Аксиология (от др.-греч. ἀξία «ценность» + λόγος «слово, учение») —это раздел философии, который изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности, структурой ценностного мира, то есть аспекты связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Ценности – это указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Формирование аксиологической теории
Под аксиологической концепцией культуры понимают подход к изучению культуры, суть которого состоит из рассмотрения культуры как совокупности основных ценностей социума.
Пол «аксиологией» понимают направление философии, которое изучает теорию ценностей. Различные виды ценностей волновали человека достаточно давно. Впервые о ценностях начинают говорить ещё во времена античности. В философии Сократа центральным аспектом являются ценности. Теологов средневековья, мыслителей эпохи Просвещения и Нового времени так же волновал этот вопрос. Однако общего представления о том, что такое ценности оформлено не было. Впервые понятие ценности было сформулировано в начале XX века.
Большая роль в становлении аксиологической теории принадлежит Ф. Ницше. Для Ницше бытие — это не просто реальность, это ценность, тем самым создатель знаменитого Заратустры растворял онтологию в аксиологии. О важности роли Ницше в формировании аксиологической теории как культурной основы говорило множество ученых, среди них немецкий философ-идеалист Вильгельм Виндельбанд и историк А. Штерн, которые считали, что именно Ницше подготовил почву для теоретической базы ценностей.
В 1902 году впервые был использован термин «аксиология» в работе французского философа П. Лапи «Логика воли». Термин «аксиология» заменил введенный немного ранее термин «тимология», который впервые стал использовать И. Кайбиг. Немецкий философ Эдуард фон Гартман поддержал П. Лапи и так же стал прибегать к использованию термина «аксиология». С 1907 по 1909 год в свет выходила его работа «Система философии в общем очертании», в которой ученый определил положение данной дисциплины на фоне таких наук как гносеология, натурфилософия, метафизика, этика, эстетика и философия религии. Таким образом он прочно установил использование данного термина и статус новой дисциплины.
В 1905 году немецкий философ Г. Риккерт предложил свою концепцию культуры и философии, основанную на ценностном подходе. По мнению ученого наша реальность состоит из бытия и ценностей. Бытие по мнению Риккерта может существовать в двух ипостасях: во-первых, все что связано с ценностями это благо, совокупность благ — это культура; во –вторых, это нейтральные ценности, которые являются природными и не имеют отношения к культуре.
По мере того как формировалась аксиологическая наука, культура стала восприниматься как «мир воплощенных ценностей». Постепенно все больше внимания стало уделяться описанию ценностей, из этого была сформирована отрасль знаний, которая носит название история культуры. По мнению М.С. Кагана все это так же помогло сформироваться теории «локальных цивилизаций» О. Шпенглера.
Разработкой ценностей в условиях культурфилософии занимался так же немецкий философ и социолог Шелер. По мнению ученого культурные ценности это производные духовных ценностей, например, ценности искусства, научные институты.
Гартман выделял шесть групп ценностей. Эти группы ценностей были расположены в иерархическом порядке:
- ценности блага (польза от вещей);
- ценности удовольствия (то что приятно);
- жизненные ценности (все что полезно для жизни);
- нравственные (добро);
- эстетические (прекрасное);
- познавательные ценности (истина).
Аксиологическая концепция в конце XX века
В этот период происходит активизация контактов между Востоком и Западом. Поднимается вопрос ценностях. Аксиологический подход начинает распространятся и на другие науки, например, в книге известного американского психолога А. Маслоу "К психологии бытия" целая глава имеет название «Ценности». А. Маслоу считал, что ценности — это избирательный принцип, они присутствуют не только у человека, но также и у животных. Данный принцип ученый называл "натуралистической наукой о человеческих ценностях".
Учение о ценностях распространяется и на многие другие науки, например, на социологию, культурологию, искусствоведение.
Аксиологическая концепция XXI века
Как утверждает В.Г. Выжлецов, объективность культурных ценностей объясняется трансцендентностью их источника. Сегодня аксиологическая концепция является базой современного гуманитарного знания, для аксиологии основой является разум и рациональность.
Культура стала пониматься как реализация ценностей. Аксиология является фундаментом гуманитарного знания. Истиной гуманитарного знания становится ценность. Ценностная теория вступает в противовес с прагматизмом и технократическим мышлением. Ценности определяют принцип принятия важных для человека решений, определяют его поведение и поступки и в конечном итоге влияют на всю его судьбу. От того какие ценности распространены в обществе зависит судьба как отдельного человека, так и всего общества в целом.
Критика аксиологической концепции
Несмотря на кажущуюся идеальность аксиологической теории, она столкнулась с рядом критических замечаний со стороны марксизма. Сторонники марксизма отвергали само понятие ценностей, считая, что его можно относить только к буржуазному строю, а аксиология, по их мнению, являлась идеалистическим учением.
Сегодня так же найдутся ученые, которые не желают принимать аксиологическую концепцию. Далеко не все ученые согласны с идеей о том, что ценности представляют собой универсальную базу человеческого бытия и культуры.
Взаимосвязь смысла и ценностей воспринимают как экзистенциальную антиномию, ценность по мнению критиков, является субъективным смыслом, который был порожден культурой.