Кубизм представляет собой модернистское направление изобразительного искусства 1900-1920 гг., зародившееся во Франции и характеризующееся обращением к геометрическим формам, стремлением к подчеркнутой фрагментаризации, «раздробленности» реальных объектов на стереометрические примитивы; сложное художественное явление, объединившее скульпторов, живописцев, поэтов и музыкантов.
Начало направления положено в совместном творчестве П. Пикассо и Ж. Брака; своего наивысшего расцвета достигло в период Первой мировой войны.
Отличительными характеристиками выступает преобладание острых граней, прямых линий, кубоподобных форм.
Этапы развития кубизма
Сам термин впервые был употреблен критиком Л. Воселем в 1908 году при описании картин Ж. Брака.
В развитии художественного направления можно условно выделить три этапа:
- сезановский кубизм (1907 – 1909 гг.);
- аналитический кубизм ( 1909 – 1912 гг.);
- синтетический кубизм (1913 – 1914 гг.).
Сезанновский кубизм
Термин «сезанновский кубизм», как правило, используется для обозначения первой фазы развития направления и художественного метода. Отличительной характеристикой произведений данного этапа выступает склонность к абстракции, упрощению форм объектов. Появление кубизма этого периода связывают с отсутствием форм в импрессионизме и усилением влияния постимпрессионизма.
В основе философского обоснования направления – понимание того, что настоящей реальностью может обладать лишь идея, а не ее конкретизация, отражение в объективном мире. Соответственно, роль художника состоит в том, чтобы создавать символические формы, воплощающие идеи, а не имитировать изменчивый облик объектов.
Непосредственное влияние на развитие направления оказало творчество Поля Сезанна, который в 1904, 1907 годах представил в Париже свои работы, которые сильно впечатлили П. Пикассо. Уже в 1906 году П. Пикассо создает свою картину «Авиньонские девицы», которая считается первым шагом на пути становления кубизма. Картина выступает отражением увлечения живописца как идеями Сезанна, так и примитивизмом негритянской и иберийской скульптур.
Кубисты этого периода находились под сильным влиянием постулатов, сформированных в рамках сезанновской концепции, включая стремление к выявлению простейших геометрических форм, лежащих в основе предметов. Живописцы отвергали традиционную перспективу как оптическую иллюзия, стремясь к предоставлению всеобъемлющего изображения объекта посредством разложения, анализа и репрезентации нескольких форм объекта в рамках одной картины.
Кроме того, художники использовали резкое разграничение цветового оформления: теплые тона использовались для выступающих элементов, холодные – для удаленных.
Аналитический кубизм
Для второй фазы развития художественного направления характерно исчезновение образов объектов, стирание границ между формой и пространством. Для полотен этого периода свойственно использование полупрозрачных пересекающихся плоскостей и переливчатых цветов, размещение объектов таким образом, чтобы их положение было неопределенным.
Расположение объектов в пространстве постоянно изменяется, также как их отношение к композиционным массам, в результате чего осуществляется визуальное взаимодействие пространства и формы.
Философским обоснованием аналитического кубизма стала концепция постоянно меняющегося, динамического универсума А. Бергсона, а также многочисленные открытия математики и естественных наук конца XIX столетия. Роль художника сводилась к роли создателя нового видения мира.
Таким образом, кубизм представляет собой одно из модернистских направлений искусства начала минувшего столетия, которое, несмотря на относительно недолгую историю своего существования, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие искусства XX века.