Зарождение культуры
У слова «культура» есть множество толкований, как наиболее общих так и специфических.
В широком смысле слова, культура – это исторический и социальный опыт человечества, который накапливается, сохраняется и передаётся от одного поколения к другому.
Культура возникает уже в первобытном обществе, когда человек начал осмысливать окружающий мир доступными ему способами. Изображения животных и сцен охоты, найденные в пещерах, говорят о том, что первобытный человек начал создавать культуру. Культура, как нечто искусственно созданное человеком, противопоставляется природному миру. Когда человек начал приспосабливать природу под себя, когда он начал окружать себя искусственно созданными вещами (одежда, жилища, украшения) тогда и зародилась культура.
Культура включает в себя все формы материальной и духовной деятельности человека. Материальная, или производящая деятельность направлена на преобразование окружающей среды, на создание более комфортных условий жизни. Духовная деятельность включает в себя осмысление окружающей действительности, запечатление мира посредством образов.
Все формы общественного сознания, будь то политика, религия, философия, искусство или наука, тоже являются частью культуры. В современном понимании с культурой чаще всего отождествляется именно искусство.
Возникновение религии
Считается, что религия выросла из мифологического сознания. Миф был исторически первой формой осмысления человеком окружающей действительности. Древний человек, стараясь объяснить природные явления доступным ему способом, создавал миф. Специалисты считают, что миф породил все последующие формы общественного мышления:
- религия;
- искусство;
- наука;
- философия.
В религиоведении существуют разные теории возникновения религий:
- религиозная;
- промежуточная;
- эволюционная.
Религиозная. Согласно этой теории человек был создан Богом и до грехопадения общался с ним напрямую. Но после грехопадения прямое общение с Творцом стало невозможным, и Бог открывал себя откровениях, через пророков, ангелов и в богоявлениях. В свою очередь, люди могут обращаться к невидимому Богу через молитвы, как непосредственно, так и через посредников.
Промежуточная. Данная концепция, с одной стороны, опирается на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основывается на ключевом положении аврамических религий о сотворении мира и человека Богом. Суть теории в том, что после грехопадения человек перестал общаться с Творцом, и даже забыл о его существовании. Поэтому человек должен заново искать путь к Богу. В связи с этим, каждая религия –это поиск путей возвращения к Творцу. Такому подходу к возникновению религии соответствует концепция прамонотеизма, которую выдвинул немецкий антрополог Вильгельм Шмидт (1868 – 1954 гг.). Согласно теории прамонотеизма изначальной формой любой религии был монотеизм, то есть единобожие, которое впоследствии было утрачено и выродилось в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Научным сообществом теория прамонотеизма Шмидта не была поддержана.
Эволюционная. Данная теория происхождения религии заключает в себе следующие положения. Вера в сверхъестественное появляется у человека при определённом уровне развития мозга, когда человек не мог рационально объяснить и осмыслить природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Древние люди верили, что высшим силам не чужды человеческие эмоции. Модели поведения в человеческом обществе проецировались на отношения между высшими силами. Сторонники данного подхода считают, что религия развивалась от более простых к более сложным формам: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм. Согласно этому подходу, развитие религиозного сознания закрепляла нормы морали в обществе, тем самым повышая стабильность социума.
Философия как форма общественного сознания
Считается, что философия как форма общественного сознания зарождается вместе с появлением рабовладельческого общества. Однако, нужно отделять протофилософию от собственно философии. Философия приобретает чёткие очертания, и становится не только формой общественного сознания, но и особой наукой в Древней Греции.
Философия отражает наиболее общие законы материи и духа. Философия вырабатывает целостный взгляд на окружающую действительность, выводит систему обобщённого знания о мире, природе, социуме, о месте человека в мире.
Кроме того, философия служит методологической основой для научного знания. Оно опирается на всю совокупность знаний своей эпохи, и пытается дать объяснение фундаментальным мировоззренческим вопросам о природе мира, общества и человека. Выдающийся немецкий мыслитель Г. В. Ф. Гегель называл философию квинтэссенцией эпохи.
Философию можно определить как науку о всеобщем. И действительно, каждая конкретная научная дисциплина, будь то физика, химия, биология, психология, экономика и т.д., изучает ограниченный круг предметов и явлений. Но уже мудрецы древности заметили, что существуют некие всеобщие законы и в природе, и в обществе, и в человеческом познании. Эти всеобщие законы в их единстве и изучает философия.
В современном обществе каждый образованный человек ставит для себя мировоззренческие вопросы. Человек задумывается о смысле жизни, о своём месте в мире, возможностях познания окружающей действительности, об отношении между природой и человеком, об отношениях между людьми. У каждого человека, так или иначе есть свои жизненные принципы, своя философия. Даже отрицание всяких принципов – уже есть некий принцип. Поэтому человеку трудно избежать размышлений о своей природе, о других людях, о мире. Особенно важно рефлексировать (размышлять) в современном мире, где огромные потоки информации не дают человеку заглянуть в самого себя.