Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Смысл как главная составляющая культуры
Культуру нельзя рассматривать отдельно от человека, это невозможно так как именно человек является создателем культуры. Ученые до сих пор не смогли найти ответ, что же подвигло человека на создание культуры. Активность человека происходит из разных начал.
Главным в человеческой деятельности является ее смысл. Именно деятельность, которая наделена смыслом создает культуру. Деятельность, которая является автоматической основана на инстинктах. Деятельность приобретает смысл в тех случаях, когда у человека просыпается любознательность, когда он желает разгадать секреты природы, познать сущность бытия. Следует так же отметить, что прежде чем появляется некий культурный предмет вначале возникает культурная идея. Затем присоединяется творческая деятельность и рождается новое изобретение. Творческая деятельность не возможна без разума. Для человека очень важно ощущать смысл своей деятельности. Изначально смысл человеческой деятельности состоял в отношениях с чем-то сакральным и божественным. Религиозные понятия появились в связи с тем, что человек хотел вступать во взаимодействие с природой и ее явлениями.
Слово «культура» берет своё начало от слова «культ», то есть поклонение богам. Человек всегда стремился стать выше и над природой, и над своей деятельностью, ему постоянно приходилось сталкивать с различными сложностями, преодолевая эти сложности человек становился сильнее.
Вся деятельность человека весьма разнообразна, точно так же, как и результаты этой деятельности. Однако не любая деятельность связана с духовными прорывами, которые приводят к появлению культуры. Культура так же включает в себя подражание и копирование. Например, тот человек, который является изобретателем колеса создал элемент культуры, однако тот мастер, который лишь по подобию повторил это колесо не является создателем культуры, он представитель цивилизации. Цивилизацию так же воспринимают как вещественное воплощение культуры.
Человек имеет две программы, одна программа инстинктивная, она совпадает с той же программой, что и у животных, вторая программа человека – социальная. Инстинкт говорит всем живым существам, что необходимо делать. Однако в процессе своей эволюции роль инстинкта для человека снижается. Культура — это проявление незавершенности человеческой природы. Человек старался восполнить свое недостаточность, поэтому он стал обращается к духовной деятельности. Культуру можно определить, как общность смыслов, ценностей и норм, которые появились в результате творческой активности человека.
Советский и российский культуролог и философ М. Каган вывел деятельную концепцию культуры. Предметную деятельность он понимал, как процесс осознанного и целенаправленное опердмечивания человеческих идей. Предметная деятельность — это теологическое и технологическое измерение культуры.
Свобода в человеческой культуре
Понятие культура так же не может быть целостным без такого концепта как «свобода». Свобода представляет собой универсальный вариант деятельности. Однако она все-таки может быть ограничена если сталкивается с наукой, техникой, социальными взаимодействиями. Также свободу характеризует такое понятие как историчность, то есть свои предпосылки она берет еще из животного состояния, однако выбор животных не является полностью свободным, так как он основан на врожденных инстинктах. Человек так же ограничивал свою свободу на раннем этапе своего развитие за счет обычаев и различных табу. В XIX веке свобода приобретает новое значение, она считается наивысшей ценностью. Свобода стала центральным компонентом философского учения.
Культура не могла бы существовать без свободы, свобода — это обязательная предпосылка культуры. Свобода отличает человека от животных и машин.
Духовность и материальность как смысл культуры
Другим важным качеством, которое характеризует человека и без которого не смогла бы сложиться человеческая культура – это духовность. Для животного основными категориями являются физическое – психическое, для человек - духовное – материальное.
Духовное сознание начинает формироваться у человека с того момента, когда он задумывается о духах, с духами у людей связаны представления о справедливости на высшем уровне.
Психика человека рождает духовное, духовное понятие она незримо и неощутимо. Однако существует несколько способов, которые могут материализовать духовное начало:
- физическо-телесный способ
- вещественно-технический способ
- социально-организационный способ
Опредмечивание необходимо для того, чтобы духовность передавалась другим людям. Духовная культура не может включать в себя только незримые и неощутимые элементы, она должна нести в себе информацию, которая способна передаваться другим людям.
Говоря о культуре, необходимо так же указать и важность материальной деятельности. Материальная деятельность предполагает физическую культуру, которая представлена различными воздействиями на человеческое тело. Так же материальная деятельность представлена технической деятельностью, которая включает в себя создание вещей «второй природы», и социально-организационную деятельность (создание учреждений, институтов, предприятий). Здесь так же следует упомянуть что все эти учреждения принадлежать как к социальной сфере, так и культурной.
Связь материального и духовного порождает художественную деятельность. Культура состоит из трех связанных между собой вариантов деятельность:
- материальной
- духовной
- художественной
Мотивы предметной деятельности двойственны, с одной стороны это может быть целенаправленная мотивация, с другой – самоцельная мотивация. Целенаправленная мотивация создает труд, а самоцельная мотивация создает игру.
Модальности культуры, которые характеризуют процессы опредмечивания включают в себя труд, игру, обычаи и ритуалы, художественное творчество.