Окончательное формирование феодальной системы завершилось к $XII$ столетию с завершением эпохи раннего Средневековья. На этапе зрелого Средневековья происходит решающий перелом в пользу центральной королевской власти, начинается выстраивание вертикали власти, формирование влиятельного феодального государства.
Образ средневекового рыцаря как символ эпохи
Колоритной фигурой, символизировавшей уклад жизни зрелого средневекового общества, является фигура рыцаря, овеянная мифами и легендами, в которых рыцарей представляли преданными вассалами, стойкими защитниками справедливости и правды, благородными кавалерами.
Именно рыцари являлись единственной реальной силой зрелого Средневековья, которая использовалась королями для борьбы с непокорными вассалами; церковью – для завоевательных походов и борьбы за светскую власть, феодалами – для противостояния с другими феодалами.
Рыцари – профессиональные воины, с хорошей экипировкой, вооружением, представители некоторого привилегированного сословия – касты рыцарей; ударная сила феодального воинства.
Основную массу рыцарей составляли мелкие и средние феодалы. К ним выдвигались требования личной храбрости и мужества. И сомнения в этих качествах приводили к многочисленным поединкам. Эта склонность к своеволию, отсутствие дисциплины ослабляли воинский потенциал феодального воинства. В попытках повысить дисциплинированность рыцарского войска были созданы многочисленные духовно-рыцарские ордена с дисциплиной и уставом.
Духовная жизнь зрелого Средневековья
Духовную жизнь средневекового общества определяли преимущественно христианские каноны и церковь, которая стремилась окончательно вытеснить древние языческие верования германских племён. За относительно короткий период времени христианство, возникшее среди беднейших слоев населения в Палестине, превратилось в господствующую религию, а католическая церковь развернула активную деятельность по участию в политической и социальной жизни Западной Европы.
Фактически в условиях развивающегося феодального общества Церковь стала крупнейшим феодалом Европы, со всеми вытекающими из этого характеристиками – борьбой за власть, претензиями на собственность и всевозможные привилегии, участием в военных и политических противостояниях и пр.
Усиление церкви на этапе зрелого Средневековья происходит в постоянной борьбе за укрепление своей власти и влияния с другими центрами феодальной власти. В результате этой борьбы католической церкви удалось стать независимым самоуправляющимся феодальным государством, которое требовало беспрекословного подчинения со стороны светских владык.
Влияние церкви на культуру зрелого Средневековья
Политическое усиление церкви сопровождалось возрастанием ее духовно-идеологического влияния, подчинением ей всех форм культуры. Сословно-иерархическая структура, государственно-правовое устройство средневекового общества рассматривалась служителями церкви как порядок, данный Богом. Высшим сословием этого общества выступало духовенство, наделенное божественной благодатью при совершении таинства священства, что позволяет ему осуществлять посредничество между Богом и человеком.
Духовенство делилось на:
- низшее, не имевшее сана: рядовые монахи и священнослужители;
- высшее, имевшее сан священнослужителя.
В свою очередь, для высшего духовенства устанавливали три степени священства:
- дьяконы – игумены, аббаты, священники;
- архиерии – митрополиты, кардиналы, архиепископы, епископы;
- князья церкви, церковные монархи – папы и патриархи.
Таким образом, зрелое Средневековье стало периодом развития культуры под сильным влиянием христианства и церковных институтов, которые оказывали влияние на все сферы социально-политической, культурной жизни. Сама церковь на данном этапе превратилась в мощное, независимое феодальное государство, претендующее на лидерство в Западной Европе.