в искусстве конца XIX-XX вв. следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно-отсталых народов). Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В 20 в., наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространен романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А.М. Мозес в США), вызывающий отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова).
На материале произведений Дж.Г.Лоуренса, Э.Хемингуэя, Ш.Андерсона, Г.Стайн, Дж.Конрада и представителей Гарлемского Ренессанса К.Ван-Вехтена и К.МакКея исследуется амбивалентное отношение художников-модернистов к примитиву, который, с одной стороны, воспринимается как «здоровая» альтернатива «больному» европейскому сознанию, с другой может представлять потенциальную угрозу рациональному, духовному, собственно человеческому началу личности. Делается вывод о преобладании первого типа восприятия, связанного с особенностями построения модернистской утопии.
выделил такие черты дурского искусства, как фронтальность, спиритуализм, иерархизм, веризм, линеарность, примитивизм... Так, для Востока были свойственны религиозный энтузиазм, веризм, сглаживание черт, примитивизм в группировке
лица, принадлежащие к кастам, занимающим низшее положение в сословно-кастовой системе Индии. Неприкасаемость связана с занятиями, считающимися в индуизме нечистыми (обработка кожи, уборка мусора и др.). Индуизм запрещает общение с «неприкасаемыми» лицам из более высоких каст.
фр. avant – впереди, garde – стража – передний край, передовой отряд) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.
(греч. mimos-подражание, воспроизведение) – способ художественного творчества (в основном в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Термин «мимезис» введен Аристотелем. Демокрит писал: «Человек видит, что он может создать то же самое, что происходит в природе. Ласточка вьет свое гнездо – появляется архитектура. Паук ткет свою паутину – появляется ткачество. Человек слышит, как поет соловей и как поет лебедь, - и появляется пение».