Для того, что бы эффективно управлять конфликтами нужно знать некоторые их составляющие:
- типология,
- статические и динамические характеристики,
- стратегию и тактику поведения, их адекватное применение для каждой конкретной ситуации в процессе социального взаимодействия.
Конфликты происходят внутри нас и между нами, в соответствии с этим конфликты подразделяют на внутриличностные и внешние. Внешние конфликты в свою очередь принято разделать на межличностный, групповой, коллективный, социальный, международный конфликт.
Участники внутриличностного конфликта
Отличие внутриличностного конфликта от внешнего в том, что его сторонами являются не отдельные личности, а психологические составляющие внутреннего мира индивидуальности, ее различные структурные элементы (стороны).
Внутриличностный конфликт может быть явным (например, конфликт двух противоречивых требований) или же скрытым, который выражается в симптомах и нарушениях поведения (например, трудности в общении).
В обоих случаях может развиться так называемый ролевой конфликт, при котором различные социальные роли людей предъявляют к ним противоречивые требования.
Неразрешимый внутриличностный конфликт может вызвать тревогу, препятствовать профессиональному и личностному росту, сделать человека более уязвимым. Профессиональное развитие человека невозможно, если не преодолеть внутренние противоречия. Психологический конфликт можно разрешить с помощью гармонизации интересов сторон посредством самоубеждения, принуждения, самоконтроля и прочих способов самовоспитания.
Участники межличностного конфликта
Этот тип является самым распространенным типом конфликта. В основе межличностных конфликтов лежит ценностная борьба, притязания власть и ресурс. В процессе этой борьбы сторонами нейтрализуются соперники, они могут нанести им ущерб.
Часто основой этого конфликта могут быть необоснованные притязания противоборствующих сторон, конфликтный характер одной из сторон конфликтной ситуации.
Структура конфликта включает в себя систему устойчивых связей конфликта, которые обеспечивают его целостность.
Участники конфликта входят в его структуру, также в нее включается зона разногласий (предмет конфликтной ситуации), представления сторон о конфликте, их мотивы и действия.
Участниками конфликта являются противоборствующие стороны, которые включают в себя участников (оппонентов), их сторонников и противников, нейтральные лица (миротворцев, посредников), жертв конфликтной ситуации.
Ключевым звеном всех конфликтов являются противоборствующие стороны. Если же одна из сторон станет уходить из конфликта, то он прекратится. В случае, когда в межличностном конфликте одна из сторон заменяется на новую, то и конфликт подлежит изменению, может начаться новый конфликт, так как заинтересованности участников в межличностных конфликтах индивидуализированы.
Основной характеристикой участников конфликта является их ранг, который определяется степенью их интеллектуальных и физических способностей, материальных возможностей в сфере реализации целей конфликта.
Предмет конфликта представляет собой объективно существующую или воображаемую проблему, которая служит основой конфликта.
Предмет конфликта - противоречие, ради разрешения которого участники могут начать противоборство. Зона разногласий подлежит особому вниманию при первоначальной диагностике конфликта, а также в ходе его развития. Границы зоны конфликта могут двигаться, предмет можно подменить осознанно или неосознанно.
Деятельность по управлению конфликтами должна быть нацелена на сужение и устранение зоны разногласий. При этом следует разделять факты и их оценки, выясняя представления участников о сути конфликта.