на миросозерцании Древнего Востока, ориентированном на внутреннее мироустройство. Восточное направление христианского учения получило название православие.
В основе православного мироучения лежит ориентация на Царство Божие, что определяет специфику всех сфер ее деятельности.
Государственная политика
Система взаимоотношений государственной власти и церкви сложилась в Византии уже к IV веку. В основе этих взаимоотношений лежал гармоничный симбиоз. Согласие церковной и государственной власти отразилось на гербе империи: двуглавый орел под единой царской короной. Такой политический стиль правления государством, государственную атрибутику Византии в полной мере унаследовала Московская Русь XIV века.
Церковная иерархическая структура
Русь переняла у Византии и структуру управления церковью, которая дошла до наших дней почти без изменений. В ее основе лежит территориальный принцип. В каждом культурном регионе во главе церкви стоял свой Патриарх: в Александрии – Александрийский, в Антиохии – Антиохийский, в Иерусалиме – Иерусалимский. В результате такой организации Восточной церкви удалось сохранить культурную уникальность, национальные особенности и местные обычаи.
Изначально церковь Древней Руси была митрополией Константинопольской церкви. Для ее правления Константинополь присылал главу Митрополита. В основном, это всегда были греки. Лишь в 1051 году на киевскую митрополию был возведен славянин – митрополит Илларион. Восточная церковь всегда духовно была близка народу.
Монашество стало развиваться в то время, когда христианство из гонимых религий превратилось в религию государственную. Люди, нуждающиеся во внутреннем подвиге, уходили от мира, общества, уединяясь в пустыне. Родиной монашества считается Египет, а первым человеком, посвятившим себя духовности, был Святой Антоний Великий.
По мере распространения монашества шло развитие его теоретизации. И к X веку монашество было теоретизированно, что выражалось в созданных своде правил, табу для монахов. Кроме того, уже существовала разнообразная аскетическая литература, были составлены монашеские уставы.
Древняя Русь в полной мере восприняла богатую монашескую традицию и дала ей чисто русское развитие, выражавшееся в общих уставных формах. Почитание святых, их иерархии также пришло на Русь из Византии.
Искусство и музыка
Византийское искусство было буквально пронизано символизмом. Предметы видимого мира воспринимались как соответствия явлениям мира невидимого; только в этой связи они обретали смысл. Этот принцип является основополагающим для понимания средневекового искусства вообще, в том числе и древнерусского.
Традиция строительства храмов также пришла из Византии, где наиболее распространенным был крестово-купольный тип храма. Именно такой тип храма появился первым на Руси.
В музыкальной церковной византийской традиции музыка и слово были тесно переплетены. Пению отводилась главенствующая роль при исполнении церковных песнопений. А мелодия строилась таким образом, чтобы наиболее ярко отразить смысловые отрезки текста, наиболее значимые и важные особенным ритмико-темповым рисунком.
Письменность
Византийская культура подарила христианскому миру богатейшее литературное наследие. В первую очередь, это тексты на греческом языке Священного писания Ветхого и Нового Завета. Также оригинальные богословские тексты, жития святых, проповеди, церковные поэтические произведения. Вместе с тем, произведения, отражающие исторические события, хроники, связные с христианским мировоззрением. Все эти произведения представляют собой культурно-историческую ценность.
Греческая литература переняла традиции античной культуры. Содержание образования было примерно то же: учились на произведениях Гомера, Платона и других мыслителей, произведения которых бережно хранились, накапливая библиотечные фонды Империи, в том числе и церкви, а также переписывались. Но в церкви к наследию античности относились весьма неоднозначно. Некоторые вовсе отрицали какое-либо положительное воздействие от прочтения трудов античных классикой, другие – напротив, признавали немалую в этом пользу.
Византия, помимо церковной, имела еще и памятники светской литературы, которая была не столь востребована, поэтому осталась достоянием лишь греческой культуры.