Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кубизм как жанр искусства

Кубизм в живописи

Определение 1

Кубизм – это значимое направление в искусстве, зародившееся в начале 20-го века во Франции. Является частью модернизма.

Ключевая идея кубизма заключается в стремлении художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном формате. Это позволяет живописцу отобразить объект одновременно с разных сторон, подчеркнув его свойства, которые зритель не замечает при классическом воспроизведении объекта с одной стороны.

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих считал, что происхождение кубизма нужно искать в произведениях французского живописца Поля Сезанна. В этой связи, Гомбрих приводит в пример работы Сезанна «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также ответ художника на письмо молодого Пабло Пикассо. В одном из писем, Сезанн рекомендует будущему основоположнику кубизма «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров».

Ещё раз нужно подчеркнуть, что идеи Сезанна оказали большое влияние на изобразительно искусство 20-го столетия. В своём творчестве он специально искажал перспективу, чтобы получилось воспроизвести больше граней объекта (этот художественный приём, по сути, является основой кубизма). Кроме всего прочего, этот живописец в своих работах часто упрощал объекты до простых геометрических фигур.

Итак, появление кубизма относят к 1905-1907 гг., и связывают с творчеством Жоржа Брака, Хуана Гриса и Пабло Пикассо. Картина Пикассо «Авиньонские девицы», датированная 1907 годом, считается началом рассматриваемого нами течения в искусстве. Интересна история происхождения термина «кубизм». Он появился в 1908 году после того, как французский художник-фовист и скульптор Анри Матисс, увидев произведение Жоржа Брака «Дома в Эстаке», воскликнул: «Что за кубики».

Кубизм, в процессе своего развития прошёл несколько периодов:

  1. Сезанновский кубизм. Название этого этапа связано с французским художником, предшественником и идейным вдохновителем течения. На данной фазе представители кубизма стремились отдалиться от передачи истинного вида, старались разложить изображаемые объекты на отдельные геометрические фигуры и формы. Такое разложение привело к возникновению закономерности в использовании цветов. Элементы переднего плана картины зачастую стали окрашиваться в тёплые тона, а составляющие части на заднем плане окрашивали холодными цветами.

  2. Аналитический кубизм. Данный этап развития течения можно охарактеризовать стиранием границ между пространством и формой. Возникают переливчатые цвета в полупрозрачных пересекающихся плоскостях. Отныне художники располагают формы в хаотичном порядке. Взаимодействие между пространством и формой – главное достижение на данном этапе развития течения.

  3. Синтетический кубизм. Элементы такового впервые появляются в творчестве Хауна Гриса с 1911. Важно, что Грис, наряду с Пикассо и Браком, считается основателем течения. Можно сказать, что синтетический кубизм стремился к обогащению действительности за счёт объектов эстетики. Для конструирования объекта применяется фактура поверхности, линии и узоры. В данном периоде живописцы применяли аппликации для конструирования самодостаточного объекта. Но позднее кубисты отказались от такого метода, как аппликация, потому что решили, что получить полноценную комбинацию можно без бумаги.

«Кубизм как жанр искусства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ключевые представители течения:

  • Пабло Пикассо;
  • Жорж Брак;
  • Хуан Грис;
  • Фернан Леже;
  • Андре Маре.

Кубизм в архитектуре

Рассматриваемое нами направление заняло нишу не только в живописи, но и ярко проявило себя в архитектуре. Всё началось с того, что на Осенней выставке в Париже 1912 г. некая группа людей презентовала больших размеров (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были спроектированы французским художником и скульптором по имени Раймон Дюшан-Вийон (1876-1918 гг.). Над оформлением комнат работали несколько человек, среди которых был Андре Маре. Апартаменты были необыкновенно обставлены, а стены были украшены произведениями художников-кубистов. В дальнейшем появляются первые объекты, построенные по проектам архитекторов-кубистов, но не в Париже, а в Праге.

Специалисты называли столицу Чехии самым главным центром кубистского искусства. Архитектура в этом стиле и авангардна, то есть самая прогрессивная и передовая для своего времени, и в то же время традиционна. В ней можно увидеть те же элементы, что мы привыкли видеть в традиционном зодчестве и градостроительстве: фронтоны, люкарны, симметричные фасады, порталы.

По окончании Первой мировой войны, архитекторы Чехословацкой республики вернулись к своему делу, но строения стали уже другими. Треугольники, популярные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. Зарождается новое течение, под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме 20-го столетия были возведены строения и здания, создатели которых смогли по-своему воплотить одно из самых интересных и креативных решений в кубизме архитектуры.

Самыми прославленными и талантливыми мастерами кубизма в архитектуре были:

  • Йозеф Гочар;
  • Павел Янак;
  • Властислав Гофман;
  • Йосеф Хохол;
  • Эмиль Краличек.

Они работали как в Праге, так и в других городах. Самым знаменитым во всём мире зданием, построенном в рассматриваемом нами стиле, считается дом «У черной Матери Божьей». Это известное здание было построено в 1911-1912 годах в Праге архитектором Йозефом Гочаром для купца Франтишка Хербста. Строение получило своё название в честь статуи, стоявшей на этом месте раньше у барочного дома. Современному человеку облик этого строения может показаться обыденным и обычным, но для начала 20-го столетия это строение было примером дизайнерской креативности и результатом смелых архитектурных решений. В. Гофман создал проекты для входных павильонов Дяблицкого кладбища, Й. Хохол построил пару жилых домов под Вышеградом. Кроме всего этого, неподалёку от Вацлавской площади, можно найти кубистические фонари, которые спроектировал Эмиль Краличек. Нужно упомянуть, что Краличек также стал создателем Diamond House в Праге.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot