Что такое интеракционизм
В конце XX века в 80 – 90-е годы в русле психологического направления активно развивается метод изучения особенностей культуры с позиций этнопсихологии. Этот метод получил название интеракционизм.
Интеракционизм изучает содержание «Я»-индивида определенной культуры, которое состоит в разнообразных социальных его взаимодействиях на различных уровнях (семья, детский коллектив, профессиональный коллектив и т.д.).
«Я» является термином этого метода, под которым подразумевается объект исследования. В основание его положена теория символического интеракционизма Дж. Г. Мида.
Суть теории Дж. Г. Мида
Различные взаимодействия, или интеракции, в которые вступает человек и в которых он играет какую-то определенную роль (роль сына во взаимодействии с матерью, роль покупателя в интеракции продавец – покупатель) и есть содержание его «Я». Многие интеракции имеют символическую нагрузку, потому что они культурно нагружены. Человек как существо культурное, и зачастую начинает анализировать себя, т.е. сам становится объектом рефлексии, а его «Я» в этом случае выступает в качестве примера размышлений.
Только когда производишь и усваиваешь отношение к самому себе отношения окружающих людей, тогда по-настоящему объектом изучения индивид может стать для самого себя. Дж. Мид считал, что важно изучать не только язык, который, безусловно, носитель культуры, но и жестовый язык, который также имеет свое культурное значение.
Влияние теории Дж. Мида
Утверждения ученого повлияли на теорию этничности, в частности на учение Дж. Де Во. Также она стала базой анализов национальных, или культурных, особенностей «Я» индивидов разных регионов мира.
В результате таких исследований выявили, например, что «китайское» «Я» – это в первую очередь традиции семьи, границы индивидуального «Я» как бы растворены в интеракциях внутри семьи. А «индийское «Я» – это, прежде всего, каста. «Я» с США – это, конечно, индивидуализм.
Исследования о народе США так и называются «Одинокая толпа»
«Японское» «Я» отличает единство внутренней и внешней его сторон, обеспечивающейся жизненной биоэнергетикой, которая имеет две формы – организованную и спонтанную.
Современный активный диалог культур, политические изменения, смена религиозных предпочтений и даже сексуальной ориентации приводит к изменению содержания «Я», моделей его интеракций во многих культурах.
Современное развитие содержания «Я»
На современном этапе, как показывают этнопсихологические исследования культуры, есть два явления в осознании этической идентичности. Очень активен феномен национального экстремизма – это искаженная форма национальной идентичности. В основе лежит доведенная до абсурда любовь к собственной культуре к этнической истории, приводящая к ненависти к культуре других народов. В таких случаях содержание «Я» значительно сужается. Кроме того, национальный экстремизм – это политический инструмент: рисуется «образ врага» (иной этничности), на который возлагается ответственность за все беды и несчастья. Во многих странах Евросоюза мы сейчас можем наблюдать такое явление. Как результат национального экстремизма можно обнпружить развитие гиперэтнического типа личность, по терминологии Дж. Деверо.
Иной аспект современного развития культуры заключается в идеализации прошлого и внедрение моделей его интеракций в нынешнюю жизнь. Таким образом возрождаются былые стереотипы из старых добрых времен. Это называется фундаментализмом. Его можно наблюдать в исламских странах конца XX века. Некоторые проявления фундаментализма можно увидеть и в России, когда пытаются идеализировать жизнь общества в Советском Союзе.
Значение этого аспекта может быть понято в контексте борьбы культур-цивилизаций в современном геополитическом пространстве.