Признаки конфликта
Важное место в управлении конфликтами внутри организации занимает их прогнозирование и предупреждение посредством контроля степени социальной напряженности.
В социологии конфликта существуют методики оценивания конфликтности предприятия на основании выявления интегрального показателя, отражающего уровень социальной напряженности.
Признаки социального напряжения в основном выявляются путем обычного наблюдения.
Для назревающего конфликта в компании характерны следующие признаки:
- стихийное мини собрание (беседа нескольких человек);
- рост количества неявок на работу;
- падение производительности труда;
- рост количества локальных конфликтов;
- массовое увольнение по собственному желанию;
- распускание слухов;
- групповое невыполнение распоряжений администрации;
- стихийный митинг или забастовка;
- возрастающая эмоциональная напряженность.
Предупреждение конфликта
Предупреждение конфликта представляет собой вид деятельности субъектов управления, который направлен на недопущение его возникновения. Этот путь управления конфликтами основан на их прогнозировании. В этих случаях на основании получаемой информации о причинах назревающей нежелательной конфликтной ситуации может быть предпринята активная деятельность, нейтрализующая действие всей системы детерминирующих его факторов, что является вынужденной формой предупреждения конфликта.
Основные пути управления и предупреждения конфликтов:
- Ежедневная забота об удовлетворении нужд и запросов персонала;
- подбор и расстановка персонала в соответствии с их индивидуально- психологическими особенностями;
- соблюдение принципов социальной справедливости при принятии любых решений, которые затрагивают интересы коллектива и личности;
- воспитание работников, прививание им высокой психолого-педагогической культуры общения и др.
Стимулирование конфликта
Стимулирование конфликта включает в себя деятельность субъекта управления, которая направлена на провокацию, вызов конфликтной ситуации. Стимулирование может быть оправдано в ходе течения конструктивных конфликтов.
Средствами стимулирования конфликтов могут быть:
- Постановка проблем для обсуждения на собрании;
- Критика возникшей ситуации на совещании;
- Выступление с критическим материалом в СМИ и др.
В процессе стимулирования конфликта администрация должна быть готова к конструктивному управлению, что является важным условием в процессе управления конфликтами. Нарушение этого правила может привести к печальным последствиям.
Регулирование конфликта
Регулирование является видом деятельности субъектов управления, которое направлено на ослабление и ограничение ситуации, обеспечение ее развития в сторону разрешения.
Регулирование считается сложным процессом, которому присущи следующие этапы:
- Признается реальности конфликта противоположными сторонами.
- Конфликт легитимизируется, то есть достигается соглашение конфликтующих сторон по признанию и соблюдению установленных правил по взаимодействию.
- Конфликт институциализируется, то есть создаются соответствующие органы, рабочие группы в сфере регулирования конфликтного взаимодействия.
Разрешение конфликта направлено на его завершение и является заключительным этапом в управлении конфликтом.
Разрешение конфликта бывает полное и неполное. Полное разрешение может быть достигнуто при устранении причины (предмета) конфликтной ситуации. Неполное разрешение может произойти в тех случаях, когда устранены не все причины или ситуации. В этих случаях неполное разрешение конфликтных ситуаций становится этапом на пути ее полного разрешения.