Мифы в жизни первобытных людей
Для человека первобытной культуры миф воспринимался как живое существо. Жизнь мифа проявляла себя в «личности» - в человеке, растении, животном, в каком-либо явлении природы (молния, гром, лесной пожар, камень).
Эти явления понимались первобытным человеком в качестве своеобразного партнёра, который имеет свою силу воли, имеет собственные «личностные» характеристики.
Таким образом, сталкиваясь с бытием окружающего мира, человек ярко переживает на себе его воздействие, в этот процесс включаются его эмоциональное и творческое воображение, наряду с интеллектуальными способностями. Данные события наделяются своей особой индивидуальностью, которые нуждаются в описании и объяснении.
Это единство выступает в виде самобытного рассказа, которое воспроизводит пережитое событие, раскрывая его причинные связи. Этот рассказ и является тем, что называется мифом.
Повествуя о мифе, первобытные люди прибегали к иному виду описания и интерпретации, отличающиеся от наших. Метафорическое отождествление играло важную роль в абстрактном анализе.
В мифе ключевым фактором является единство, с помощью которого переживаются, мыслятся и описываются реальные взаимодействия первобытного человека с силами природы. В мифе велся рассказ о тех событиях, от которых зависело существование человека.
Миф наделяется функцией миропонимания в древней культуре, тем способом, с помощью которого она создает собственное понимание ключевого значения бытия.
Миф становится самобытной философией, метафизикой первобытных людей.
Миф и его гипотезы
Дж. Вико – итальянский философ, мыслитель был первым, кто начал полагать, что миф складывается в качестве игры фантазии. Он утверждал, что разные типы мифов формируются на разных уровнях развития общества.
Д.Юм продолжил развивать гипотезу о мифе, предполагая, что страхи и надежды людей толкали их к персонификации закономерностей природы, так как полагали их в качестве своего образа и подобия, наделенными чувствами, страхами и телом.
Э.Тейлор считал, что в основе мифа и религиозных верований располагается анимизм, то есть вера в то, что неживые предметы обладают своей душой, что помогает понять их поступки и действия. Этому мышлению способствовали сны, духи умерших.
Г.Спенсер придерживался тех же позиций, что первобытные люди не могли отличать естественное и сверхъестественно, что возможно, а что – нет. У первобытных людей не было жажды познать что-то новое, и не было правильного понимания причинно-следственных связей, не доставало словарного запаса для проведения аналитических анализов.
Миф, таким образом, является ошибочным объяснением событий, явлений, а является выражением веры, которая переживалась в качестве действительности.
Миф включает в себя базовые функции:
- Выражение и обобщение верований
- Обоснование сложившихся моральных норм
- Обоснование целесообразности ритуалов, культов, обрядов
- Содержание в себе практических правил поведения
- Миф является активной социальной силой, это прагматический закон, который определяет моральную мудрость и религиозную веру.
Для первобытных людей миф выступает подтверждением исконной действительности, являясь прецедентом, который оправдывает поступки коллектива.
Мифология становится средством самовыражения первобытных людей. Миф полагается в качестве идеального образца традиционных моральных ценностей, образа жизни. Миф имеет тесную связь с опытом коллектива, который выступал для человека в качестве объекта веры (мудрость предков).
Миф – это вера предков, которая не подлежала сомнению или проверке и не подвергалась логическим проверкам.