Дмитрий Сергеевич Лихачёв – ($1906$ – $1999$) русский культуролог, филолог, искусствовед, пропагандист нравственности и духовности, академик РАН, председатель правления Российского фонда культуры с $1986$ по $1993$ год.
Биография
Лихачёв имел мировую известность в качестве литературоведа, культуролога, историка культуры, публициста. Он является автором фундаментальных произведений , которые посвящены русской культуре и ее истории, издал около $500$ научных и $600$ публицистических трудов.
Окончил гимназию Императорского Человеколюбивого общества, реальное училище К.И. Мая и Советскую единую трудовую школу. Учился в Ленинградском государственном университете на отделении романо-германской и славяно-русской секции языкознания и литературы, на факультете общественных наук.
Лихачёв был участником кружка «Космическая академия наук», $1928$ году за это был подвергнут аресту.
Он был осуждён за контрреволюционную деятельность и был политзаключенным до $1931$-го года в Соловецком Лагере особого назначения.
В этот период Лихачёв публикует свой первый научный труд «Картежные игры уголовников». Лихачёв досрочно был освобожден и возвращен в Ленинград.
С $1932$ по $1933$ год Лихачёв занимал должность литературного редактора Соцэкгиза, написал статью «Черты первобытного примитивизма воровской речи», которая вошла в сборник «Язык и мышление».
По ходатайству президента АН СССР А.П. Карпинского с Лихачёва снимают все судимости. В $1941$ году Лихачёв защищает свою диссертацию, чтобы получить степень кандидата филологических наук, по теме «Новгородские летописные своды $12$ века».
В $1952$ году получает Сталинскую премию $2й$ степени за коллективный научный труд «История культуры Древней Руси».
Основные труды
- «Оборона древнерусских городов».
- «Национальное самосознание Древней Руси. Очерки из области русской литературы $11$-$17$ вв.».
- «Возникновение русской литературы».
- «Русские летописи и их культурно-историческое значение».
Культурологические и философские воззрения
Имея специальность медиевиста- исследователя, Лихачёв посвятил себя изучению словесности, искусства и истории Древней Руси, уже предполагает обширный кругозор, энциклопедизм Лихачева.
Лихачёв являлся убеждённым сторонником теологичности в развитии культуры. В своих трудах Лихачёв даёт понять, что культура развивается, проходя путь от хаоса к гармонии, идя от просветления высшего смысла к произведению в культуре.
Концептосфера национального языка играет одну из важных ролей в культуре, по Лихачёву, которая концентрировала культурные смыслы, ссылаясь на все уровни ценностного и смыслового единства культуры. С помощью концептосферы любой национальной культуры, культура существует в качестве определённой целостности.
Чем больше культура имеет внешних и внутренних связей с какими-либо культурами, а так же отдельными отраслями культуры, тем полнее и богаче она будет, с этой помощью культура продвигается в своём историческом развитии.
Высшие достижения культуры, то есть философия, литература, искусство, как говорил Лихачёв, не могут иметь никаких закономерностей, а обладают антизакономерным, случайным характером.
Гениальные творцы и их достижения не включаются в состав культурно-исторический контекст, понимаясь в качестве бунта, отклонения от нормы, соперничество с традициями. В этом смысле они являются безграничным источником для инноваций, расширяющих мировую культуру.
За свои заслуги в отечественной и мировой культуре Лихачёв не раз награждался почётными наградами и удостаивался государственными премиями, настолько значителен был его вклад в эту область. Он считался при жизни классиком русской культуры $20$ века.