Психология в работе сотрудников ДОУ
Знания психологии являются определяющими в рабочей деятельности педагогов. По мнению А.С. Макаренко, знание педагога складывается из общих и специальных знаний. Это не только познания в сфере политики, устройства общества, а также литературы, искусства, истории и т.д. Именно данные категории формируют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, которые необходимы для преподавания предметов дошкольникам, разделяются на следующие категории:
- психолого-педагогические;
- медико-биологические;
- знание психологии дошкольников, умение работать с ними и с их родителями (законными представителями).
Однако недостаточно, чтобы педагог ДОУ обладал только элементарными знаниями общей психологии дошкольников, необходимо также учитывать отличие психологии ребенка от психологии взрослого, процесс адаптации детей к социуму.
При необходимости педагог ДОУ должен помогать дошкольникам корректировать свое поведение в лучшую сторону, если у тех наблюдаются некоторые девиации. Особое внимание следует уделить детской гиперактивности, детским конфликтам и страхам, вопросам подготовки к школе и общению со сверстниками. Кроме того, педагог должен обдумывать моменты группового общения с детьми, так как необходимо не только разрабатывать тактику общения, но и придумать вопросы, которые необходимо будет в ходе занятия задать детям. Дошкольники нуждаются в более оформленномм представлении информации, то есть сопровождаемом ассоциациями, картинками, рисунками, интересными заданиями.
Кроме того, информацию для дошкольников необходимо доводить до детей в интересной форме, давая сведений в сто раз больше, чем детям действительно нужно.
Перед педагогами ДОУ стоят следующие задачи:
- глубокий и всесторонний анализ педагогических и психологических форм и методов работы с учащимися;
- помощь дошкольникам в лучшем усвоении информации, анализ психологического подхода к каждому ребенку;
- выявление трудностей, с которыми сталкивается дошкольник в процессе освоения учебного материала;
- помощь дошкольникам и родителям в построении взаимоотношений (при необходимости).
Таким образом, педагог должен обладать не только знаниями в сфере дошкольного образования, но и быть психологом. В противном случае его деятельность может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Кроме того, педагог ДОУ должен быть эрудированным, для того чтобы поддерживать свой авторитет в глазах детей, ему нужно знать обо всём понемногу.
Знания должны приобретаться педагогом не только из специальной, но из периодической литературы, книг, лекций, бесед с другими педагогами.
Реакция педагога ДОУ на конфликты между дошкольниками
Педагог ДОУ имеет место с конфликтами в детской среде, которые возникают также часто, как и среди взрослых, однако по несколько иным поводам. Дети в дошкольном возрасте только учатся выстраивать отношения, а потому основные конфликты возникают по поводу дележки игрушек, места, друга или подруги т.д. Детская агрессия сопровождается большим выбросом энергии, так как дети еще не умеют скрывать свои эмоции, действовать исподтишка. Анализируя конфликты дошкольников, педагоги ДОУ обращают внимание на склонности детей, акцентируя внимание родителей как на позитивных качествах ребенка, так и на тех, над которыми требуется поработать в дальнейшем.
При проявлении агрессии ребенком-дошкольником педагогу ДОУ необходимо проявить следующую тактику:
- Конфликты между детьми сопровождаются большим всплеском энергии. Задача педагога – направить данную энергию в другое русло. Например, дать детям порвать бумагу, сломать палку, отвлечь их рисованием.
- Необходимо избегать применения силы в ответ на агрессию. Педагог ДОУ должен не только уметь владеть собой, но и показывать ребенку ненасильственные способы выпуска гнева.
- В случае возникновения конфликтной ситуации необходимо поговорить с ребенком о произошедшем в контексте не «ты плохой», а «я огорчен твоим поведением».
- Если ребенок агрессивен, нужно научить его выражать словами свои эмоции, что ему нравится, а что – нет. Детям важно понимать, что их уважают, а также осознавать, что злиться – это естественно.
- Необходимо использовать «Я-сообщения». Например, «Я вижу, что ты злишься. Я понимаю, что это действительно важно для тебя. Я могу помочь».
- Ребенок должен нести ответственность за свою агрессию. С этой целью педагог ДОУ может создать игровую ситуацию, в ходе которой ребенок сможет открыть свои негативные чувства.
- Если педагог ДОУ игнорирует агрессию ребенку, он таким образом закрепляет у дошкольника вариант агрессивного поведения.
Конфликты между клиентами и педагогами ДОУ
Клиентами ДОУ являются родители и законные представители (опекуны, попечители) детей-дошкольников. Основные конфликты в данной сфере могут возникнуть в случае неудовлетворительной оценки родителями работы педагога ДОУ. Не исключено, что педагог ДОУ и родители могут иметь разные взгляды на воспитание дошкольника. Однако родители получают информацию о воспитании в основном из сети Интернет, телевидения, в некоторых случаях - из популярной психологической литературы, в то время как педагог ДОУ получает специфическое, а именно узкоспециализированное педагогическое образование.
Педагоги ДОУ также занимаются работой и с родителями дошкольников. Это сложная задача, так как и воспитатели ДОУ, и родители - это взрослые люди с уже устоявшимися взглядами. Работа со взрослыми требует особых психологических усилий от педагогов ДОУ.
При взаимодействии с родителями дошкольников перед педагогом ДОУ стоят следующие задачи:
- установление партнерских отношений с семьями дошкольников;
- объединение усилий для развития и воспитания ребенка;
- создание атмосферы взаимопонимания, общих интересов, эмоциональная поддержка;
- активизация и обогащение воспитательных навыков родителей;
- поддержение уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
В первую очередь, ребёнок воспитывается родителями. Перед педагогом ДОУ стоит задача по формированию социально адаптированной личности дошкольника, который был бы способен ориентироваться в современном пространстве, продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Именно поэтому педагоги ДОУ и родители должны активно взаимодействовать друг с другом, реализуя воспитательные задачи, преследуя общую цель воспитания будущего члена общества.
Психологическая служба ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Психологическая служба ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ