В современной научной литературе представлено огромное множество дефиниций культуры. Вариации интерпретаций обусловлены многоаспектностью, сложностью, синтезным характером феномена. В рамках семиотической науки культура понимается как знаковая, система, что обеспечивает возможности реализации знаковой функции.
Знаковая природа культуры
Семиотика исходит из понимания наличия высокой ценности, деятельностной, предметной и исторической информации, закрепленной в структуре каждого знака культуры.
Знаки являются основным инструментом, при помощи которого реализуется фиксация и оценивание индивидуальной и общественно значимо информации о личности и мире в культурных дискурсах, взаимодействие людей и сообществ между собой.
Информационная насыщенность знака, таким образом, обеспечивает преемственность в процессе передачи опыта от поколения к поколению, а также взаимообогащение отдельных культур при взаимодействии в синхроническом аспекте, в рамках одного временного периода.
Особая роль в коммуникативных, аккумуляционных процессах отводится знакам-символам.
Главное отличие знака от символа заключается в силе его воздействия на реципиента, в отличие от знака, символ многозначен, допускает множественные интерпретации, характеризуется изменчивостью, постоянным обогащением семиотической структуры, вовлечением новых коннотаций, формирование которых обусловлено влиянием контекстуального культурного окружения.
Принцип символизма, таким образом, является общепринятым, универсальным и значимым для мира человеческой культуры. Символический универсум образовывается внутренними формами культуры, включая миф, религию, язык, искусство, науку, которые, в свою очередь, выступают результатом адаптации общества к окружающей среде, в результате чего формируется новое измерение реальности, дополняющее объективно существующую физическую реальность.
Знаки как основа ценностной составляющей национальной культуры
Любая национальная культура как семиотическая система представляет собой динамично меняющийся феномен. В рамках одной культуры вещь может стать знаком, символом, может наделяться определенными ценностными смыслами, тогда как в другой этого не происходит. В разных культурах одна и та же вещь, один и тот же знак может наделяться различной содержательностью, смыслами, в результате чего формируется национальное культурное многообразие, отражающее особенности национального менталитета, воплощенного в знаках-символах.
Смыслы культуры связаны с ее аксиологическим основанием, со значимостью процессов, явлений, феноменов.
Под категорией ценности в рамках культурологического подхода понимаются любые феномены, которые обладают значимостью для человека; значимость – это отношение субъекта к определенному событию или явлению.
Ценности представляют собой важнейший элемент культуры, определяющий характер ее взаимоотношений с людьми, сообществами. Сам процесс развития культуры связан с постоянной переоценкой ценностей, выдвижением новых эталонов.
Знаки как основа формирования смысловой стороны культуры
Существуют различные подходы к классификации ценностей, воплощенных в знаках. Различают субъектные и предметные ценности, ценности-цели и ценности-средства, абсолютные и относительные и пр. Культурно-исторические ценности представляют собой культурно-историческое наследие в системе знаковых форм. Ценности, выраженные и представленные в знаковой форме, составляют смысловую сторону содержания культуры.
Таким образом, знаки выступают основой формирования всех культурных реалий, феноменов, основой развития самой культуры. Именно в знаках воплощается ценностная сторона культурной модели, формирующая ее смысловое наполнение.