Древнепарфянское искусство
Парфия – одно из крупнейших и важнейших государств Древнего мира, сравнимое по своему значению с Римской империей. Наиболее сложным вопросом в истории парфянской культуры является соотношение в ней персидского и эллинистического искусства.
Например, для архитектуры парфян, как и для архитектуры эллинов, характерно слияние функций храма и дворца. В жилых домах местные традиции проявляются отчетливее, чем греко-римские. Для строительства домов использовался сырцовый кирпич. Окон в домах не было. Все комнаты были сгруппированы вокруг центрального дворика.
В домах знатных людей были парадные комнаты с колоннами, выполненными в стиле, напоминавшем коринфский ордер.
О парфянской живописи сохранилось очень мало сведений. Отчасти это компенсируется теми представлениями, которые можно составить о вазописи. В Парфянском царстве активно развивалась монументальная живопись. В ней прослеживались черты архаической плоскостности, фронтальность композиции.
Росписи были найдены и в Большом храме Мансур-депе. Это декоративные изображения, близкие по стилю монументальной живописи Александрии, Македонии, городов Северного Причерноморья.
Схема росписи внутренних стен часто воспроизводила кладку. Цоколь, ортостаты и панели при этом выделялись цветом. Некоторые росписи напоминают цветной мрамор.
Декоративная роспись внутренних помещений иногда не содержала каких-либо фигурных изображений, а представляла собой яркую тонировку архитектурного декора.
Скульптуры парфянских мастеров известны в основном во фрагментах, но, видимо, скульптуры входили в оформление важных храмов и общественных сооружений.
На востоке Парфянского царства, помимо привозных эллинистических произведений пластики получили распространение местные глиняные статуи. Как и в памятниках архитектуры, в парфянской скульптуре определяющим началом было сочетание греческих и местных черт, которые неодинаково взаимодействовали в разных художественных центрах и в разные периоды.
Также прослеживаются общие черты парфянской скульптуры с бактрийской. Это проявляется в тематике и в облике фигур.
Главная стилистическая особенность монументальной скульптуры — героизация образа, особая масштабность, проистекающая из ее принадлежности к официальному искусству.
Изучение парфянской культуры
Изучением парфянской культуры в 20-30-е гг. XX века занимался русский и американский (в эмиграции) историк-антиковед М. Ростовцев. По его инициативе и под его руководством в 1928-1937 гг. начались раскопки в Дура-Европос. На основании полученных археологических данных Ростовцев разработал новую концепцию парфянской культуры, уделив в первую очередь внимание искусству. Об этом в своей статье «М. И. Ростовцев — первооткрыватель парфянского искусства» пишет О. Л. Грива.
В юности Ростовцев занимался изучением помпейской живописи, а потом в течение нескольких лет – южнорусской, поэтому имел необходимый опыт в данной сфере. Ученый часто сопоставлял боспорское искусство с парфянским, находя у них много общего.
Так, Ростовцев выделил такие черты дурского искусства, как фронтальность, спиритуализм, иерархизм, веризм, линеарность, примитивизм в группировке, сглаженность линий тела. Также он отмечал, что парфянские мастера изображали объект в двух измерениях.
Ростовцев разграничивал восточное и греческое начала. Так, для Востока были свойственны религиозный энтузиазм, веризм, сглаживание черт, примитивизм в группировке. А такой принцип, как фронтальность, считал ученый, с Востоком не связан.
Важной чертой парфянского искусства было то, что большая часть живописи и скульптур имела культовое назначение. Развивалось и светское искусство, но ему были свойственны те же методы и приемы, что и религиозному.
М. И. Ростовцев считал, что парфянское искусство является ветвью искусства Ближнего Востока позднеэллинистического и раннеримского периодов. Исследователь отмечал, что парфянское искусство – «предтеча» ранневизантийского и христианского.
Выводы Ростовцева о парфянском искусстве основаны на результатах исследований археологического материала, найденного в ходе раскопок в Дура-Европос. Однако в его исследовании есть определенные неточности, связанные с тем, что в то время не были известны материалы из коренных областей Парфии (Южной Туркмении), поэтому у него не было возможности из изучить.