Культурная семантика — это научная дисциплина, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения.
Что такое «культурная семантика»
Под «культурной семантикой» понимают определённую область культурологии, которая занимается изучением явлений культуры с позиции их смысла и значений. Культурные объекты могут быть весьма разнообразны по своей структуре:
- системные
- несистемные
- универсальные
- специфичные
- униформные
- многообразные и т.д.
Эти многообразные культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства, передающие культурно значимую информацию. Проблемы культурной семантики имеют многосторонний характер. Семантика может изучаться как раздел логики (изучение процессов понимания), как раздел семиотики (изучение знаковых систем), как раздел лингвистики (изучение языков).
Культурная семантика изучает тексты как систему носителей информации, с помощью них происходит кодировка всей общественно важной информации.
Методология культурной семантики
Так как проблемы культурной семантики имеют междисциплинарный характер, ее методы так же исторически сложились весьма разнообразными.
Формирование культурной семантики происходило параллельно формированию всего комплекса наук о культуре. Изучение культурных понятий, объектов и явлений не может осуществиться без смысловой нагрузки процессов означения и понимания культурно-значимой информации. Семантический уровень изучения культурных объектов можно встретить в работах ранних эволюционистов (Спенсера, Моргана, Таилора). В работах этих учёных смыслопорождающие процессы являются движущими для эволюционного процесса.
Американские антропологи сформировали методологию, которая предлагает отбирать и систематизировать этнографический материал. Эти методы предполагают изучение понимания определенных концептов в разных обществах.
Большой вклад в развитие культурной семантики внесли представители «философии жизни». В своих исследованиях они сделали акцент на уникальности жизни, для них главным в культуре и философии было чувственное начало.
Ключевым понятием философии культуры является символ. Символ имеет двойную проблематику. С одной стороны, символ представляет собой метафору, в этой форме символ искажает природу самой жизни, с другой стороны, символ является основным инструментом культурного развития, символ формирует культуру. Этот принцип хорошо отображен в работах Шопенгауэра, в которых он говорит о том, что база локальной культуры состоит из парасимволов.
Главная работа немецкого философа идеалиста Эрнста Кассирера «Философия символических форм» представляет собой компромисс между негативным и позитивным отношением к роли символа в культуре. Ученый в своей работы попытался выявить связи между исторически-объективной и духовно-субъективной иерархией символов.
Функциональные параметры культурной семантики были выявлены при становлении кросскультурных исследований и изучении структурно-функционального анализа.
Семантические структуры и анализ процессов понимания и осмысления проводились правителями интеракционизма, феноменологичной социологии и этнометодологии.
В ходе развития герменевтических исследований был поставлен вопрос об изучении понимания и интерпретации, а также было изменено понятие о механизме понимания и о роли понимающего субъекта. Текста был по-новому актуализирован и стал приоритетным объектом понимания.
Формированию гельштат психологии и психоанализа способствовало развитие генезиса смысловых структур и означения. Семантические структуры так же исследовали французские структуралисты. Понимание культуры как совокупности систем, содержащих смысл, позволило сконцентрировать внимание ученых на анализе процессов трансформации внешних воздействий в индивидуальные представления.
Уровни культурной семантики
Коммуникация людей невозможна без знания единого языка, этот язык должен быть понятен всем членам этого культурного общества. В данном случае под языком мы должны понимать не только слова, но и рисунки, знаки, эмблемы, материальные предметы, обряды и ритуалы. Главной задачей культурной семантики является изучение языков социальной коммуникации, механизмов их функционирования.
Культурная семантика имеет три основных уровня исследования. Первый уровень исследования культурной семантики предполагает изучение теории семантических порядков в культуре. Эта теория рассказывает о процессах накопления и фиксации социокультурного опыта людей. Важным является поиск общей структуры семантического поля культуры, определение динамики процессов общественной коммуникации, создание классификации семантических объектов, разработка методов изучения.
Второй уровень культурной семантики не менее важен, на этом уровне изучают определенные семантические системы, изучают системы информационного обмена между индивидуумами, эта система обеспечивает коммуникацию людей в обществе, она основана как на вербальных (то есть словесных), так и на невербальных (не словесных) формах общения.
На втором уровне так же происходит изучение систем массовой информации, эти системы передают важную для общества информацию людям.
На этом же уровне изучают системы общественного определения, эта система приставляет собой общность имен и названий символов, эмблем, образных действий (обрядов и ритуалов), которые обозначают людей, предметы, явления. Так же на втором уровне изучают системы, которые помогают упорядочивать, сохранять и трансформировать информацию в виде материальных форм, текстов и так далее.
Третий уровень предполагает анализ семантических форм. Все формы культуры в той или иной степени имеют семантические характеристики. Это можно объяснить тем, что практически каждая вещь, которую создал человек, имеет знаковую форму. Таким образом даже незначительная вещь, которая может быть найдена в ходе археологических раскопок, способна сообщить много информации о том обществе, в котором она использовалась. Семантические формы передают семантический образ, он передает смысл, идею, ценность или норму. Эти формы становятся культурными артефактами.