Конфликт – это радикальный способ разрешения противоречий в интересах двух субъектов.
Участие третьей стороны в урегулировании конфликта
Важным фактором эффективного урегулирования конфликта является участие третьей стороны. Третья сторона способна устранить противоречия, возникающие между оппонентами. В качестве третьей стороны могут выступать различные лица, например, адвокаты, медиатор, мировые судьи и так далее. Всё зависит от вида конфликта, в который вступают стороны.
Участие третьей стороны необходимо тогда, когда конфликт невозможно разрешить на основе законодательных норм, а конфронтация между сторонами перерастает все возможные пределы, становится опасной или всем невыгодной.
Оппоненты могут сами обратиться к третьим лицам за разрешением конфликтов в следующих случаях:
- Затянувшийся конфликт. Конфликт длится длительное время, исчерпаны все аргументы, силы и ресурсы, однако результат так и не был достигнут.
- Отстаивание противоположных, взаимоисключающих интересов, где невозможно найти общие точки соприкосновения.
- Разные трактовки правовых норм, а также иных критериев, являющихся ключевыми для разрешения данного конфликта.
- Одной из сторон был причинён значительный ущерб, и она требует применения серьезных санкций к другой стороне.
- Стороны хотят сохранить хорошие отношения, однако конфликт не позволяет им этого сделать, а найти решение, устраивающее обе стороны, они также не могут.
- Между сторонами имеется временное соглашение, однако необходим контроль за ходом разрешения конфликта.
Третья сторона может и самостоятельно вмешиваться в конфликт, когда:
- Имеется угроза применения насилия, события опасно обостряются. В таких случаях правоохранительные органы могут вмешаться в деятельность субъектов, проводя разбирательство конфликта в законодательной сфере, например, в административно-правовой, в уголовно правовой и так далее.
- Одна из сторон применяет насилие по отношению к другой стороне.
- Третья сторона не заинтересована в конфликте между первыми двумя сторонами.
- Конфликт возник в рабочей среде, и управленцу не выгодно возникновения конфликта. Например, работодатель вынужден вмешаться в работу коллектива, конфликта в коллективе.
- Стороны не могут найти компромисс, в то же время у третьей страны имеется готовое решение.
- Третья сторона предполагает наличие у нее официального статуса или неформального авторитета, признаваемого участниками конфликта.
урегулировании конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Участие третьей стороны в урегулировании конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правовой статус третьей стороны при урегулировании конфликта
Третья сторона, участвуя в регулировании конфликта, должна иметь официальный статус или неформальный авторитет, который признается всеми участниками конфликта. В качестве такой стороны, например, могут выступать межгосударственные организации, если речь идет об ООН. Общественные организации также могут выступать в качестве третий стороны в урегулировании конфликтов. Например, комиссия по разрешению трудовых споров и конфликтов занимается разрешением споров, возникших в сфере трудовых правоотношений. Кроме того, существуют профессиональные переговорщики, которые ведут диалог при переговорах сторон друг другом.
В качестве неофициальных медиаторов могут также выступать известные люди, которые добились успеха в определённой сфере. Например, таковыми могут быть политики, врачи, государственные деятели в какой-либо сфере и т.д. Переговоры в религиозной сфере ведутся представителями религии, профессиональные педагоги-психологи также обладают навыками переговоров. Переговорщиком являются и сотрудники правоохранительных органов, которые вынуждены вмешаться в конфликт с целью его урегулирования. В семье переговорщиками могут выступать старшие по возрасту, например, бабушка, мать и так далее. Стороны могут обратиться к друзьям или знакомым с целью разрешения конфликтов.
Спасатели также могут стать переговорщиками в некоторых случаях, например, когда освобождают заложников. При реализации данной задачи очень важно уметь грамотно ввести переговоры, чтобы они не привели к негативным последствиям. Подобные переговоры также отличаются особой сложностью.
После того, как стороны приняли решение вступить в переговоры, начинается переговорный процесс, состоящий из нескольких этапов:
- подготовка;
- непосредственная работа с конфликтующими субъектами;
- достижение договоренности;
- контроль за достижением и исполнением договоренности.
От того, как проведена подготовка к урегулированию конфликта, зависит будущая успешность переговоров. При этом подготовка к переговорам ведется по двум основным направлениям:
- организационный;
- содержательный.
Организационный момент регламентирует определение места и времени проведения переговоров, согласование вопросов, которые будут обсуждаться сторонами. Содержательный процесс переговоров предполагает анализ самого конфликта, который возник между сторонами, приемлемых способов его разрешения, оценку конфликта и последствий, к которым он может привести.
Медиатор как третья сторона разрешения конфликта
Медиатор является лицом, знания которого используются для разрешения конфликта. При этом медиатор может применять различные стили и способы его разрешения. Так, выделяют следующие стили:
- высокоавторитарный;
- авторитарный.
Первый стиль оптимален при обостряющихся конфликтах, в случае их быстрого развития, а также тогда, когда одна из сторон очевидно не права или конфликт протекает в экстремальных условиях, например, в боевой обстановке, при захвате заложников. В таких условиях нет времени на детальное разбирательство, и необходимо применение высокоавторитарного метода. Данный стиль кажется высокоэффективным, однако у него имеется ряд недостатков: необходимость быстрого принятия решения в конфликтной ситуации вынуждает медиаторов склониться в чью-либо сторону, нет времени на детальное обсуждение конфликта.
К применению авторитарного метода прибегают в тех случаях, когда у сторон имеется время на разрешение конфликта, а также тогда, когда между сторонами существуют длительные и неприязненные отношения, они не могут конструктивно договориться.
Рисунок 2. Формы участия третьей стороны в урегулировании конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ