Предупреждение конфликта
Предупреждение конфликта – это его пресечение, то есть недопущение возникновения конфликта в конкретной ситуации.
Для того чтобы эффективно предупредить конфликт, нужно добиться развития проблемной ситуации в выгодную сторону, ведя при этом диалог в конструктивном направлении. Предупреждение в узком смысле означает работу с субъектами, с которыми возникают конфликты, а также и с иными лицами при необходимости.
Существуют специальные технологии предупреждения конфликтов, которые являются совокупностью знаний о способах, приемах и средствах воздействия на предконфликтную ситуацию для того, чтобы она в дальнейшем не развивалась в конфликт. При этом изучаются возникшие противоречия с учётом интересов конфликтующих сторон.
Воздействовать на конфликт можно несколькими способами:
Нередко для того, чтобы скорректировать ситуацию, достаточно откорректировать свое отношение к ней. То есть необходимо изучать субъективные предпосылки возникновения конфликта.
Предконфликтная ситуация никогда не возникает внезапно, чаще всего конфликт нарастает постепенно. Очень важно умерить эмоциональный накал между сторонами, не допуская его выхода за разумные приделы, а также грамотно сгладить конфликт на стадии возникновения. Обострение страстей может проявляться факторами, как мимика, покраснение лица, определенные жесты, интонация голоса и так далее.
предупреждения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Технология предупреждения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы сглаживания конфликта
Конфликт можно сгладить определёнными способами, которые перечислены ниже:
- Напоминание о том, в чем прав ваш оппонент, а в чем правы вы.
- Сведение проблемы к шутке, использование юмора.
- Переведение разговора на другую тематику.
- Уступка, если проблема спора не важна для вас, однако важно достигнуть определённой цели.
- Хитрости, например, сказать оппоненту, что вы не успели разобраться в проблеме и предложить перенести разбирательство на завтра. За это время эмоции улягутся, и конфликт будет сглажен.
Для того чтобы предупредить конфликт, нужно уметь грамотно общаться. Грамотное общение необходимо не только медиаторам или юристам, разрешающим конфликты и споры, но и нужно любым людям, вступающим в отношения с другими людьми. Человеческие взаимоотношения предполагают конфликты, так как мы все разные, обладаем разными интересами. Однако используя навыки конфликтологии, человек может обучиться применять приемы, анализировать конфликтные ситуации, настраивать оппонента на правильное разрешение конфликта. От умения ориентироваться в конкретной ситуации зависит исход конфликта в целом
Способы воздействия на партнера
Воздействовать на партнера можно различными способами, с помощью которых возможно не только откорректировать его поведение, но и позицию. Выделяют следующие способы воздействия:
- Реальность требований. Не стоит требовать от оппонента невозможного, необходимо учитывать, что все мы люди, и наши возможности ограничены.
- Неторопливое разрешение конфликта. Не стоит быстро или бегло пытаться разрешить конфликт, зачастую это невозможно. Перевоспитать людей путём конфликта также в большинстве случаев нельзя. Поэтому не стоит ждать быстрых результатов и действовать осторожно и тактично.
- Использование невербальное знаков. Конфликтология предполагает изучение жестов и взглядов, мимики и эмоций человека. Советы по данному направлению – необходимо наблюдать за своим оппонентом, менять позы во время разговора с ним на более открытые, располагающие к общению. В результате ваш партнёр может скопировать вас и начать вести себя также более открыто.
- Получение своевременной и точной информации. Информация должна быть к месту, то есть своевременная. Если вы оперируется старой информацией, то рискуете так и не разрешить конфликт. Всю информацию, которую субъект получает, необходимо проверять на достоверность, в противном случае данная информация может стать новым поводом для развития конфликта
- Умение отделить личность партнёра от проблемы. Люди субъективны, однако необходимо объективно относиться к разрешению возникающей проблемы, не быть категоричным и учитывать, что у каждого человека есть слабости. Необходимо следовать также принципам этики, например, не перебивать друг друга во время разговора, уважительно относиться друг другу, не оскорблять партнёра. По возможности, не стоит использовать критику.
Некоторые авторы полагают, что критика является одним из способов разрешения конфликта. Например, когда руководители критикуют работу подчинённого, они тем самым помогают ему реализовать поставленную задачу, приобрести опыт и так далее. Однако необходимо учитывать субъективное отношение человека к критике, так как не все люди способны адекватно воспринять её. Важно, чтобы критика была позитивной и конструктивной, необходимо соблюдать ряд правил при реализации критики в отношении другого человека. Например, не стоит переходить на личности, высказывать обидные факторы, которые могут ранить партнёра. Очень важно уметь анализировать, как партнёр воспринимает критику, как он к ней относится. Известна ситуация, когда люди совершали самоубийство в результате критического отношения к какой-либо сфере деятельности. Если же критикуемый позитивно настроен на советы, которые ему дает оппонент, то в данном случае критика сыграет только позитивную роль.
Если же критика поступает в ваш адрес, то здесь необходимо помнить следующие правила:
- Критика является резервом для самосовершенствования. Поэтому необходимо отмечать все обстоятельства, высказываемые оппонентом, отбирать из них те, которые относятся лично к вам, самосовершенствоваться в данных областях. Не стоит обижаться на критику, особенно понимая, что это лишь метод разрешения конфликта.
- Зажим критики также вреден, так как в некоторых случаях критика помогает преодолевать конфликтную ситуацию.
- Не стоит отождествлять критику с оппонентом, с его личностью.