Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Риторика и культура речи

Все предметы / Языкознание и филология / Риторика и культура речи
Содержание статьи

Взаимосвязь риторики и культуры речи

Определение 1

Риторика - это филологическая дисциплина, которая направлена на изучение красноречия, способов организации выразительной речи. Культура речи - это наука о нормах речи, умелом пользовании языковыми ресурсами в ситуациях коммуникации. Риторика и культура речи тесно взаимосвязаны между собой.

Культура речи имеет большое национальное и социальное значение: она обеспечивает высокий уровень речевого общения, эффективное осуществление речевых функций, способствует повышению общей культуры личности и общества в целом. Через культуру речи происходит культивирование самого языка, его совершенствование. При обосновании культуры речи, необходимо обратиться к дефиниции речи.

Речь – это:

  • общение людей между собой с помощью языка;
  • речевая деятельность;
  • процесс отбора и использования средств языка для общения с другими членами определенного коллектива;
  • форма существования живой речи;
  • функционирования языка в процессах выражения и обмена мнениями;
  • конкретная форма существования языка как особого вида общественной деятельности.

Речь не существует в отрыве от языка и осуществляется на определенном языке (русском, английском, немецком и др.) с соблюдением законов и правил, которые берутся из языковой практики людей. Итак, речь – это основа создания языка, форма актуального его существования.

Язык и речь многофункциональны, благодаря чему они организуют коммуникативную деятельность, достигая поставленной цели. Особенность межличностной коммуникации также состоит в том, что коммуникативное воздействие как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда коммуникатор-адресант и реципиент-адресат обладают единой системой кодирования и декодирования знаков – контекстом, то есть когда они говорят на одном языке.

Готовые работы на аналогичную тему

Это означает, что у людей, которые общаются, должно быть одинаковое понимание не только значений одних и тех же слов, но и их смысл, поскольку значение в единстве с личностным смыслом образует структуру индивидуального сознания.

Определение 2

Смысл – это то субъективное содержание, которое приобретает слово в конкретном контексте, в конкретной ситуации общения. Смысл, который вкладывает в слово тот или иной индивид, может не совпадать с общепринятым его значением, может быть барьером в общении.

Итак, настоящее эффективное общение в рамках культуры речи – это не столько обмен значениями, сколько обмен смыслами, это поиск общего смысла.

Обращая внимание на то, как происходит обогащение научных теорий, ученые пришли к выводу, что лингвистика часто опирается на данные психологических исследований, а риторика использует их на практике. А вот для описания процесса поиска общего смысла наблюдается противоположная картина.

Так, уже социальная психология заимствовала из лингвистики термин «тезаурус», которым обозначается единая система значений, принятая всеми членами группы, участниками коммуникативного процесса. Однако количество значений слова ограничено для каждого этапа развития языка, а количество смыслов практически неограниченно. Итак, обмен информацией возможен только при условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса.

Прикладной потенциал риторики

Несмотря на существующий богатый опыт обоснования важности риторики и культуры речи, на данный момент наблюдается недостаток непосредственного грамотного устного общения, усиленный снижением уровня начитанности молодежи, а также резкое уменьшение в учебном процессе ситуаций, которые развивают навыки устной коммуникации – все это приводит к тому, что современный среднестатистический носитель языка показывает достаточно низкий уровень речевой компетенции.

Повышение собственной языковой сноровки – это одна из профессиональных обязанностей любого специалиста. В этом смысле риторика выступает как прикладная дисциплина, призванная обеспечить умения и навыки эффективной коммуникации, проявляющихся в процессе живого общения. Поэтому для каждого занятия можно предложить проблемную тему для общего обсуждения и ряд тренинговых упражнений.

В частности, курс риторики направлен на закрепление таких навыков:

  1. Ведение научных и публицистических выступлений с целью выработать умение говорить неторопливо, не глотая слова. Речь должна быть с логическими и выразительными паузами. Также это способствует обогащению лексического запаса, позволяет усвоить принятые языковые конструкции;
  2. Соблюдение языковой нормы на орфоэпическом и акцентуационном уровнях благодаря чтению вслух (особенно прозаических текстов), используя при этом современные технические средства;
  3. Исключение из речи слов-паразитов (например, значит, типа, ну, знаешь, как сказать и т.п.), которые не только ничего не выражают, но и могут своей бессодержательностью исказить суть высказывания.

Практические занятия по риторике призваны выработать устойчивые навыки речевого самоконтроля и самоанализа, ведь любая, даже самая замечательная мысль теряет свою ценность, если она плохо выражена. Подробный анализ и оценка чужого и собственного выступления развивает целый комплекс риторических умений и навыков:

  • во-первых, приучает к взаимодействию с партнером в общении, учит понимать его мысли, чувства, целесообразность того или иного речевого поведения.
  • во-вторых, такой анализ способствует выработке точности речи (устранение фактических ошибок), выразительности речи (через применение разнообразных риторических средств), яркости, точности речи (с помощью риторических фигур и тропов).
  • в-третьих, эта работа развивает умение использовать адекватные приемы подготовки к речи и уместные средства общения, которые позволяют оратору успешно решать поставленную научно-практическую задачу.
  • в-четвертых, развивается и умение придерживаться определенного ораторского жанра, ориентируясь на адресата и на решение конкретной речевой задачи.

Воспитание навыков общения на государственном языке будет способствовать повышению статуса русского языка. Применение методов практической подготовки и тренингов позволяет достигать умения добавлять информационную свежесть в выступления, логичность развития темы; подбирать аргументацию и наглядность, использовать средства активизации внимания слушателей, соблюдать основные критерии культуры речи и правила поведения перед аудиторией.

Современная гуманитарная подготовка на третьем образовательно-научном уровне должна предусматривать усвоение навыков культуры речи во время практических занятий, которые ставят целью научить аспиранта секретам языковой коммуникации, в том числе дать ему навыки:

  • подготовки устного публичного выступления,
  • формулировки тезисов научной публикации,
  • проведения встречи с деловыми партнерами тому подобное.

Важное значение для совершенствования культуры речи имеет систематическое и целенаправленное упражнение в риторике - тематическое общение на государственном языке во время практических занятий, поскольку умение и навыки вырабатываются только в процессе речевой деятельности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис